Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджер и его обязанности




Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в принятии решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.

Когда говорят о предпринимателе, подразумевают человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новых идей, продукции, видов услуг, предлагаемых обществу.По В. Далю, «начинать» означает затевать, решаться исполнить любую новое дело, начинать усовершенствования чего-либо значительного, «предприимчивый человек», «предприниматель» - тот, кто способен «к предпринимательству», в больших оборотов, кто смелый, решительный, отважный в действиях такого рода.

Менеджер - это наемный работник, обладающий специальной проф пенсионном подготовкой в области менеджмента (теории и практики управления).Его доходы зависят от качества его труда.

С этих исходных позиций вытекают характерные черты предпринимателя и менеджера.

1.Стратегическая ориентация. Менеджер ориентирован на выполнение плана и достижения эффективности использования тех ресурсов, которые есть в его распоряжении, а предприниматель - на поиск новых возможностей.

2.Осуществления задуманного. Менеджер принимает решения и во что стремится его выполнить, а предприниматель - рискует и может изменять идею, которая оказалась нежизнеспособной.

3. Привлечения ресурсов. Менеджер привлекает ресурсы с целью обеспеченния, а предприниматель - для достижения поставленной цели.

Поэтому менеджер заинтересован в накоплении фондов, а предприниматель обнаруживает гибкость, риск использует аренду, кредит и т.п..

4. Организационная структура. Менеджер применяет ту организационную структуру управления, которая сложилась и имеет иерархическую природу, а предприниматель предпочитает горизонтальным организационным структурам, которые опираются на неформальные связи.

В теории управления и на практике руководителей (менеджеров, управляющих) разделяют на линейных и функциональных. К линейным менеджерам относятся лица, действующие на основе единоначальництва, ответственные за состояние и развитие организации (предприятия) или ее подразделений (цехов, участков, бригад): это директора, начальники цехов, мастера, бригадиры. К функциональным менеджерам относят работников, отвечающих за определенную сферу в системе управления и возглавляют функциональные подразделения. То есть, управляющий маркетингом, главный экономист, начальник отдела труда и заработной платы (рис. 1.5).

 

 
 

 


Рисунок 1.5 - Управленческие работники по их функциональной роли

в процессе управления

 

Американский экономист Минцберг выделил 10 управленческих ролей (видов деятельности) менеджеров, которые он разделил на три группы.

Межличностные роли:

- главный руководитель;

- лидер;

- звено, которое связывает с внешними организациями и лицами.

Информационные роли:

- получатель информации (внутренней и внешней);

- распространитель информации;

- представитель (при внешних контактах организации).

Роли, связанные с принятием решений:

- предприниматель, ведет поиск возможностей усовершенствования организации;

- ликвидатор нарушений в деятельности организации;

- распределитель ресурсов;

- ответственный за переговоры, которые ведет организация.

Специфика управленческого труда, сложность и многообразие управленческих функций обусловливают особые требования, предъявляемые ко мне Джерри (рис.1.6).

 

 


Рисунок 1.6 - Специфика деятельности менеджера

 

Эта проблема всегда была в центре внимания практиков и теоретиков управления. Интересна эволюция ее с начала XX в. и до сих пор. В период становления системы управления предприятием (организацией) и далее в течение длительного времени (примерно до 70-х годов) качества, которыми должны обладать менеджеры, связаны с характером и содержанием деятельности самой организации. Причем перечень этих качеств со временем постоянно расширялся.

Так, по мнению классика научного менеджмента Ф.У. Тейлора, мастер обязан обладать такими качествами, как «ум, образование, специальные или технические познания, физическую силу или ловкость, такт, энергию, решительность, честность, рассудительность и здравый смысл, крепкое здоровье».

У руководителей крупных предприятий должно быть, согласно утверждению другого специалиста в области управления А. Файоля:

1.Здоровье и физическая выдержка.

2.Ум и умственная работоспособность.

3. Моральные качества: сознательная, твердая, упорная воля; активность, энергия и (в известных случаях) отвага; мужество ответственности; чувство долга, забота об общем интересе.

4. Значительный круг общего познания.

5. Административные способности; дар предвидения и умение разрабатывать программы действий; организаторские качества, особенно умение строить социальный организм; распорядительность, искусство управлять людьми, координировать и контролировать их действия.

6. Общее знакомство со всем, что имеет отношение к существенным функций.

7. Возможна более глубокая компетентность в характерной для данного предприятия профессии.

