Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о рынке ТНП и его структуре




Отличительные черты товаров народных промыслов и их классификация

 

Возникновение рынка товаров народных промыслов (ТНП) уходит своими корнями в глубину веков. Не случайно этот рынок возник в сельской местности, где в основном и было сосредоточено производство данных изделий. Сначала изделия изготавливались для себя, не для обмена. Каждый крестьянин старался вложить в предмет своего труда частичку своей души, мечты и идеалы о лучшей жизни. Эти предметы быта становятся не только полезными, но и привлекательными, поэтому появляется интерес и необходимость их приобрести или выменять на какие-либо другие вещи, необходимые в быту. С возникновением обмена сформировался и рынок.

Возможность обмена продукции своего труда и появление заказов постепенно вели людей к специализации в изготовлении тех или иных предметов быта. В изготовлении определенного вида изделий стали участвовать не только отдельные кустари и их семьи, но и целые деревни, посады и монастырские поселения. Так возникли народные промыслы.

Народный промысел — это такая форма объединения людей, изготавливающих предметы быта кустарным способом, при которой ремесло становится средством их существования.

Товарами народных промыслов называются продукты труда, обладающие потребительскими свойствами, изготовленные на продажу с широким применением ручного труда и привлечением народных умельцев.

Выполняя кроме утилитарной эстетическую функцию, ТНП не только удовлетворяют потребности своих владельцев, но и отвечают требованиям искусства, так как часто в их изготовлении принимают участие мастера, имеющие художественное образование. Имея высокую эстетическую ценность, они воспитывают вкусы широких масс покупателей.

ТНП имеет свои отличительные черты:

- производятся из дешевых природных материалов (дерева, древесного корня, бересты, лыка, глины, камня, кости, металла, кожи и меха, шерсти, шелка, хлопка, льна и т.д.);

- изготавливаются вручную, машины и механизмы используются только на подготовительных и подсобных операциях;

- отсутствие стандартов и неповторимость этих предметов, так как здесь преобладает ручной творческий труд;

- художественную ценность предметов НП определяет "рука мастера", его фамилия;

- неразрывно связаны с историей народа, его трудом и бытом;

- сохраняют и развивают народные традиции, пришедшие из глубины веков;

- используют наиболее выразительные пропорции, их колорит, изображение природной среды;

- передают навыки по обработке различных природных материалов из поколения в поколение;

- выпускаются небольшими партиями из-за трудоемкости их изготовления;

- достижения науки, хотя и способствуют расширению технических и творческих возможностей мастеров (новые красители, лаки, глазури, эмали), но этот процесс происходит очень медленно;

- постоянно видоизменяются, приспосабливаясь к новым привычкам и вкусам покупателей;

- сложность ассортимента.

ТНП очень разнообразны по видам, материалам изготовления, технике исполнения и назначению, и требуют особого к себе отношения.

Классификация ТНП

.1. По видам:

- одежда и головные уборы;

- украшения;

- мебель и предметы интерьера;

- кухонная утварь и посуда;

- ковры и ковровые изделия;

- детские игрушки.

.2. По материалу, из которого изготовлено изделие:

- из дерева и древесных материалов;

- из обожженной глины;

- из кости и рогов животных; из камня;

- металла;

- ткани;

- ниток;

- стекла; кожи и меха.

.3. По способу изготовления:

- резьба и роспись по дереву;

- художественная керамика;

- художественная обработка металла;

- лаковая живопись;

- вышивка;

- кружевоплетение;

- узорное ткачество;

- ковроделие;

- узорное вязание;

- ручная набойка и роспись тканей;

- художественная обработка кожи и меха.

.4. По территории развития промыслов:

Резьба и роспись по дереву:

- богородская резьба;

- унцукульская насечка по дереву;

- хохломская роспись;

- городецкая роспись;

- росписи Полхов-Майдана и Крутцй;

- загорская и семеновская матрешки.

Художественная керамика:

- гжельская керамика;

- скопинская керамика;

- дымковская игрушка;

- каргопольская игрушка;

- филимоновская игрушка. Резьба по кости:

- чукотский косторезный промысел;

- холмогорская резьба по кости;

- тобольская резьба по кости;

- хотьковский косторезный промысел.

Художественная обработка камня:

- уральский камнерезный промысел (Пермская область);

- Кунгурский завод художественных изделий (Пермс­кая область);

- Борнуковская пещера (Нижегородская область);

- Отрадненская фабрика камнерезных изделий;

- Хаджохский завод "Русские самоцветы" (Красноярский край);

- Тувирский камнерезный промысел.

Художественная обработка металла:

- великоустюжское черневое серебро;

- ростовская финифть;

- красносельский ювелирный промысел;

- казаковская филигрань;

- мстерский промысел.

