Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в гипноз 10 страница




ПЕРЕЖИВАНИЕ ЗАНОВО КРИТИЧЕСКОГО (ТРАВМАТИЧНОГО) СОБЫТИЯ

Нельзя избежать болезненного опыта, также как нельзя уй­ти от косы смерти. Машины разбиваются, люди умирают, войны не кончаются... Несмотря на мрачную реальность, обычно важнейшее влияние на нашу жизнь производят, так называемые, травмы по­вседневности. Вредный ребенок, который насмехался над вашими веснушками, брюки, лопнувшие в самом неподходящем моменте, и это глупое неуместное замечание, какое не должно было быть про­изнесенным, все это примеры такого типа травм невероятно важ­ного значения. Когда спустя годы, они будут подвергнуты разум­ной оценке, то покажутся глупыми (и иррациональными), однако все еще несут в себе большой эмоциональный заряд. Людям, испы­тавшим травму (даже если терапевт оценивает ее слабой, мерой травматизма являются чувства клиента), травматические события могут стать поворотным пунктом в жизни. Если такие события привели к изменениям в худшую сторону, а так случается не все­гда, то подходящим методом лечения может стать заново пережи­вание критического события. Такой метод включает оживление опыта, каталепсию, диссоциацию, прогрессию возраста и галлю-

цинацию. Этот процесс, большой эмоциональной силы, целью ко­торого будет освобождение подавленных чувств, вязаных с трав­матическим событием (катарсис), а после упорядочивание их иным образом (реинтерпретация). Если клиент сохранил созна­тельные воспоминания о критическом событии, то действия будут относительно простыми. Если же инцидент был забыт или частич­но подавлен, весь процесс необходимо провести с чувством, по­скольку бессознательное такого человека будет стараться удержать соответствующую информацию вне сознания. В таком случае до­пустимо применение стратегии переживания критического собы­тия, необходимо однако сохранить осторожность и позволяя кли­енту делать это в выбранном им темпе и лишь в крайнем случае склонить его к непосредственному столкновению с тем, чего он избегает. Необычайно полезным в оценке, готовности бессозна­тельного клиента справиться с травматическим опытом и\или его последствиями (а также хочет ли оно и в состоянии ли это сделать), может оказаться эксперимент с помощью идеомоторных вообра­жений (ideomotor questioning) (Cheek, 1994; Erickson, Kubie, 1941; Feldman, 1985; Spiegel, 1993; Spiegel, Spiegel, 1987; Yapko, 1992).

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Во многих методах терапии применяются "домашние зада­ния", поручение клиенту заданий, какие он должен выполнять ме­жду терапевтическими сессиями. Они должны укрепить мысли чувства и образцы поведения, признанные терапевтом полезными для лечения. Техника использует уровень непосредственного опы­та, часто намного более существенного чем уровень к какому об­ращается вербальная терапия. Это гипнотический опыт, поскольку его можно считать в процессе лечения, метафорой, связанной с ощущениями. Другими словами, соответственно представленные домашние задания, будут относиться к неосознанной динамике, представляемой проблемы. Вовлеченность в действия, какие во время конфронтации со сдерживающими мыслями, чувствами и поведением, изменят воззрение клиента на себя, может принести желаемые плоды перемен (Haley, 19973; Lankton, 1988; Madanes, 1981, 1984; Yapko, 1988).

Один из типов домашнего задания состоит в поручении клиенту провести эксперимент, основанный на том, чтобы испы­тать его вредные убеждения, в которые он верит, хотя в реальности они не соответствуют правде. Например, один из моих подопеч­ных, терапевт, за восемь лет ведения практики ни разу не взял от­пуск. Он боялся, что за время его отсутствия с клиентами может произойти нечто ужасное. Я подчеркнул значение свободного вре­мени для каждого человека, убеждая его, что люди, которых он ле­чит должны приобрести самостоятельность, в степени, позволяю­щей им преодолевать кратковременные отсутствия терапевта. Он согласился со мной и решил взять короткий отпуск. С многоне­дельным упреждением он проинформировал клиентов о своих пла­нах, а также дал им имена и телефоны двух терапевтов, которые должны были его заменять. Я попросил его постараться предви­деть всяческие возможные проблемы. Наконец он уехал, убежден­ный, что приготовил все наилучшим образом. Во время его отсут­ствия ничего плохого не случилось и мой подопечный признал, что все-таки может иногда уехать и сказал: "Я способен подготовить это все лишь до определенной степени, остальное — дело моих клиентов".

