Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы менеджмента




 

Разнообразие методов управления вызывает необходимость в порядке ния всей совокупности путем классификации по определенным критериям (рис.1.7).

 

 


 

Рисунок 1.7 - Критерии классификации методов управления

 

Одним из общих подходов к классификации является выделение групп общенаучных и специфических (долей) методов по критерию их использования в областях знаний.

Общенаучные методы, как следует из их названия, представленные методом методических инструментарием, применяемым не только в науке управления, но и в других областях знаний. Они составляют основу системы методов менеджменту, образующих его общенаучную методологию.

Экономико-математические методы формализации процессов, суть, разно вид математического моделирования. Благодаря им создается возможность не только применять в исследованиях качественные оценки явлений и процессов, но и пользоваться количественными измерениями, обеспечивающих вероятность и объективность анализа. Экономико-математические методы применяют для решения задач оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов и др.. В связи с этим широко используют линейное и динамическое программирования, теорию массового обслуживания, теории игр, методы множественной корреляции и дисперсионного анализа.

Экспериментирование как общенаучных метод предполагает проведения экспериментов. В отличие от простого опыта, эксперимент - это научно поставленный опыт, проведенный на базе методики, разработанной специалистами с целью проверки тех или иных гипотез, нововведений и изменений в системе управления. При осуществлении экспериментов используются такие важнейшие принципы, как целеустремленность, «чистота» и методическая вопросам выделения и фиксирования исходных факторов; даются эти оценки достигнутых результатов эксперимента. Тремя возможными результат звеньями управленческого эксперимента могут стать:

1) решение о принятии нововведения, проверяется, негативная их оценка;

2) формулировка, научное и практическое обоснование новых теоретических и методических положений науки управления;

3) развитие системы методов научного менеджмента, повышение их научной обоснованности.

В современных условиях перехода к принципиально новых экономических и управленческих отношений, роль экспериментирования неизменно растет. Экспериментальной проверки требуют много управленческих нововведений, направленных на изменения политики управления, его структуры, процессов, техники и др.. С помощью экспериментов ведется и сам поиск научно обоснованных нововведений, полезных для решения целей и задач организации. Таким образом, ценность управленческого экспериментирования не только в его практической направленности на теоретических положениях, т.е. разрешает комплексно подойти к исследованию проблем теории и практики управления.

С помощью социологических исследований изучаются причины отклонения от запланированных целей, определяются направления действий и возможные мотивы поведения людей. В социологических исследованиях широко применяются такие методы, как анкетирование, тестирование, интервьюирования, опрашивания, наблюдения, анализ документации. Результаты же могут быть представлены в виде прогнозов реакции персонала на определенные управленческие решения, рекомендаций по формированию социально-психологического климата в организации и т.д.

В отличие от общенаучных методов второй упомянутой группы методический инструментарий разработан и использован специально для решения проблем и задач собственно управленческой деятельности.

Специфические методы, применяемые в управлении, характеризуются большим разнообразием, что отражает множественность целей, преследуемых организацией. Под этим понимается возможность разных подходов к определению состава и выбора наиболее приемлемых для организации способов решения ее проблем. Задача облегчается проведением классификации всей известной совокупности методов менеджмента. В специальной литературе часто используются следующие критерии классификации методов менеджмента, как их содержание, мотивация, организационные формы и область применения.

По первому критерию - содержание методов управления - выделяют группы организационно-распорядительных, экономических, социально-психологических средств воздействия.

В группу организационно-распорядительных методов включают все средства воздействия на исполнителей путем построения и совершенствования структуры управления, установление круга полномочий, прав и обязанностей работников, а также носящие методический характер (административные распоряжения, инструкции и руководящие документы), необходимые для четкого взаимодействия в процессе управления.

Экономические методы представлены такими средствами управления, как хозяйственный расчет, планирование, экономическое стимулирование, а также экономическими инструментами в виде цен, финансов, кредита и т.п.

Группу социально-психологических методов составляют средства воздействия на поведение личности, коллектива и на состояние всего общества путем активизации инициативы трудящихся и создание благоприятного климата в организациях. При этом используется такой инструментарий, как планирование социального развития, обнародования результатов социологических исследований, поддержание традиций и национальной культуры, распространение передового опыта и др..

По мотивационным критериям выделяют методы:

а) материальной мотивации;

б) моральной мотивации;

в) властной, принудительной мотивации.

Главная роль в этой классификации уделяется повышению заинтересованности работников в реализации управленческих решений.

По организационным формам методы управления делятся на единичные, коллегиальные и коллективные.

По сфере применения методы могут быть общими (относительно всей системы) и локальными (примененными в ее отдельных частях).

В условиях становления рыночной экономики организациям можно рекомендовать использование при классификации методов управления следующих критериев: функции управления, процессы принятия управленческих решений, функции подсистемы и содержание управления (см. рис.1.7).

Для реализации функций управления требуется разработка и применение различных средств, приемов, подходов к планированию организации, координации, мотивации и контроля, составляющих содержание любого процесса управления. Назовем для примера методы, использованные при планировать УНИ: прогнозирование, программно-целевые, балансовые, нормативные, сетевые и ленточные графики, дерево решений, эвристические методы и др..

Применение каждого из них зависит от вида планирования. Главной особенностью стратегического планирования в условиях рыночной экономики является отказ от ссылки, согласно которому будущее должно быть обязательно лучше прошлого; первым шагом стратегического планирования становится анализ перспектив и тенденций, способных существенно изменить сложившуюся, или моделирование предпосылок развития, что должно быть. Второй шаг - тщательный анализ различных ситуаций и позиций организации в конкретной борьбы, что прогнозируется. Третий шаг - сравнение перспектив различных видов деятельности, установление приоритетов и распределение ресурсов, т.е. выбор стратегии. Ключевой в стратегическом планировании считается стадия оценки п окруженный состояния и распределения ресурсов.

Исходя из специфики задач стратегического планирования в процессе их решения используются следующие основные методы: исследование операций; прогнозирования (главным образом методы экспертных оценок - метод Дельфи, метод мозговой атаки) моделирования.

Основной задачей оперативно-тактического планирования является реализация стратегических программ. Она предполагает использование балансовой и нормативного методов, ленточных графиков, сетевых моделей.

Выполнение функции организации базируется на методах, учитывающих потребности и мотивацию работающих в организации. Для ее выполнения используются организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические методы. Они имеют прямое и косвенное влияние на мотивы поведения, интересы и потребности людей.

Функция координации обеспечивает непрерывность и эффективность протекания всех процессов в управлении организацией путем использования таких методов, как межличностные коммуникации, сбора, обработки и передачи информации.

При выполнении функции контроля используют целый «букет» аналитических методов. В их составе методы: функционально-стоимостного, дисперсионного, корреляционного, сравнительного, диагностического, анализа и др..

По этапам и стандартами процесса принятия (и воплощение) управленческого решения методы управления можно разделить на те, которые применяются при диагностике проблемы, формировании ограничений и критериев принятия решения, определении и оценке альтернатив, выборе альтернатив, реализации решения, установлении обратной связи.

Методы управления функциональными подсистемами имеют соответствующий состав методического инструментария, необходимого специалистам по производству, маркетингу, персоналу, инноваций, финансов и др..

Очень важна классификация методов управления по критерию содержания последнего. В ней можно выделить четыре основные группы методов управления: деятельность, люди, связи вне организации и организационные изменения.

В условиях реформирования экономики последняя группа методов управления особенно важна. Как показывает опыт предприятий, активно адаптируются к рыночным условиям, главное внимание уделяется именно организационным изменениям.

 

 


РАЗДЕЛ 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.