Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переменного фактора




АР

Количество

В ТR

А

 
 


(число рабочих), L

 
 


МРLL

А1

В1

 
 


C 1

 
 


МРL Количество труда

(число рабочих), L

Рис. 9.2. Общий, предельный и средний продукт

 

2. В отличие от спроса на обычные потребительские товары индивидуального назначения, т.е. продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет свою специфику. Особенностью, специфической чертой на любые факторы производства является то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага, т.е. товары или услуги обычного потребительского назначения.

Спрос на факторы производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. Спрос на

 

 

факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т.е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг, необходимых для конечного потребления.

Для организации производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырье, энергия. Все они в большой или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, и наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т.д. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих товаров вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот.

Что лежит в основе спроса на факторы производства и чем определяются его границы? Ответ кажется очевидным – цены на ресурсы. Это верно, однако производный характер спроса на факторы со стороны фирмы предопределяет его зависимость также и от производительности факторов, и от уровня цен на продукцию, производимую с помощью этих факторов.

Производительность переменного фактора может измеряться не только в физических, но и в денежных единицах. Стоимостным показателем производительности фактора является предельный продукт фактора в денежном выражении, или предельный доход от продукта используемого фактора производства.

Предельный продукт фактора производства в денежном выражении (МRРL) – это произведение предельного физического продукта переменного фактора (L) и предельного дохода, полученного от продажи одной дополнительной единицы продукции:

МRРL = МРL х МR0

где, МRРL – предельный продукт фактора L в денежном выражении;

MPL- предельный продукт фактора l в физическом выражении.

MRO - предельный доход от продажи дополнительной единицы продукта.

Таким образом, предельный продукт фактора в денежном выражении показывает прирост общего дохода в результате использования одной единицы переменного фактора при неизменном количестве всех остальных факторов.

В условиях совершенной конкуренции, когда фирмы являются «ценополучателями», предельный продукт фактора L в денежном выражении это произведение предельного продукта фактора L в физическом выражении и цены единицы в выпускаемой продукции.

 

 

В условиях несовершенной конкуренции предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет ниже, чем ее цена. Затраты фирмы на приобретение каждой дополнительной единицы фактора, принято называть предельными издержками ресурса (МРС).

MRPL=MPL х P

где P-цена единицы выпускаемой продукции. Напомним, что в условиях совершенной конкуренции Р = МR.

В условиях несовершенной конкуренции предельный доход от продажи дополнительной продукции будет меньше, чем ее цена. Это означает, что, при прочих равных условиях, предельный продукт фактора в денежном выражении (МRРL) у фирмы – совершенного конкурента будет больше, чем у чистого монополиста.

Правило максимизации прибыли для фирмы, предъявляющей спрос на один переменный фактор гласит фирма, максимизирующая прибыль, должна использовать такое количество переменного фактора, при котором его предельный продукт в денежном форме будет равен его предельным издержкам (МRРL = MRCL).

Если предельный продукт фактора в денежном форме превышает предельные издержки на его приобретение, то фирме, с целью максимизации прибыли, следует увеличивать количество используемого переменного фактора. И наоборот, если увеличить предельные издержки на

приобретение фактора больше, чем его предельный продукт в денежной форме. Для максимизации прибыли фирме следует уменьшить количество данного фактора. И только тогда, когда достигается равенство предельного

продукта фактора в денежном форме и его предельных издержек (цены фактора – для чисто конкурентного рынка), фирма находится в состоянии равновесия, т.е. получает максимальную прибыль.

 

3. Расчет производственной функции фирмы – это поиск оптимума, выбор среди многих вариантов, предусматривающих различные сочетания факторов производства, такого, который дает максимально возможный объем выпуска продукции. Как было выше сказано, в условиях равновесия фирмы, выступает равенство предельных издержек и предельного дохода: МС = МR, где МС – предельные издержки, МR – предельный доход.

Расчет производственной функции фирмы, стремящейся к достижению указанного условия равновесия, будет сосредоточен на поиске такого варианта, который обеспечит необходимый выпуск продукции при минимальных издержках производства. Минимальные издержки определяются на стадии расчетов производственной функции методом замещения, вытеснения дорогостоящих или возрастающих в цене факторов производства альтернативными, более дешевыми.

 

Замещения осуществляется с помощью сравнительного экономического анализа взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства и их рыночных цен. Для выявления всех возможных комбинаций факторов при выпуске в экономической теории используется понятие изокванты.

Изокванта представляет собой кривую, любая точка на которой показывает различные комбинации двух переменных факторов производства, обеспечивающие один и тот же объем производства продукции (рис. 9.3).

 

К

 
 


Q = 125

Q = 116

Q = 90

 
 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.