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ

Этот метод состоит в остановке системы убеждений клиен­та, на время, достаточно долгое, чтобы он мог рассмотреть свою проблему с другой перспективы. Превращение "наполовину пусто­го стакана" в стакан "наполовину полный" может стать примером трансформации негативного взгляда в позитивный. Реструктуриза­ция может также действовать и в обратном направлении. Если те­рапевт прокомментирует действие, в которое клиентка была вовле­чена с добрыми намерениями, словами: "Как вы могли сделать та­кое?", он может резко превратить ее удовлетворение в страдание.

Целью большинства интервенций, будет однако превраще­ние страданий в удовлетворение. Основные принципы реструкту­ризации, как стратегии интервенции, исходят из убеждения о том, что каждый опыт (мысль, чувство, поведение) имеют некую пози­тивную ценность. Объясняя, как и почему опыт, который клиент принимает за негативный, в соответствующем контексте, может

представлять для него некую ценность, терапевт в состоянии изме­нить отношение клиента к данному опыту, разгружая тем самым его негативные чувства (Bandler, Grinder, 1979, 1982; Gilligan, 1987; Watzlawick, Weakland, Fisch, 1974).

Воспользуемся примером человека, который верит, что жизнь черно-белая и все может быть лишь черным или белым. Та­кой человек рассуждает в категориях "должен" и "это единствен­ный верный способ". В рамках реструктуризации, можно дать ему внушения типа:

"Наверное каждый видел тесты с пятнами чернил, какими пользуются некоторые психологи... клиент видит кляксу... загадочный раздражитель... и придает ему значение... из­нутри...это проекция... на самом деле ведь... клякса ничего не значит... только то, о чем вы думаете... а что самый мно­гозначный раздражитель для человека?... Жизнь! Жизнь это пятно чернил... проживая каждый день своей жизни... одни видят ее как приключение... шанс... другие как полосу препятствий, с которой необходимо бороться до самой смерти..."

Проводя реструктуризацию "черно-белой жизни" в "жизнь как чернильное пятно", заново определяются значения основного десигната. Поскольку реструктуризация означает придание новых определений.

ПРЕДПИСАНИЕ СИМПТОМОВ

Предписание симптомов, как терапевтический метод со­стоит в непосредственном или косвенном поддержании опасений клиента. Клиенту предлагается делать то, что он делает, но опреде­ленным, описанным терапевтом способом, благодаря детальному измененению (например времени или расположения). Клиент мо­жет начать по иному воспринимать данный симптом. Предписан­ный симптом перестает быть чем-то странным, тем что "случается само собой", теперь возникая по требованию терапевта. Спонтан­ное проявление принимает характер обдуманного действия. Мо­дель проблемы переламывается и впоследствии она теряет при­вычное значение, что также, нивелирует прежние ассоциации.

Область применения парадигмы предписания симптомов довольно обширна. Предлагая человеку, который реагирует сопро­тивлением, делать именно это, мы определяем сопротивление как сотрудничество. Настраивая клиента позитивно на проявление симптома (если он не сопротивляется этому и не протестует, что еще более полезно), мы определяем его возможным к акцептации и желаемым элементом лечебного процесса. Поддерживая такое по­ведение клиента, можно обозначить неконтролированым проявле­ниям четкие границы, которые облегчат успешную борьбу с этими симптомами. Остающийся вне контроля больного симптом, теперь переходит под ваш контроль — а вы можете свободно изменить его с пользой для клиента (Haley, 1973; Seltzer, 1986; Weeks, 1991; Zeig, 1980a, 1980b).

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ

Терапевтические метафоры это рассказы, являющиеся ана­логиями на проблемы клиента. Правильно представленные, они способны глубоко абсорбировать его внимание. Зачастую слуша­тель придает историям значения, которые терапевт и не пытался передать, что приводит к тому, что эти истории влияют сильнее чем это планировалось!