Декоративная роспись на металле и лаковая живопись:

- уральские расписные подносы;

- жостовские расписные подносы;

- федоскинская лаковая живопись;

- палехская лаковая живопись;

- холуйская лаковая живопись;

мстерская лаковая живопись.

Вышивка:

- счетная вышивка Нижегородской, Рязанской, Ивановской и Новгородской областей;

- строчевая вышивка Новгородской, Нижегородской, Калужской, Ивановской, Тверской и Тульской областей;

- "кубанцы" — село Палех Ивановской области;

- цветная перевить — Рязанская, Смоленская, Калужская области;

- золотое шитье — Нижегородская, Тверская, Вологодская области;

- тонкая белая гладь (владимирские швы) во Владимирской области.

Кружевоплетение:

- вологодское кружево;

- кировское кружево;

- елецкое кружево;

- михайловское кружево;

- белевское и балахнинское кружево;

- киришское кружево.

Узорное ткачество:

- череповецкие узорные изделия;

- рязанские узорные изделия;

- воронежские узорные изделия;

- шахунские узорные изделия (Нижегородская область).

Ковроделие:

- курские ковры (безворсовые);

- ишимские и табольские махровые ковры (Тюменская область);

- далматовские и канашинские ворсовые ковры (Курганская область);

- омские ворсовые ковры;

- ижевские ворсовые ковры.

Узорное вязание:

- оренбургские пуховые платки;

- пензенские пуховые палантины;

- узорные вязаные изделия в Коми и Архангельской области.

Ручная набойка и роспись тканей:

- павлово-посадские платки;

- ручная роспись тканей в Московской области.

Художественные изделия из меха и кожи народов Заполярья и Крайнего Севера:

- изделия из шкур северного оленя;

- изделия из ровдуги (самодельной замши);

- изделия из нерпы и меха ценных пушных зверей;

- украшения из меха и кожи.

 

 

Определение рынка ТНП как места продажи ушло в историю. Сегодня рынок ТНП — это покупатели и продавцы, совершающие сделки купли-продажи ТНП с наибольшей для себя выгодой.

Совокупность покупателей, проявляющих интерес к ТНП, называется потенциальным рынком. Для исследования потенциального рынка ТНП недостаточно выявить только интерес покупателей к этим товарам, нужно иметь представление о доходе покупателей, смогут ли они приобрести данный товар и по какой цене. Чем выше цена на эти изделия, тем меньшее количество покупателей может их приобрести. Следовательно, для изучения рынка ТНП важны два понятия: интерес и доходы потенциальных покупателей. Этим и определяются размеры рынка ТНП. Размеры рынка непостоянны. Доступность или недоступность товара увеличивает или уменьшает его размеры.

Доступный рынок — это совокупность покупателей, которые имеют интерес, доход и доступ к ТНП.

Кроме потенциального и доступного рынков существуют и другие рынки ТНП.

Обслуживаемый рынок — тот, который предприятия НП решили обеспечить своими товарами.

Занятый рынок — совокупность покупателей, которые уже приобрели ТНП.

Рынок можно рассматривать, как взаимоотношения продавца и покупателя, принимающих решение. Здесь вступает в силу закон спроса и предложения, сущность которого заключается в том, что между этими двумя понятиями существует динамическое равновесие. Покупатель стремится приобрести ТНП, которые принесут ему наибольшее удовлетворение по минимальной цене. Продавец же, наоборот, старается установить максимальную цену на свой товар, учитывая его колорит и неповторимость. И здесь нужно найти золотую середину, когда и продавец, и покупатель будут довольны совершившейся сделкой. Однако окончательное решение принимает покупатель, который приходит к выводу, что по имеющейся у него информации этот товар наилучший, а цена соответствует его выбору.

Соотношение спроса и предложения на ТНП обусловливает наличие двух рынков:

Рынок продавца — если спрос на ТНП выше, чем предложение. Покупателям приходится быть более активными в поиске нужного товара, а продавцы в большей степени ориентируются на производство и сбыт: необходимо продать все, что произведено и вынудить покупателя поступать в соответствии с интересами продавца.

Такая ситуация на рынке ТНП складывалась в условиях административно-командной экономики, когда производство ТНП не ориентировалось на потребности покупателей. С одной стороны, пустые прилавки в магазинах, с другой — затоваривание на складах. Росло количество уцененных магазинов, где горой лежали строчевышитые изделия, бракованная керамика и другие некачественные изделия НП. Покупателей либо не устраивали вышедшие из моды изделия, либо низкое качество отдельных изделий, так как производители не стремились повышать качество своих изделий при полном отсутствии конкуренции.

