Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции религии. 4 страница




В результате ряда народных восстаний эмираты обритали независимость. В 8 в. отпадает Марокко. Под властью шиитов государство Адреситов (?) появляется. Средняя Азия отпадает. Тунис и Алжир. Потом Египет. Потом Армения. В Африке было знаменитое восстание биджей (?), которые захватили в т.ч. в Занзибаре власть. Сирия, Бахрейн, Ирак – там тоже сепаратисты. В Бахрейне появляется своё государство.

К 10 в. халифы только западную часть Ирана и Багдад фактически контролировали. В 945 г. буиды захватывают Багдад, халиф становится только духовным лидером суннитов, хотя формально 3 в. ещё был формальным лидером (чего?). Перелом намечается, когда к власти Джахар приходит – ставленник тюркских товарищей. Он ориентирует политику государства – хочет освободится от аппарата гвардии. Перестроена система мусульманского права. Запрещена свобода религии (до этого была веротерпимость). Отрицается философия в исламе, в результате долгое время рациональное богословие было только у шиитов. Преследует потомков Али. Публичное осквернение могилы Хусейна. Образованных и богатых христиан преследует (и других). Запрет на занятие должн. постов христианами и иудеями (853 г.).

Эти события повлияли на мусульманскую культуру. Религиозный авторитет – безусловный. Бюрократическая иерархия подчинена религии. Огромная роль у духовенства. Джихад (священная война). Сильная идея предопределения, поэтому предполагается примат пассивности. Если американцы ассоциируются с личной инициативой, индивидуализмом, то мусульмане – люди не предприимчивые, богобоязненные. Силён акцент. Послушание, повиновение. Не поощряется проявление индивидуальности. Никакие сословные привилегия, родство не приводит к появлению каст. Наверх открывается путь и людям незнатного происхождения.

Неграмотные последователи ислама не толковали Коран, но в устной проповеди знали, что им нужно делать. Существуют обязательные предписания для мусульман. Основных – 5. Это 5 столпов ислама. Их невыполнение приводит к тому, что человек после смерти попадает в мусульманский ад. Разные описания. Зной, песчаная буря, холод, всё такое.

5 столпов.

1. Принцип исповедания веры. Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед – его пророк. Произнёс – ты мусульманин.

2. 5-кратное ежедневная молитва. Омовением сопровождается молитва. Можно вместо воды посыпать песком, если нет воды. На молитвенном коврике. Призывает к молитве муэдзин в определённые часы.

3. Ежегодный обязательный пост – Ураза. Проходит в 10 месяце лунного календаря – Рамазане. Месяцы не равны светскому календарю. Пост предписывает от восхода до заката не есть и не пить. Освобождаются от поста только больные и находящиеся в пути.

4. Обязательный налог в пользу бедных. За счёт этого мусульманская община поддерживает наиболее бедных, отвечают за них. Это серьёзное средство для поддержания религиозного единства.

5. Паломничество (Хадж) в Мекку, которое нужно каждому мусульманину совершить. Целй комплекс обрядов нужно совершить. 7-кратное обхождение священного места какого-то. Целование чёрного камня. Быстрая ходьма между 2 какими-то холмами. Питьё воды из священного колодца. Молитвенное стояние у горы какой-то. Бросание камней. Принесение жертвы Аллаху.

Есть общие черты с иудаизмом – практика обрезания (правда, тут – подростки). После мальчик не возвращается на женскую половину дома, а живёт вместе с мужчинами. Есть и запрет на свинину. На изображение бога, даже всех живых существ! Искусство поэтому в основном – архитектура, а не живопись. Также запрещается пить вино, потому что пьяный человек не может совершать 5-кратную молитву. К богу можно обращаться только в здравом состоянии.

Иногда говорят о 6 столпе ислама – борьба за веру. Считается, что мусульманин должен быть воином. В современном богословии это толкуется мирно, джихад трактуется как оборона религии. Как духовная борьба с самим собой, за победу над своими пороками. Но в Коране есть предписание сражаться с неверными.