Умение рассказывать гипнотическим образом (то есть зна­чимо, используя реакцию слушателя, применяя введенные в текст внушения контекстные приказы и т.д.) является неоценимым. Не­обходимость индуцировать состояние формального гипноза уменьшается, по мере того, как во время начала и далее в течении развития истории, возникают следующие друг за другом гипноти­ческие реакции. Естественную способность клиента входить в гип­ноз и выходить из него, в то время как он слушает терапевта, мож­но укрепить, как раз посредством применения терапевтических ме­тафор. Использование такой техники может привести к тому, что изменения произойдут относительно легко (Barker, 1985; Brown, 1993; Gordon, 1980; Haley, 1973; Hammond, 1990; Lankton, Lankton, 1983, 1986, 1989; Mills, Crowly, 1986; Rosen, 1982; Spiegelman, 1990; Zeig, 1980c).

Вот пример терапевтической метафоры. Она может подой­ти человеку, который с трудом переносит изменения в жизни и ко-

му умение подстраиваться крайне необходимо (например при пе­ремене места работы).

"...Вы вероятно, хоть раз в жизни были в зоопарке... пре­красное место, где можно поучиться правильно прожить свою жизнь... в зоопарке столько разнообразных форм жизни... богатство жизни... все эти необыкновенные созда­ния... все с различными чертами, для чего-то нужными... начинаешь понимать, что некоторые животные выжили только благодаря тому, что эволюционировали до огром­ных размеров... а другим неплохо живется с маленьким ростом... у кого-то все получается потому, что они питают­ся лишь ночью, в то время как другие днем... некоторые спокойны и пугливы, другие агрессивны и нападают на тех кто больше их самих... иные изменяют цвет, чтобы слиться с окружением... а иные прячутся в норах... есть такие что летают... как хорошо взлететь над всем этим... урок, какой дает нам природа, весьма поучителен... можно подстроить­ся к климату... приспособиться к региону... к конкретному месту... и выработать способность развиваться... этот урок может показаться жестоким... приспособиться или погиб­нуть... но ценность удачной адаптации неоспорима..."

ИТОГ

Когда терапевт применяет гипноз в терапии, его роль со­стоит в активном облегчении клиенту опыта, потенциально пред­ставляющего для него терапевтическую ценность. Литература о гипнозе и психотерапии описывает тысячи разнородных терапев­тических стратегий. Методы, описанные в данной главе использу­ются наиболее часто.

ЛИТЕРАТУРА

Araoz, D. (1985). The new hypnosis. New York: Brunner/Mazel.

Bandler, R., Grinder, J. (1979). Frogs into princes. Moab, UT: Real Peo­ple Press.

Bandler, R., Grinder, J. (1982). Reframing: N euro-Linguistic Program­ming and the transformation of meaning. Moab, UT: Real People Press.

Barker, P. (1985). Using metaphors in psychotherapy. New York: Brun-ner/Mazel.

Brown, P. (1993). Hypnosis and metaphor. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 291-308). Washington, DC: American Psy­chological Association.

Cheek, D. (1994). Hypnosis: The application ofideomotor techniques. Boston, MA: Allyn Bacon.

Erickson, M., Kubie, L. (1941). The successful treatment of a case of acute hysterical depression by a return under hypnosis to a critical phase of child­hood. Psychoanalytic Quarterly, 10, 583-609.

Erickson, M., Rossi, E. (1989). The February man: Evolving conscious­ness and identity in hypnotherapy. New York: Brunner/Mazel.

Feldman, S. (1985). Abreaction revisited: A strategic and interpersonal perspective. W: J. Zeig (red.), Ericksonian psychotherapy, 1.1, Structures (s. 338-358). New York: Brunner/Mazel.

Gilligan, S. (1987). Therapeutic trances: The cooperation principle in Ericksonian hypnotherapy. New York: Brunner/Mazel.

Gilligan, S. (1988). Symptom phenomena as trance phenomena. W: J. Zeig, S. Lankton (red.). Developing Ericksonian therapy: State of the art (s. 327-352). New York: Brunner/Mazel.

Gordon, D. (1980). Therapeutic metaphors. Cupertino, CA: Meta Publi­cations.

Haley, J. (1973). Uncommon therapy. New York: Norton. Haley, J. (1984). Ordeal therapy. San Francisco: Jossey-Bass.

Hammond, D. (red.). (1990). Handbook of hypnotic suggestions and metaphors. New York: Norton.

Lankton, С (1988). Task assignments: Logical and otherwise. W: J. Zeig, S. Lankton (red.), Developing Ericksonian therapy: State of the art (s. 257-279). New York: Brunner/Mazel.

Lankton, S., Lankton, С (1983). The answer within: A clinical framework of Erickso-nian hypnotherapy. New York: Brunner/Mazel.

