Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Среда развития ребенка в структуре государственного образовательного стандарта дошкольного образования 4 страница




Рекомендации: вводная часть в зависимости от содержания может представлять собой вводную беседу (познавательные, эс­тетические, этические занятия) или разминку (викторины, кон­курсы, КВН).

В первом случае вопросы, во втором - задания должны быть не только интересны детям, но и построены таким образом, чтобы давали информацию для педагога о готовности учащихся к вос­приятию подготовленного материала. В вводной части педагог формирует первичные представления детей о предстоящем заня­тии, организует их деятельность, т.е. знакомит с системой оценки, сообщает план занятия, разбивает на команды. При традиционной системе оценки педагог должен дать четкие критерии, объяснить необходимые правила.

Когда дети разбиваются на команды, нужно построить их дей­ствия не на соперничестве, а на сотрудничестве. Для этого эффек­тивен такой прием: командам вместо очков за правильные ответы раздаются кусочки разрезанной картины. При подведении итогов в заключительной части собирается из этих кусочков общая кар­тина и становится очевидным, что важно не количество баллов, а общий результат.

В вводной части можно использовать разнообразные методы и средства активизации детей: проблемную беседу, ребус, кросс­ворд, задание на смекалку, ловкость и т.д.

3. Основная часть по времени должна стать самой продолжи­тельной (2/4, чуть больше 1/3 всего времени занятия).

Педагогическая цель: реализация основной идеи занятия.

Типичные ошибки: активность педагога при частичной или полной пассивности детей. Однообразие методов - только рас­сказ или беседа. Отсутствие наглядности и общая бедность ис­пользования средств воспитания. Преобладание методов фор­мирования сознания над методами формирования поведения. Создание учебной атмосферы урока. Назидательность, морали­заторство.

Методические рекомендации: воспитательный эффект в реали­зации развивающей, корректирующей, формирующей, воспиты­вающей, обучающей функций выше, если дети максимально ак­тивны на занятии. В активизации детей на внеклассном занятии первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока. Например, от детей не требуется поднимать руку, вставать. Для поддержания дисциплины вводят­ся особые правила: отвечает тот, на кого показала стрелка, выпал фант и пр. Оптимально, когда несколько детей высказывают свое мнение по одному вопросу. Созданию теплой, доброжелательной атмосферы способствует отсутствие оценочных суждений в речи педагога: «правильно», «неправильно», «глупо», «молодец», а ис­пользование вместо оценок доброжелательных, эмоциональных, непосредственных реакций, выражающих чувства педагога: «Да? Как интересно!», «Спасибо за новую версию», «Надо же! Вот это да!» - с восхищением, а не сарказмом, и пр.

Эффективность основной части возрастает, если педагог задей­ствует в ней по возможности максимальное количество методов формирования поведения: упражнение, воспитывающую ситуа­цию, игру, приучение, поручение; включает различные виды дея­тельности: трудовую, творческую, спортивную и др. Объединяя детей в команды при организации различных видов деятельности, педагог должен разместить детей так, чтобы они могли свободно общаться друг с другом (недопустимо объединение по рядам, ко­гда дети сидят друг за другом), распределить обязанности так, чтобы каждый чувствовал себя частью коллектива, а не выступал только за себя. Давая время на выполнение задания, следует выделять несколько минут на обсуждение команде и спрашивать представителя команды, которого выберут дети. Только в этом случае у детей есть общая цель деятельности, разные функции и мотивы для сотрудничества.

Методы формирования сознания должны способствовать фор­мированию у детей убеждений, действенных этических понятий. В этих целях эффективно метод рассказа видоизменить в сообще­ние, доклад ученика, чаще использовать дискуссию. Во внекласс­ных массовых формах воспитательной работы следует обучать детей правилам дискуссии:

1. Помнить, что спорящие ищут истину, но видят ее по-разному; следует выяснить общее, а потом разность во взглядах и отнестись к этому с уважением.

2. Цель дискуссии - установить истину, а не правоту одной из сторон.

3. Истину нужно искать с помощью фактов, а не обвинений против личности оппонента.

4. Сначала с уважением выслушать, а потом высказать свою точку зрения.

4. Заключительная часть (от 1/5-1/4 времени до менее 1/3).

Педагогическая цель: настроить детей на практическое приме­нение приобретенного опыта в их внешкольной жизни и опреде­лить, насколько удалось реализовать идею занятия. Таким обра­зом, заключительная часть дает педагогу возможность реализо­вать воспитательное влияние на ребенка в другой среде.

Типичные ошибки: эта часть игнорируется вообще или сводится к двум вопросам: «Понравилось?», «Что узнали нового?»

Рекомендации: конкретные задания тестового характера в при­влекательной для детей форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и др. для определения первичных результатов. Разнообразные рекомендации детям по применению приобретен­ного опыта в их личной жизни. Это может быть показ книг по дан­ной проблеме, также обсуждение ситуаций, в которых дети могут применить полученные на занятиях умения, информацию. Советы детям по применению полученного опыта: что они могут расска­зать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что нужно обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно и т.д. В заключительной части можно выяснить, нуждается ли тема занятия в дальнейшем раскры­тии и каким образом можно это сделать? Заключительную часть педагог может использовать для развития инициативы детей в про­ведении последующих общеклассных занятий.

