Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджмент




И.А. Алексеенко

Т.И. Лысенко

 

Днепропетровск НМетАУ 2006

 

 

УДК 338. 242: 65.012.32 (07)

 

Лысенко Т.И., Алексеенко И.А. Менеджмент: Учебное пособие.-Днепропетровск: НМетАУ, 2006.-62 с.

 

Учебное пособие содержит в себе теоретические основы по дисциплине «Менеджмент». В нем рассмотрены категории современного менеджмента, а также основные функции и методы управления. Предназначен для студентов специальностей: 6.050107 – экономика предприятия, 6.050102 – экономическая кибернетика. Рис.11. Табл. 2. Библиогр.: 6 наим.

 

 

Составители: Лысенко Татьяна Ильинична, доц., к.т.н.

Алексеенко Инна Анатольевна, ассистент.

 

Ответственный за выпуск Д.Е. Козенков, канд.экон.наук, доц.

 

 

Рецензент: Павленко В.В. доцент кафедры экономической информатики НМетАУ

 

 

Национальная металлургическая академия

Украины, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 4

Тема 1. Суть менеджмента. Предмет, методы науки «Менеджмент». 5

Тема 2. Производственные системы как объект менеджмента в

рыночных условиях. Правовые и организационные формы. 10

Тема 3. Основные категории современного менеджмента.

Цели управления. 17

Тема 4. Принципы и методы производственного менеджмента. 20

Тема 5. Организация управления производством. Процесс и

функции управления. 22

Тема 6. Организация процесса управления производством в

пространстве (организационные структуры). 30

Тема 7. Организация процесса управления во времени.

Рабочий день менеджера. 37

Тема 8. Управленческое решение и его технология. 42

Тема 9. Организационно-распорядительные методы управления. 50

Тема 10. Социально-психологические методы управления. 52

Тема 11. Исторический аспект развития менеджмента

как междисциплинарного участка знаний. 57

Литература 59

Словарь основных терминов 60

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная практика деятельности предприятий Украины свидетельствует об активном переходе управленцев от административно-командной формы управления к использованию современных подходов менеджмента. Именно использование в практике деятельности современных достижений менеджмента позволило предприятиям экономически развитых стран занять конкурентные позиции на сложном мировом рынке.

Наука менеджмента требует от современных руководителей предприятий соответствующих знаний в области экономики, психологии поведения человека, организации производства, работы с поставщиком ресурсов и потребителей продукции. Соединение накопленных в мире знаний в сфере менеджмента, их адаптация к условиям и специфике украинской действительности составляет основу дисциплины «Менеджмент».

Предметом изучения в курсе «Менеджмент» выступает управленческая деятельность менеджера, работающего в составе сложной организации. Сущность предмета дисциплины составляют законы управления и общие принципы, определяющие порядок формирования, функционирования и развития систем управления организациями.

Целью изучения дисциплины «Менеджмент» является формирование у студентов современного управленческого мышления и системы специальных знаний в области менеджмента, приобретение умений анализа сложных процессов и явлений, протекающих в организациях.

 

 

1. Суть менеджмента. Предмет, методы науки «Менеджмент».

Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски “управление” - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Менеджеры - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. А управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Термин “менеджмент” американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельности.

Термин “ менеджмент” по своей сути является аналогом термина “ управление”, однако не в полной мере. Термин “управление” намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности. Термин ”менеджмент” применяется лишь к управлению социально – экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.

Как видно из вышеизложенного, эти два термина тесно переплетаются друг с другом, поэтому в дальнейшем будем применять термин “ управление “ в том же значении, что и “менеджмент”.

Американский ученый Мескон дает такое определение: «Менеджмент – это умение достичь поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей».

Для чего необходимо управление в организации (на предприятии)? Управление необходимо для координации всех задач организации (предприятия) для достижения поставленной цели.

В настоящее время в управленческой литературе существует тенденция рассматривать управление, как реализацию функций. Большинство экспертов в области управления принимают следующее определение:

Управление (менеджмент) – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулировки и достижения целей организации.

Мы выяснили, что менеджмент – это наука об управлении организацией.

Организация – это группа людей, деятельностью которых руководит менеджер для достижения общей цели.

Менеджер – руководитель (начальник) – это человек, который осуществляет управленческую деятельность.

Что делает менеджер?

1. получает задания от своего руководителя и распределяет выполнение этого задания между своими подчиненными.

2. получает информацию от подчиненных, перерабатывает ее и выдает новые задания или решения, соответствующие его уровню как руководителя.

3. докладывает вышестоящему начальнику о результатах деятельности своего подразделения, своих подчиненных.

4. ищет пути усовершенствования работы той организации, которой он руководит.