 

На Коран и на Сунну нужно опираться.

Коран. В нём поднимается ряд вопросов. В небесном Коране есть всё обо всём. А земной Коран – это Коран, который необходимо постигать, толковать (толкование в шиизме важно). В Коране содержится обширный материал по самым разным вопросам, в т.ч. о сотворении мира и человека. Правда, там есть разные версии. Есть версия, что человек сотворён из крови. Есть рассуждение об Аллахе, об ангелах. О Сатане (Шайтан) – когда Аллах сотворил человека, он велел всем поклониться человеку, но гордый Шайтан не поклонился, чем положил начало противостояние с Аллахом. Есть рассуждения разные.

Правоверный должен быть щедрым. Женщина создана для услаждения мужчины. К одному свидетельству мужчины приравнивается 2 свидетельствам женщины. Женщины вели затворническую жизнь (?). У женщин есть ряд прав. Оговариваются права – на наследство, например. Нельзя убивать новорожденную девочку – на практике убивали. Высоко оценивается торговля, при этом осуждается ростовщичество. Есть много эпизодов, которые перекликаются с Библией. Библейские суждения видоизменяются. Есть и суждения, которые явно говорят с богословскими спорами и традициями. Коран провозглашает, что есть 1 бог – Аллах и его пророк – Мухаммед. Были и другие пророки – Авраам (Ибрагим), Моисей, Мухаммед – венец пророков. Также Давид, Соломон, даже Александр Македонский.

Про ад и рай говорится. Страшный суд будет. В конце времён Аллах будет судить каждого, люди предстанут перед ним, держа только книгу в руках, где написаны все их свершения. Заступником за людей будет пророк Мухаммед. Через огненную реку нужно будет перейти по тонкой и острой нитке-мосту. Человек не может перейти по нему, его перенесёт животное, которое он дал в жертву Аллаху.

Аллах предопределяет судьбу каждого. Не даром ислам означает покорность.

В Коране есть какие-то элементы. Аллах описывается в терминах превосходного качества. Он всемилостивый и т. д. Чрезвычайно могущественный. У каждого человека 2 ангела-хранителя, которые дежурят по очереди.

 

В суннизме кроме Корана почитается и Сунна. Сунна – это сборник хадиз, составляющий 6 томов. Это предания, сказания о жизни, о чудесах, о поучения Мухаммеда. Сунна составлена в 9 в. мусульманскими богословами. Сунна – предания, на основании которого шариат толкует правовые нормы. Богословы толкуют Коран. Что касается шиитов, они признают из Сунны только те хадисы, в которых говорится об Али. Шииты: Мухаммед и Али – 2 святила. Короче, возвышают Али. После Али было 12 имамов, которые передавали, и 12-ый из них – Мухаммед, который исчез, и он придёт как спаситель. В 19 в. появился в Судане Мухаммед, который возглавил борьбу против колонизаторов. Шиизм стал государственной религией в Иране в начале 16 в.

 

17 декабря 2011 г.

 

Заканчиваем ислам.

 

Мусульманское право, шариат. Основные направления в исламе. Ислам в России.

 

Мусульманское право. Особенность мусульманской культуры в том, что эта религия пронизывает всё. Даже там, где светская власть и духовная разделены, религиозный закон играет превалирующую роль. Например, в Иране до 1979 г. была власть шаха. Первая династия была связана с основателями одного из сафивидов, то дальнейшие династии воспринимались по статусу ниже, чем духовные шиитские лидеры. Они царствуют до прихода махди. Любая попытка реформ, отклонения от тех норм, которые устоялись, воспринимались как знамения последних времён, т.е. тех, когда люди станут наглыми, Коран станет пустой книгой (с чистыми страницами). А потом настанет конец времён, 40-дневное царствие Макди, потом – страшный суд.

Довольно скоро после превращения ислама в массовую религию появляется мусульманское право. Изначально это право – попытки истолковать Коран применительно к повседневной жизни. Необходимо было выработать определённые правила поведения и норм, по которым можно было оценивать поступки.