Рынок покупателя — такой рынок, на котором предложение превышает спрос, когда более активными в реализации ТНП являются продавцы, которым приходится действовать в соответствии с интересами покупателей и производить то, что отвечает их потребностям. Крупные предприятия НП организуют ярмарки, выставки, где, демонстрируя свои товары, привлекают реальных и потенциальных покупателей.

Применительно к ТНП можно рассматривать следующие виды рынков:

- рынок потребителей;

- рынок производителей;

- рынок торговцев-посредников;

- государственный рынок;

- международный рынок.

Рынок потребителей состоит из физических лиц и членов их семей, которые покупают ТНП для удовлетворения своих собственных нужд. Все они различаются возрастом, уровнем образования, доходами, вкусами и привычками и неодинаково реагируют на различные маркетинговые стимулы, которые предприятия НП и торговые посредники используют для привлечения их внимания к своему товару.

Рынок производителей — это все крупные и мелкие предприятия НП, а также кустари, изготавливающие ТНП и приобретающие полуфабрикаты (например, деревянные токарные заготовки) с целью продолжения процесса производства.

Рынок торговцев-посредников — это продавцы, как российские, так и иностранные граждане и фирмы, приобретающие ТНП для последующей перепродажи с целью получения прибыли.

Рынок государственных учреждений — это государственные и общественные организации, приобретающие ТНП в качестве подарков и сувениров для проведения съездов, конференций, приемов и встреч.

Международный рынок. Субъектами этого рынка являются иностранные делегации, туристы и просто иностранные гости, как физические лица, так и общественные организации. Кроме того, продукция народных промыслов представляется на международных выставках, ярмарках и аукционах.

Кроме перечисленных выше рынков, рынок ТНП делится на организованный и неорганизованный.

Позиционирование ТНП — это формирование конкурентоспособной позиции для своего товара путем тщательно разработанного маркетингового комплекса (маркетинг-микса).

Достаточно назвать вид народного промысла, и у покупателя возникает соответствующее отношение к ТНП. Однако специалисты по маркетингу не хотят, чтобы на позиции ТНП влияли случайные обстоятельства. Они продумывают позиции своего товара заранее, с тем, чтобы ТНП имели значительные преимущества по сравнению с конкурентами. Это может быть товар "с движением", применение особых лаков и красителей, низкие цены.

Процесс позиционирования ТНП включает три этапа:

- определение набора возможных конкурентных преимуществ;

- выбор конкурентных преимуществ;

- пропаганда выбранной позиции среди покупателей целевого рынка.

К определению набора возможных преимуществ относится товарная дифференциация. Все ТНП отличаются друг от друга своей неповторимостью. Трудно скопировать "золотую хохлому". Название промысла происходит от названия села Хохлома в Нижегородской области, где происходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек. Наряду с традиционными ковшами-птицами современные мастера изготавливают наборы для соков, мороженого, варенья, салатов, а также детскую мебель. Все предметы привлекают внимание своей нарядностью и красочностью. Своеобразный "золотой блеск" придают закаленные в печах олифа и алюминиевый порошок. Для росписи применяются особые краски, которые выдерживают высокую температуру при закаливании, в основном желтого, красного, черного, зеленого цвета. Основной мотив росписи — ветки, цветы, ягоды, иногда птицы.

Более простой, чем хохлома, считается городецкая роспись. Основанный в г. Городце Нижегородской области народный промысел производит детскую мебель, наборы посуды, декоративные тарелки и настенные панно. Основанная на месте резьбы по дереву, городецкая роспись отличается четким силуэтом человека, коня или птицы, расписывается яркими красками на светлом фоне. Оперения птиц, лепестки цветов всегда подчеркиваются белыми штрихами. В декоративных панно сюжет развивается в 2—3 ярусах, где диковинно переплетаются люди, птицы, кони, растительность с фантазией мастера. Часто используются исторические или сказочные сюжеты, жанровые сценки.

Городецкую, как и хохломскую роспись, ценят покупатели не только нашей страны, но и далеко за ее пределами.

Часто предприятиям НП приходится задумываться, на основе каких преимуществ оно будет разрабатывать стратегию позиционирования. Здесь мнения специалистов по маркетингу расходятся. Одни считают, что следует продвигать на рынок только одну особенность своего товара, наиболее запоминающуюся. Другие, наоборот, считают, что нужно завоевывать рынок, рекламируя несколько особенностей ТНП.

В любом случае, специалистам по маркетингу нужно как можно тщательнее отбирать те позиции, по которым ТНП выгодно отличается от аналогичных товаров. При этом следует учитывать, какое из преимуществ дает наибольшую выгоду при продвижении ТНП на рынок:

- важность товара;

- неповторимость;

- превосходство над другими товарами;

- неподражаемость;

- доступность по цене;

- прибыльность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.