5. является лидером, то есть среди нескольких работников одинакового уровня только лидер может принимать решения, брать на себя ответственность за принятые решения.

Для выполнения этих заданий менеджер должен обладать такими качествами:

- Знать технологию производства той продукции, которую выпускает предприятие.

- Обладать знаниями по экономике, маркетингу, финансам.

- Уметь анализировать полученную информацию.

- Видеть место, которое занимает его предприятие в окружающем мире, среди других предприятий, выпускающих аналогичную продукцию.

- Уметь руководить людьми, грамотно общаться с людьми, чтобы они уважали, ценили руководителя и быстро выполняли все его задания.

- Уметь работать в условиях конкуренции, то есть искать новые более эффективные методы производства продукции, руководства людьми.

Существуют на первый взгляд похожие понятия: менеджер, предприниматель, бизнесмен. На самом деле между этими категориями людей имеются различия.

Менеджер – это специалист, обладающий специальными знаниями и умениями, профессионально занимающийся управлением в конкретной сфере деятельности организации.

Отличительные особенности менеджера:

· Менеджер устанавливает цели и определяет средства и способы их достижения;

· Менеджер организует процессы. Он выдает задания своим подчиненным и указывает шаги, которые необходимо сделать для выполнения заданий;

· Менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он должен заинтересовать своих работников в качественном выполнении заданий, а также обеспечить их необходимой информацией.

· Менеджер устанавливает показатели измерений. Он определяет систему критериев и единиц измерения индивидуального и совместного труда. Он вырабатывает такие показатели, которые позволяют оценить работу каждого работника.

· Менеджер способствует профессиональному росту людей и себя самого.

 

Предпринимательская деятельность - интеллектуальная деятельность инициативного человека, направленная на организацию дела, дающего возможность извлекать пользу на благо себя самого, с пользой для других (путем предоставления рабочих мест, уплаты налогов). Следовательно,

Предприниматель – человек, берущий на себя риск, связанный с организацией дела, предлагаемого обществу. Предприниматель не всегда сам управляет своим предприятием или фирмой. Для этого он нанимает менеджеров (руководящий состав фирмы, предприятия, банка, наделенный исполнительной властью).

Бизнесмен - человек, занимающийся хозяйственной деятельностью с целью получения выгоды и прибыли и не беспокоящийся об обществе.

 

Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Труд в этой сфере носит название управ­ленческий. По сравнению с другими видами труда в организации он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах применяемых средствах.

Предмет труда менеджера — это информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта.

В качестве орудий труда работников менеджмента выступают средства работы с информацией.

Результатом их деятельности является управленческое решение, которое оценивается по достижению поставленных целей.

 

Предметом курса «Менеджмент» является:

-теоретические положения в области управления, которые касаются менеджмента в любой сфере деятельности (производства, финансов, маркетинга);

-прикладные аспекты менеджмента и опыт конкретных организаций;

-разработка систем менеджмента для конкретных экономических, производственных, технологических, социальных и других условий.

Эволюция управленческой мысли.

Интерес к управлению появился в начале 20-го столетия в США. Основоположником менеджмента является Тейлор. Американский менеджмент выделяет такие этапы развития:

Школа научного управления 1885-1920 Тейлора - основали производственный менеджмент - Фредерик, Френк, Лили Гильберт, Генри Гант. Занимались наблюдениями, замерами и анализом операций ручного труда, стимулированием трудового вклада, нормированием труда.

Классическая (административная) школа (1920-1950) основал Анри Файоль – отец менеджмента. Он руководил большой угольной компанией. Создатели этой школы менеджмента:

- развили принципы управления (14 принципов);

- описали функции управления (планирование, организация, распорядительство, координирование и контроль);

- систематизировали подход к управлению всей организацией.

Школа людских отношений (1930-1950) основали Мери Паркер и Елтон Мейо. Предложили использовать приемы управления людскими отношениями путем воздействия непосредственных руководителей на работника, консультации с работником, обеспечение широких возможностей общаться на работе.

Школа поведенческих наук (с 1950) основана Дугласом Мак-Грегором, Фредериком Герцбергом и другими. В основе учения лежат методы налаживания межличностных отношений, повышения эффективности людских ресурсов.

Школа науки управления (количественного подхода) (с 1950). Основой школы является исследование моделей, т.е. форм предоставления реальности и операций. После создания моделей роль переменных играют количественные значения.

 

Вопросы для самоконтроля

Что такое менеджмент?

Что изучает менеджмент?

Отличия в деятельности менеджера, предпринимателя и бизнесмена. Что является результатом труда менеджера?

Какие Вам известны этапы развития менеджмента?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.