Адат – право обычное. Это неписанные правила. Не надо его путать с шариатом. Хотя судьи мусульманские к адату тоже обращаются. Есть судьи мусульманские, есть ещё улемы – богословы, но они могут быть не связаны формально с духовенством, это образованные «миряне».

Монашества в исламе нет. Сам пророк считал, что монашество для мусульманина – это джихад. Но к аскетам относился с уважением. Необходимо было выработать систему оценки. Все школы шариата возникли на основе толкования Кораны и Сунны. Связал толкование Кораны и Сунны с правом знаменитый богослов Аль-Газали (1058 – 1111 гг.). Какие методы использовались для толкования вероучения для права?

Индивидуальное толкование. Авторитетный. Метод называется так – рай. Второй метод (более распространённый): собираются мнения многих авторитетов богословских, выносится суждение – метод иджма. Есть третий метод – суждение по аналогии. Нет прямого высказывания, авторитетного мнения, можно в случае казуса судить по аналогии – метод кияс. Метод истислах – собственные умозаключения, если на то нет никаких указаний. Но это не везде принимаемый метод.

4 школы мусульманского суннитского права складываются. Созданы они все на протяжении 8 – 9 веков. Их основывали очень крупные богословы, имамы.

1. Школа, которую основал имам Абу-Ханиф. Или Ханифитский масхаб. Умер в 767 г. Ханифитская школа опирается на Адат, на обычаи. Отличается наибольшей критичностью и гибкостью.

2. Основал имам Малик. В 795 г. умер. Маликитский масхаб отличается большей консервативностью. Не принято доверять одиночным суждениям, опираются на традиции существующих суждений.

3. Имам Аш-Шафия. Умер в 820 г. Шафиитская школа опирается на метод иджмы и. Не приняты методы рай и истислах.

4. Идн Ханбал. Умер в 855 г. Ханбалитская школа опирается в основном на Сунну. Наиболее нетерпимая.

Все 4 школы используют Калам (буквально – речь). Ханифитская школа распространена в Турции, Индии, Пакистане, Индии. Вторая – в Северной Африке. Шафиитская – Сирия, Африка, Индонезия. Ханбалитская – Аравия.

Система права не имеет такого разделения – на отрасли права (ГП, УП…).

Кодекс шариата делится на 3 основные части.

1. Ибадат. Включает обязанности, относящиеся к религиозным культам.

2. Муамалят. Содержит юр. нормы.

3. Укубат. Система наказаний.

225 противоречий в Коране нашли. Решили, что есть нормы отменённые, а есть отменяющие. Пророк говорил – Аллах изменил своё мнение (если указывали ему на противоречия).

 

Наказания. Наиболее суровые за хищение чужой собственности. До отрубания правой руки. Менее жестоко карается убийство. Это неслучайно. Потому что существует Адат параллельно шариату. Есть кровная месть, поэтому шариат это учитывает. Осуждается самоубийство. Все отношения между людьми оцениваются с религиозной точки зрения, всегда будет ссылка на авторитет писания или авторитетные суждения богослова.

Согласно шариату действия людей подразделяются на 5 категорий.

1. Обязательно нужно выполнять. За неисполнение следует наказание.

2. Рекомендуемые действия.

3. Дозволенные.

4. Предрасудительные. Осуждаются, но не наказываются.

5. Запрещённые действия.

Важная черта мусульманского права – всегда учитывается намерение.

Жестоко карается прелюбодеяние. Видимо, мыслится как покушение на имущество. С другой стороны, у женщин много прав. Мы мыслим, что мусульманские женщины бесправны, но не так всё сложно. До 7 лет ребёнка нельзя забирать у женщины, даже если она рабыня. Шариат считает, что прелюбодеяние нужно доказать, нужно 4 (!) свидетеля.

Богословы и законоведы проходят обучение. Медресе – более высшее учебное заведение. Там обучают и правоведение.

 

Основные направления в исламе.

Наиболее крупное разделение – уже говорили. Шииты и сунниты.