Lankton, S., Lankton, С (1986). Enchantment and intervention in family therapy. New York: Brunner/Mazel.

Lankton, S., Lankton, С (1989). Tales of enchantment: Goal-oriented metaphors for adult and children in therapy. New York: Brunner/Mazel.

Madanes, C. (1981). Strategic family therapy. San Francisco: Jossey-Bass.

Madanes, C. (1984). Behind one-way mirror: Advances in the practice of strategic therapy. San Francisco: Jossey-Bass.

Mills, J., Crowley, R. (1986). Therapeutic metaphors for children and child within. New York: Brunner/Mazel.

Rosen, S. (red.). (1982). My voice will go with you. New York: Norton.

Seltzer, L. (1986). Paradoxical strategies in psychotherapy. New York: John Wiley & Sons.

Spiegel, D. (1993). Hypnosis in the treatment of post-traumatic disorders. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 493-508). Washington, DC: American Psychological Association.

Spiegel, H., Spiegel, D. (1987). Trance and treatment: Clinical uses of hypnosis. Washington, DC: American Psychiatric Press.

Spiegelman, E. (1990). Metaphor and meaning in psychotherapy. New York: Guilr'ord. Watzlawick, P., Weakland, J., Fish, R. (1974). Change. New York: Norton.

Weeks, G. (red.). (1991). Promoting change through paradoxical therapy. New York: Brunner/Mazel.

Yapko, M. (1988). When living hurts: Directives for treating depression. New York: Brunner/Mazel.

Yapko, M. (1992). Hypnosis and the treatment of depressions. New York: Brunner/Mazel.

Zeig, J. (1980a). Symptom prescription and Ericksonian principles of hypnosis and psychotherapy. American Journal of Clinical Hypnosis, 25,16-23.

Zeig, J. (1980b). Symptom prescription techniques: Clinical application using elements of communication. American Journal of Clinical Hypnosis, 23, 23-32.

Zeig, J. (red.). (1980c). A teaching seminar with Milton H. Erickson, M.D. New York: Brunner/Mazel.

Zeig, J. (1988). An Ericksonian phenomenological approach to therapeutic inductions and symptom utilization. W: J. Zeig, S. Lankton (red.), Developing Ericksonian therapy: State of the art (s. 353-375). New York: Brunner/Mazel.

Глава 20

ГИПНОЗ В ЛЕЧЕНИИ ЧАСТО ВОЗНИКАЮЩИХ РАССТРОЙСТВ

В клинической практике встречается большое разнообра­зие проблем, как относительно редких, так и довольно обычных. В этой главе находятся короткие описания наиболее часто встре­чающихся клинических случаев, а также некоторые болезни, ассо­циируемые обычно с гипнотическим способом лечения. Дискути­руется вопрос, как можно применять гипноз, непосредственно и косвенно, в борьбе с этими болезнями.

НАРУШЕНИЯ В НАСТРОЕНИИ И ЭМОЦИЯХ

(СТРАХ, СТРЕСС, ФОБИЯ, ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ)

Гипноз, как инструмент, осуществляющий контроль может помочь формировать способность релаксации и самоконтроля. Я считаю, что обучение клиентов самогипнозу (самостоятельной гипнотической индукции) и его применению в любой момент, бу­дет необходимой стороной применения гипноза в клиническом контексте. Сознание того, что вы способны глубоко расслабиться, провести реорганизацию своих мыслей, чувств и поведения, может сильно помочь в борьбе со стрессом и беспокойством. В конце концов, стресс часто возникает из интерпретации событий, а не от самих событий. Гипноз облегчает в таких случаях изменение пер­спективы, вследствие чего изменяет реакцию (Bandler, 1985; Brown, Fromm, 1987; Crawford, Barabasz, 1993; Habeck, Sheikh, 1984; Spiegel, 1993a, Yapko, 1989).

ДЕПРЕССИЯ

Депрессия — очень сложная многосторонняя проблема, ко­торую время от времени, в различной степени сложности, испыты-

вают практически все. Если человек погружен в депрессию, гипно­тические методы могут быть успешными при разрешении дилемм человеческих отношений, когнитивных нарушений, ошибочной оценки и других форм поведения, вызывающих депрессию.