Индивидуальная и массовые формы внеклассной воспитатель­ной работы будут более эффективны в воспитательном воздейст­вии на детей, если в их организации и проведении примут непо­средственное участие родители.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение внеклассной воспитательной работе педагога на­чальных классов.

2. Что нужно знать вам как будущему педагогу о внеклассной воспита­тельной работе в 1-ю, 2-ю... очередь? (Составьте список на основании мате­риала данной главы.) Обоснуйте свой выбор. Если считаете, что ничего не нужно, также обоснуйте свое решение.

3. В чем заключаются особенности внеклассной воспитательной работы?

4. Какие требования к организации внеклассной работы вам хотелось бы запомнить? Почему?

5. Что бы вы стали использовать из данной главы при организации и про­ведении индивидуальной формы внеклассной воспитательной работы?

6. Составьте конспект общеклассного воспитательного занятия на любую тему в любом классе или проанализируйте имеющийся с позиции требований, изложенных в данной главе.

7. С помощью алгоритма решения педагогической ситуации проанализи­руйте любую ситуацию из личного опыта или воспользуйтесь работой Г. А. Засобиной и др.

Литература

Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. - Екатеринбург, 1993. - Ч. 2.

Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М., 1986.

Богданова О. С., Калинина О.Д, Рубцова М. Б. Этические беседы с подрост­ками. - М. 1987.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком как?- М., 1995.

Засобина Г. А., Кабыльницкая С.Л., Савик Н. В. Практикум по педагогике. –М., 1986.

Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.

Караковский В. А. Любимые мои ученики. - М., 1987.

Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педа­гога. - М., 1994.

Методика воспитательной работы / Под ред. Л.И.Рувинского. - М., 1989.

Новое в воспитательной работе школы / Сост. Н.Е.Шуркова, В.Н.Шнырева.-М., 1991.

Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого.-М., 1995.-С. 429-442.

Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. - М., 1992.

Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. - М., 1990.

Раздел IV ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 19 СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Среда развития ребенка - это комплекс материально-тех­нических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетиче­ских, психолого-педагогических условий, обеспечивающих орга­низацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.

Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные - витальные - потребности человека, обеспечивать его безопас­ность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отве­чать его духовным и социальным потребностям - познаватель­ным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми.

Материально-технические и санитарно-гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любого детского сада.

Соответствие этих условий необходимым требованиям устанав­ливается в процессе лицензирования образовательного учреждения. Эти необходимые требования включают: наличие помещений для пребывания детей в ДОУ, проведения режимных моментов, органи­зации питания, осуществления медицинских процедур и реализации образовательного процесса. В детском саду обычно имеются груп­повые помещения для игр и занятий, спальни, пищеблоки, санитар­ные узлы, специально выделенная и огороженная территория уча­стка для прогулок, игр и занятий на воздухе. Помещения и уча­сток оснащены мебелью и специальным оборудованием - игро­вым, медицинским, учебным. При этом площади (размеры) поме­щений должны соответствовать определенным нормативам -строительным нормам и правилам (СНИПам), которые гаранти­руют охрану жизни и здоровья воспитанников. Нормативы опре­деляют минимальные требования, например обозначают размер площади в соответствии с числом воспитанников, которые на ней находятся. Норматив может быть изменен только в сторону уве­личения указанной в нем площади. Таким образом, норматив яв­ляется регулятором организации жизни в детском саду, защи­щающим ребенка от неблагоприятных или опасных ситуаций, и обеспечивает его безопасность, а также охрану жизни и здоровья.

Кроме того, нормативы определяют показатели освещенности, невыполнение которых может отрицательно сказаться как на зре­нии ребенка, так и на общем состоянии его здоровья. Безопасность воспитанников обеспечивается также устройством мебели и обору­дования. Шкафы в помещениях должны быть устойчивыми, полки надежно укреплены на стенах, столы и стулья не должны иметь слишком острых углов, а лестничные марши должны быть надежно огорожены. Все эти меры направлены на предотвращение детского травматизма и других несчастных случаев.

В образовательном учреждении должны соблюдаться меры противопожарной безопасности, в том числе должно быть проти­вопожарное оборудование.

Важнейшее значение для здоровья детей имеет также санитар­ное состояние помещений, отсутствие пыли, чистота воды и воз­духа и др.

Эргономические, эстетические и главным образом психоло­го-педагогические условия составляют основу организации собственно образовательного процесса. Соответствие этих ус­ловий определенным требованиям устанавливается в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения. Эти требования являются составной частью государственного обра­зовательного стандарта дошкольного образования.

Государственный стандарт дошкольного образования пред­ставляет собой государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в дет­ском саду.

Государственные требования к психолого-педагогическим ус­ловиям воспитания и обучения состоят из трех основных компо­нентов: 1) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учрежде­нии (к программам и педагогическим технологиям); 2) требова­ний к характеру взаимодействия педагогов с детьми; 3) требова­ний к среде развития ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.