Сунниты – большинство мусульман. Шииты – менее распространённое течение. Разделились на вопросе о том, кто должен наследовать престол. Шииты были сторонниками Али и потомков его. А дальше накопилось много особенностей, в т.ч. в богословии.

Суннизм. Большинство. Опираются на шариат, на Коран. По шариату отношения человека с богом, гос-вом, общиной. Шариат мыслится как толкование воли Аллаха, данное в откровении Мухаммеду. Правоверный мусульманин обставлен нормативами, которые он должен исполнять.

Но в рамках суннизма возникла школа – мутазилизм. Мутазилиты вырабатывали рационалистическое богословие. Это богословие одно время, когда помогли аббаситской династии придти к власти, было на первых ролях. Дальше же богословие развивалось от противного – от мутазилистов. Они считали, что Аллах – некий абсолют, лишённый качеств. Мол, человеческий разум ничего об Аллахе не может сказать. Коран не может стоять рядом с Аллахом, поэтому толковать Коран можно максимально широко. Человек несёт ответственность за свои поступки, в т.ч. на зло на Земле, т.к. Аллах не может породить зло.

Мутазилизм сходит на нет в результате полит. событий. При Аль-Мамуне становятся гонимыми. Немного примирил мутазилизм и дальнейшее богословие Аль-Шари, которое создал общий суннизм (как-то так) отречение. Отрёкся от мутазилизма. Он сказал, что вера выше разума. Вера превосходит разум. Бог обладает свойствами и именами, но он оставляет веру и разум без посредником. Коран не сотворён. Мы постигаем всё 2 путями – верой и разумом. Не согласуются, тогда вера выше.

Эти тезисы в мусульманском богословии будут варьироваться.

 

Шиизм. Основа – 5 столпов. Нужно также постигать Коран, тогда проникнешь к высшую божественную истину. В некоторых шиитских направлениях имаму имеют большее значение, чем даже Мухаммед, потому что пророки приходят и уходят, а через имамов идёт связь человека с богом. Поэтому в шиизме гибче всякие суждения, авторитет имамов и духовных руководителей зашкаливает. Есть всякие направление (ассасины), где нужно полностью выполнять приказы имамов.

Хриджизм. Хриджиты – протестанты ислама. Возникли из среды шиитов, для них очень важна идея выборности духовных лидеров – халифов. Али разочаровал хриджитов, поэтому им не важно, потомок ли Али или нет, главное, чтобы был авторитет.

Хриджиты неоднородны. Большинство расколов появляется на полит. почве. Для хриджитов характерно то, что вера без дел неэффективна, вера должна подкрепляться делами. 2 сходство хариджитов с протестантами в крайней строгости, они за духовную чистоту, строгость к вере, беспощадны к согрешившим. Осуждают роскошь, развлечения. Запрещаются музыка, всякие игры. На всём протяжении истории именно они пытаются, захватив власть, реализовать на земле идеальное мусульманское государство.

Ваххабиты к хриджизму принадлежат. Они – сторонники Ваххаба. Современный ваххабизм – не ваххабизм 7 в., он в 18 в. возник. Аль-Ваххаб провозгласил возрождение подлинного ислама, т.е. фундаменталисты (есть традиционная религия, а есть 2 крайности – модернизм и фундаментализм). Как правило, фундаменталисты – это своеобразный модернизм. Они думают, что они возвращаются к истокам, а на самом деле это лишь видение истоков, получается, это тоже какой-никакой модернизм.

В 18 в. отвергли Сунну, всякие нововведения богословские, культ святых отвергли, любые культы, включая культ пророка (нет бога кроме Аллаха), выступали против духовенства (они лишь посредники между верующими и Аллахом). Провозгласили верность старины, отвергают всякие развлечения, современные наряды, под лозунгом джихада. В Аравии разгромили ряд городов, в т.ч. Мекку, повредили Кааб (культ, несовместимый с исламом). Основали Эмират во главе с Саудом. Всё равно жизнь берёт свой, современная Аравия более умеренная, чем ваххабиты, её основавшие. Банки как оправдывают? Ведь ростовщичество запрещено. Капитал соучаствует в труде, а труд не запрещён.