Гипноз можно применять поверхностно, чтобы сгладить страх, прервать негативные размышления, увеличить реактивность к раздражителям, ввести позитивные надежды. Более глубокий подход облегчает выход из жестких образцов мышления или ин­терпретации событий, поддерживая также реструктуризацию зна­чений, связанных с опытом, источник которых — система ошибоч­ных убеждений, и облегчая построение позитивных основ, для ре­акций на то, что может произойти в жизни (Burrows, 1980; Havens, Walters, 1989; Havens, 1986; Miller, 1984; Torem, 1992; Yapko, 1988, 1989, 1992a, 1992b).

МНОЖЕСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ

В последнее время признали (это описано в медицинской литературе), что множественная личность, ранее считавшаяся не­обыкновенно редким нарушением, проявляется значительно чаще чем полагали многие терапевты. Это весьма спорный диагноз, по­скольку несмотря на включение его в четвертое издание Diagnostic and Statistical Manual (DSM-4 —Руководство по Статистике и Ди­агностике), вопрос о том, может ли явная диссоциация, в таких случаях быть результатом применения клинических методов, все еще остается без ответа.

Существует повсеместное убеждение, что множественная личность берет свое начало в серьезных травмах детства (напри­мер, сексуальное или физическое злоупотребление), и что диссо­циативные реакции (фрагментация) играют роль защитных меха­низмов. Доказано, что люди, страдающие расщеплением личности отличаются высокой гипнотической податливостью и склонностя­ми к фантазии (Frankel, 1990; Frischholz, 1985; Lynn, Rhue, Green, 1988)

Гипноз применяется в этих случаях для того чтобы изучить область и степень диссоциации клиента, реструктуризировать травму "переработать" травматические воспоминания и облегчить

интеграцию (Bliss, 1986; Braun, 1986; Horevitz, 1993; Kluft, Fine, 1993; Putnam, 1989; Ross, 1989).

БОЛЬ, БОЛЕЗНЬ, ОЗДОРОВЛЕНИЕ

Фрагменты, относящиеся к анальгезии и анестезии позво­лили осознать читателям факт того, что гипноз можно применять для уменьшения или исключения боли и страданий. Все еще суще­ствует ошибочная концепция, гласящая, что если можно с помо­щью гипноза изменить ощущения боли, то это значит она не была "настоящей", а "психологической" (то есть психогенной). В реаль­ности гипнозом можно пользоваться как единственным или основ­ным "средством анестезии" даже во время серьезных операций, в случаях когда без сомнения имеет место повреждение ткани и боль вызвана физическими факторами. Остается секретом, каким обра­зом индукция и применение, каких бы то ни было методик борьбы с болью, дают возможность хирургического вмешательства без применения анестетических средств (попытка объяснить это — предмет многих исследовательских работ). Это явление, хотя и по­ражает, не вызывает однако сомнений.

Острый или хронический тип боли, а также ее происхож­дение из известного (органическая болезнь или ранения) или неиз­вестного (например, психологические факторы) источника, не влияют на успешность гипноза в уменьшении боли и страданий (Brown, Fromm, 1987; Chaves, 1993; Erickson, 1959, 1966; Hammond, 1990; Hilgard, Hilgard, 1994; Spanos, Chaves, 1989).

Гипноз с успехом используется в лечении многих меди­цинских проблем, включая ожоги, рак, астму, аллергию, шум в ушах, повышенное давление и бородавки. Гипноз может повысить качество и скорость процесса выздоровления, помогая обрести чувство самоконтроля (уменьшающее депрессию и страх). Он мо­жет также стать практичным плацебо.

"Лечит" ли гипноз рак, СПИД или другие болезни? В свете клинического гипноза это довольно противоречивый вопрос. Су­ществует множество слухов о ремиссии раковых опухолей и случа­ях излечения с применением гипнотического процесса. Пополняет­ся также число объективных доказательств того, что гипноз спосо­бен укрепить естественную защиту организма — нашу иммунную

систему (Spiegel, 1993b). Фраза: "Излечи себя сам" обращена к тя­жело больным и умирающим. Практики, действующие согласно этике, понимают, что не в состоянии никому обещать: "Я вылечу ваш рак", но также очевидна для них польза, которую нельзя отри­цать, вытекающая из попытки добиться этого. Балансирование ме­жду подпиткой потенциально ложных убеждений и верой, в то что выздоровление возможно, будет серьезным вызовом для практи­кующих лечение тела и сознания (Benjamin, Trubo, 1987; Chopra, 1991; Jevne, Levitan, 1989; Pearsall, 1987; Rossi, 1993; Cheek, 1988; Siegel, 1986; Simonton, Henson, Hampton, 1992).