В 70-е годы XX в. отмечалось, что организация является открытой системой, активно взаимодействуя с окружающей средой, ее функционирования зависит не только от внутренних обстоятельств, но и от внешних. Разнообразие, сложность и динамизм внутренней и внешней среды отрицают возможность пребывания универсального способа управления организацией; оптимальным становится тот способ, наиболее отвечает сложившимся условиям, ситуации (ситуационный подход). Происходят, соответственно, изменения во взглядах на деятельность руководителя в организации, в критериях его оценки; главным признается умение адаптироваться к динамике условиям внутренней и внешней среды.

С учетом всего вышесказанного сегодня в важнейших требований к менеджерам любого уровня относятся: профессиональная компетентность, наличие общей подготовки в области менеджмента, знание техники и технологии производства в области, к которой относится организация по виду и характеру своей деятельности (особенно для менеджеров низового и среднего звена), осведомленность в теории экономики и права, психологии и педагогики; владение навыками администрирования, умение самостоятельно и принимать обоснованные решения и настойчиво добиваться их выполнения путем воздействия на подчиненных; чувство нового, способность предвидеть тенденция развития фирмы. Исключительно важны, конечно, организаторские качества: целеустремленность, умение подбирать и эффективно использовать работников, определять их задачи и функции, делегировать им обязанности; личные и организованность, без которой трудно, в частности, правильно распределять время на решение текущих и перспективных задач. Относительно умения управлять л юдьмы, то здесь нужно знание способностей и возможностей подчиненных, защита их интересов и забота об условиях их труда и быта, способность наладить хорошие взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимном уважении и доверии, создать, иначе говоря, благоприятный социально-психологический климат.

Среди личных качеств, высоко ценились и ценятся сегодня, выделяют ум, энергичность, упорство в достижении цели, принципиальность и решительность, честность, чувство долга и ответственности.

В условиях становления рыночной экономики и общей дестабилизации деятельности руководителей значительно усложняется, поскольку они вынуждены время контролировать беспрецедентные для западной практики, неуправляемые с ее позиций ситуации. Менеджеры должны уметь принимать решения в условиях высокого риска и неопределенности. Здесь требуются особая оперативность, самостоятельность и ответственность. При таких обстоятельствах менеджеры обязаны владеть и навыками собственно предпринимательскими, в частности способностями быстро ориентироваться в меняющейся рыночной ситуации, переразпределять ресурсы в наиболее выгодные сферы применения. Менеджеры поэтому вынуждены интенсивно овладевать знаниями в области маркетинга и теории финна нсив, заниматься «ориентацией персонала на клиента», что, по мнению ряда отечественных специалистов, является одной из «формул успеха» организации.

Специально следует остановиться на такой вышеупомянутой качества менеджера, как умение работать с людьми. Это, прежде всего, их непосредственные подчиненные. «У босса есть своя работа, и он делает ее руками подчиненных», - пишет Дон Фуллер.

Почему необходима именно работа в команде? Одна из главных причин состоит в том, что все подразделения современной организации настолько тесно взаимно зависимы, что разнородные менеджерские стиле просто неэффективны. Другая, не менее важная причина - многогранность и сложность решаемых проблем, их комплексный характер. Соединение в одном лице технической компетентности, владение экономическими, правовыми и управленческими знаниями при их нынешнем объеме - явление невероятное. Поэтому менеджер обязан опираться на опыт и интеллект коллег, отвечающих за различные направления деятельности в организации, а это нелегко по следующим причинам.

Во-первых, каждый руководитель является официальным лидером, привык следовать принципу единоначалия, и преодолеть этот традиционный подход не так просто. Во-вторых, каждый член потенциальной команды обычно стремится к лидерству. В-третьих, в связи с необходимостью принимать быстрые конкретные решения не всегда есть время для коллективного обсуждения проблем. В-четвертых, практически во всех организациях действует система вознаграждения за лица с те, а не групповые результаты деятельности. В-пятых, на современных украинских фирмах «наибольшую проблему для управленческой команды представляют профессионалы. Несоответствие между их высоким творческим потенциалом и н е необходимость выполнять рутинную работу для зарабатывания денег нередко создает повышенную напряженность, с которой не всегда удается справляться лидеру и команде».В-шестых, управление требует общей и профессиональной культуры, которая в большинстве случаев отсутствует.

Сегодня формируется, наконец, новый подход к рядовым работникам организации. Необходимо осознание того факта, что они являются партнерами, каждый из которых вносит свой вклад в ее развитие. Для этого в организации необходимо создать такие условия, чтобы каждый, зная цель организации, мог найти с ними свои личные установки, принять участие решении возникающих проблем. И это становится одной из важнейших задач деятельности статистического менеджера, для реализации которого он должен иметь возможность постоянно информировать о состоянии дел в организации.

Данная концепция получила название теории «партисипативного управления» и широко применяется в странах развития рыночной экономики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.