 

Суфии. Это мистики. Сфф – рубашка из грубой ткани, накидка. Суфии когда-то были реакцией на официальный ислам. Мол, он приспособлен к государству.

В Ираке и Сирии в 8 в. возникли. Учителя призывали искать Аллаха в себе. Себя рассматривают как инструмент Аллаха. Суфии отличались поведением, особенно бродячие суфии. Вместо 5-кратной молтивы суфии совершали зиг. Это могли быть какие-то кружения. Верчение вспомни, которое любят показывать. Всякие мистические штучки были.

Мутузилиты настаивали на том, что человек ответственен за свои поступки. В официальном исламе – фатализм, воля Аллаха, предопределено всё. Человек – орудие Аллаха. Суфизм это поддерживает. Нужно пройти путь совершенства. От 3 до 12 ступеней. Мюрит – ищущий ученик. Есть много разных школ. Единой традиции нет. Мюрит проходит ступени посвящения, шариат. Дальше становится полноправным членом общины. Далее – марифат (умеет впадать в транс, учить молодых). И полностью сливается с Аллахом.

Развивалось и интеллектуальное крыло. А также суфизм как система монашеских орденов. Это была полит. сила. Вплоть до государственных функций. Там жёсткая дисциплина, структура. Во главе ордена шейхи, у них абсолютная власть. Ордена занимались миссионерской деятельностью, джихадом баловались.

 

Ислам в РФ.

Для РФ это традиционная религия, а в Европе только после Второй мировой община стала складываться. В СССР ислам был очень мощно представлен, но центр был в Узбекистане. Потом в РФ ислам стал провинциальным, но мусульманская община в последнее время велика в силу большой миграции. Это – головная боль духовенства. Ведь российские мусульмане (даже если приехал из дикого угла) более культурнее и образованнее, чем приехавший иностранец, потому что в школах все всё-таки обучались. За века сосуществования сложилась практика взаимной толерантности между представителями разных религий. А приехавшие часто не очень это понимают, учитывают, т.е. не воспитано это у них.

В 8 – 10 вв. существовали 2 крупных государства – Хазарский Каганат и Камская (?) Булгария. Кагана в 737 г. завоёван арабским полководцем, потребовал принять ислам как победитель. В Каганате ислам уже бытовал из-за торговых отношений. Но ислам не прижился, потому что воспринимался как религия завоевателей, поэтому официальная религия – иудаизм. А вот в Булгарии.

В 9 в. племена объединяются в Булгарию. При царе Алмуше в 922 г. в Волжской Булгарии ислам становится гос. религией. Посол багдадского халифа оставил записки, в них он описывает съезд булгарских князей, который принял ислам в мае 922 г. В 1230-е гг. монголы побаловались, разгромили Биляр – столицу Волжской Булгарии. После столицей был Булгар (до уничтожения московским князем в 1331 г.). Интегрировали в Золотую Орду. Золотая Орда включала Крым, Нижнее Повольжье, Западную Сибирь, северный Казахстан, Булгария. Формируется татарский этнос на базе булгар и половцев. Среди населения стал распространяться ислам. Стимулировал поворот к исламу военные действия с Ираном, а также военный союз с Египтом. Второй хан Золотой Орды Берке (1260 – 1277 гг.) принимает ислам, способствует распространению ислама в официальном виде. Окончательно гос. религей (при хане каком-то (1312 – 1342 гг.)). Богословы приезжают, читают проповеди.

Во второй половине 15 в. Золотая Орда распадается. Казанское (1438 – 1552 гг.), Астраханское, Сибирское ханства, Нагайская Орда. Казань был одним из крупнейших городов по мировым масштабам (!), сравним с крупнейшими европейскими городами. Распространял ислам среди финно-уйгурских народов. Ислам приняли марийцы (черемисами раньше назывались), удмурты. Веротерпимый город, в Казани был армянский храм. Крупный, процветающий город. В 1552 г. Казань взят Иваном Грозным. Мечети рушили, медресе, остались свидетельства, как отважно сражались ученики медресе за родной город. После завоевания из города изгонялись активнейшие мусульмане, духовенство. В основном казанские мулы иммигрировали в Сибирское ханство, их туда пригласили. Так что мусульманский центр переместился в Сибирь.