ПРОБЛЕМЫ В КОНТАКТАХ (ПАРЫ, СЕМЬИ)

Наши партнеры зачастую не владеют соответствующими навыками коммуникации, имея неясно определенные или неверные цели, проявляя низкую самооценку, избегая интимности или во­влеченности. Существуют также иные подобные преграды на пути создания удачного союза.

Гипнотические стратегии можно применять для уточнения целей, увеличения уровня мотивации, для нивелирования различий между партнерами, улучшения коммуникации, решения подсозна­тельных конфликтов, касающихся интимности и вовлеченности. В семейной консультации полезными техниками будут метафориче­ские методики, переписывание симптомов и реструктуризация. В индивидуальной работе с тем у кого есть проблемы в своем союзе, оправдывает себя стратегия изменения жизненной истории, так как благодаря ей клиент может пережить новый опыт, открывая в себе возможности, необходимые для создания здоровых отношений с другим человеком. Помогать клиенту открывать, чего он действи­тельно хочет и что ценит, это хорошее начало при всех клиниче­ских проблемах, однако особое значение оно приобретает в семей­ной консультации (Haley, 1973; Kershaw, 1992; Lankton, Lankton, 1986; Protinsky, 1988; Ritterman, 1983, 1985).

ПРОБЛЕМЫ С САМООЦЕНКОЙ

Когда с помощью гипноза пытаются решать проблемы клиента, связанные с самооценкой, то ему можно помочь, стара-

тельно формулируя планы и их реализацию, помогая взять в свои руки контроль над ситуацией. Клиенты зачастую весьма самокри­тичны. Верная самооценка не исключает голоса "внутреннего кри­тика", а означает, что такой человек не принимает за правду все им сказанное. Не удается ему заглушить и то, что это он главное су­щество его "я". Верная самооценка позволяет понизить или просто проигнорировать внутреннего критика, давая также возможность сохранить границу между тем кем человек является и тем, что он делает. Во время лечения реструктуризация начинается с утвер­ждения "Это не вы, это способ, которым вы поступаете, пытаясь выполнить действие X". Работа над методом удачного выполнения фактора X, поднимает самооценку.

Внимание клиента можно пытаться абсорбировать метафо­рой, знакомящей его с опытом другого человека, объясняя ему, как герой рассказа, испытавший подобные или такие же структурные проблемы, справился с ними и какие это имело последствия. С по­мощью терапевтической метафоры клиент может усвоить знание, которое может сильнее повлиять на него нежели банальная мораль. Рассказы необходимо подстраивать к ситуации данного человека, его чувствам, опыту и неосознанной динамике поведения, в такой степени в какой это нужно терапевту. Когда, благодаря этому про­изойдет идентификация, терапевтическая метафора будет разви­ваться далее, предоставляя решения, побуждая действовать и пода­вая контекстные внушения (Alman, Lambrou, 1992; Hfmmond, 1990; Lankton, Lankton, 1983; McNeal, Frederick, 1993).

СЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Страдающие сексуальными расстройствами часто находят­ся в состоянии диссоциации, касающейся сексуального аспекта их жизни. Часто их личность пытается вовлечься в сексуальную ак­тивность, в то время как другая часть "я" наблюдает, критикуя по­ведение. Результатом этого может быть деконцентрация, разру­шающая сексуальную сферу жизни такого человека. Гипноз в та­ких случаях можно применить для укрепления процесса внутрен­ней интеграции, так чтобы вся личность очутилась "здесь и сей­час", ощущая впечатления, наслаждаясь своей сексуальной актив­ностью. Интервенция основана на проведении изменений в сен-

сорном сознавании, при помощи гипнотического повышения кине­стетической чувствительности. Именно в этом состоит техника ук­репления чувствительности и концентрации, применяемая в лече­нии сексуальных расстройств, терапевтами более традиционного подхода.

В случае с сексуальными расстройствами, основной целью гипнотической интервенции будет обуздание страха, связанного с сексуальным поведением. Беспокойство приводит к неудачным действиям, какие усиливают тревогу, повышая вероятность не­удачных действий, что ведет к порочному кругу. Применение рас­слабления, приносимого гипнозом, станет хорошим примером об­ретения свободы во время сексуальной активности и значительно повлияет на чувство удовлетворения. Обучение самогипнозу, по­могающему больным бороться со страхом, поможет им рассла­биться в любой ситуации, когда они этого пожелают.