Сибирские татары сейчас живут в Томской, Новосибирской областях, других субъектах.

В 1553 г. указ о разрушении мечетей. В начале 16 в. созданы епархии Астраханская, Казанская, цель – окрестить население мусульманское. Часть населения принимала христианство. Но отношения с мусульманской элитой были не столь однозначны. Например, в 1447 г. казанские царевичи поддерждила Василия Второго (Тёмного) в борьбе за Шимяки (кого?), за это Василий поджаловал им город на Оке, который получил название Касим (?). Он – столица Касимовского царства с 1452 г., там формируется анклав. Живут там татары. До конца 17 в. существовало это царство как автономия.

В 17 – 18 вв. власть ограничивала права. В 1628 г. распоряжение запретило мусульманам иметь слуг православных. В 1713 г. указ – лишать прав на владение вотчинами и поместьями, если не принимают крещение. Рекрутские наборы, размер податей тоже зависели от вероисповедания. В 1716 г. первый перевод на европейский язык (русский) Корана. Но в целом политика власти была направлена на ущемление прав ислама и усиление роли христианства.

Анна Иоанновна в 1736 г. запретила строить новые мечети в Башкирии. 1731 г. – создана комиссия для крещения мусульман. С 1740 г. комиссия переведена в Казань. Возникла такая группа интересная – криашены, это этнические татары, принявшие христиане, они образовали любопытную народность.

При Елизавете разрешают строить новые мечети. А наиболее радикальные положения приняты при Екатерине Второй (относилась с дружелюбием к представителям разных религиям). Катя заслужила почётное звание у мусульман. В 1773 г. указ о терпимости. В 1766 г. Катя приехала в Казань, к ней пришли делегаты купцов, она официально разрешила им построить каменную мечеть в Казани. Когда к России присоединили Крым, издали указ 1783 г., гарантировавший охрану веры. Но политика была осторожная к мусульманам. Власти опасались. 1784 г. – татарские мурзы и башкирские старшины получают звания дворян. 1782 г. – в Уфе учреждён муфтият, т.е. официальный орган.

Формируется мусульманская церковь, что нехарактерно для мусульман (т.ек. с иерархией). Мутогалияты – мухтусиваты – имамы (избирались населением и утверждались властью). Создана церковная структура благодаря церковной политике. Гос-во быстро столкнулась с тем, что привилегия и льготы, которые давались духовенству, не гарантировали лояльность мусульманам. В 1909 г. Столыпин собрал совещание, которые было посвящено ограничению мусульманского влияния, потому что власти боялись антигосударственной деятельности рядового духовенства.

Май 1917 г. – в Москве всероссийский съезд мусульман. Он избрал муфтия, выбрал состав правления. В июле – 2-ой съезд в Казани. В ноябре 1917 г. Национальной Собрание в Уфе формирует национальную администрацию, собирались выделиться в отдельное государство. РККА захватила Казань и Уфу, структуры были эти ликвидированы.

На территорию Кавказа проникает в 7 – начале 8 вв. Арабы захватили Дербент, город стал центром исламизации Кавказа. В 723 (?) г. в Дагестан вошли арабы. В 913 г. крестились лезгины. 10 – 12 вв. – южный Дагестан. Аварцы потом. 18 в. – расцвет ислама. Чеченцы и ингуши – 15 в.

Западный Кавказ. Ислам туда проникал из Золотой Орды. В 16 – 17 вв. захвачена Осетия (там ислам не прижился). Среди адыгов ислам распространялся благодаря деятельности Крымского ханства.

Окончательно в 18 в. на Западном Кавказе ислам утвердился.

Северный Кавказ. Военные действия с Россией способствовали укреплению ислама. Ислам стал знаменем борьбы с Россией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.