Реструктуризировав занятия сексом как естественные, по­лезные действия, мы получим еще одну иллюстрацию применения гипнотических паттернов в терапии такого типа. Парадоксальный приказ: "На этой неделе, избегайте секса любой ценой", может спровоцировать у клиента обратную реакцию. Достойной рекомен­дации, будет также стратегия изменения жизненной истории, так, чтобы выработать у клиента позитивное отношение к сексу. Еще одно потенциальное применение гипноза — прогрессия возраста, благодаря чему больной увидит себя сексуально активным и до­вольным. Гипноз и сексуальная терапия — обычно несложные для интеграции методы лечения сексуальных проблем (Araoz, 1982, 1984; Crasilneck, 1982, 1990; Erickson, 1973; Hammond, 1990; Zeig, 1980).

ЗАВИСИМОСТЬ (ТАБАКОКУРЕНИЕ, ПЕРЕЕДАНИЕ, ЛЕКАРСТВА)

Гипноз можно применить для того чтобы построить у кли­ента осознание собственного тела, чувства собственной ценности и независимости. Это позволит человеку справиться с любой ситуа­цией. Благодаря гипнозу терапевт может заменить уступчивость зависимости в весьма отрицательный опыт, демонстрируя клиенту кроющуюся за этим депрессию, так распространенную у людей с

подобными пристрастиями, но редко когда диагностируемую (за­частую зависимость является формой самолечения страха, связан­ного с депрессией), он может даже заставить клиента испытать по­зитивные чувства, связанные с данной субстанцией без ее исполь­зования.

Решение проблемы зависимости состоит иногда в реинте­грации разделенных элементов и реструктуризации, как значения саморазрушающего поведения, так и последствий, выходящих из системы убеждений клиента (Alman, Lambrou, 1992; Hammond, 1990; Levitt, 1993; Lynn, Neufeld, Rhue, Matorin, 1993; Orman, 1991; Page, Handley, 1993; Spiegel, Spiegel, 1987; Zeig, 1985).

ИТОГ

Обретение знания о том, когда, как и где применять тера­певтический опыт, доступный благодаря гипнозу, требует многих лет практики и учебы. Эта глава имела своей целью показать, изу­чающему клинический гипноз, некоторые из множества способов творческого применения гипноза. Чем глубже будет ваше понима­ние элементов, составляющих симптом, тем большее уважение приобретет в ваших глазах интегральность, точно выверенной сис­темы называемой "пациент"

ЛИТЕРАТУРА

Alexander, L. (1974). Treatment of impotency and anorgasmia by psy­chotherapy aided by hypnosis. American Journal of Clinical Hypnosis, 17, 33-43.

Alman, D., Lambrou, P. (1992). Self-hypnosis: The complete manual for health and self-change. New York: Brunner/Mazel.

Araoz, D. (1982). Hypnosis and sex therapy. New York: Brunner/Mazel.

Araoz, D. (1984). Hypnosis in the treatment of sexual dysfunctions. W: W. Wester, A. Smith (red.), Clinical hypnosis: A multidisciplinary approach (s. 405-420). Philadelphia: Lippincott.

Araoz, D. (1988). Human sexuality, hypnosis, and therapy. W: J. Zeig, S. Lankton (red.). Developing Ericksonian therapy: State of the art (s. 438-445). New York: Brunner/Mazel.

Bandler, R. (1985). Using your brain for a change. C. Andreas, S. An­dreas (red.). Moab, UT: Real People Press.

Benjamin, H., Trubo, R. (1987). From victim to victor: The wellness community guide to fighting for recovery for cancer patients and their families. Los Angeles: Tarcher.

Bliss, E. (1986). Multiple personality, allied disorders, and hypnosis. New York: Oxford University Press.

Braun, D. (1986). Treatment of multiple personality disorder. Washing­ton, DC: American Psychiatric Press.

Brown, D., Fromm, E. (1987). Hypnosis and behavioral medicine. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Burrows, G. (1980). Affective disorders and hypnosis. W: G. Burrows, L. Dennerstein (red.), Handbook of hypnosis and psychosomatic medicine (s. 149-170). Amsterdam: Elsevier/North-Holland Biomedical Press.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.