Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризисы, не связанные с цикличностью развития организации, и их причины




 

Кроме кризисов, связанных с цикличностью развития организации, в процессе ее деятельности может возникать множество других кризисов в различных функциональных сферах: производстве, продажах, маркетинге, персонале, исследованиях и разработках, снабжении, финансах. Они характеризуются неблагоприятными текущими значениями или тенденциями изменения различных показателей:

¨ ухудшение позиции организации и ее продукции на рынке, что проявляется в снижении доли рынка; утрате важнейших потребителей и поставщиков; ухудшении конкурентоспособности выпускаемой продукции; снижении ее качества; отказе покупателей от использования продукции организации;

¨ плохое состояние и использование основных средств, нематериальных активов находит отражение в снижении коэффициента обновления, увеличении степени износа основных средств, ухудшении их структуры; снижении фондоотдачи и уровня использование производственных мощностей; невозможности выпускать требуемую рынком продукцию на имеющемся оборудовании; использовании устаревших технологий;

¨ ухудшение состояния и использования трудовых ресурсов выражается в увеличении текучести кадров; необеспеченности организации трудовыми ресурсами; неблагоприятном профессионально-квалификационном и половозрастном составе работающих; увеличении количества простоев; росте трудоемкости продукции; неадекватных формах, системах, величине и структуре оплаты труда; проблемах с руководящим составом;

¨ проблемы в сфере издержек производства и продаж проявляются в повышении доли условно-постоянных затрат; росте затрат на рубль произведенной продукции, себестоимости отдельных видов продукции, уровня затрат по подразделениям; некачественной системе учета затрат;

¨ снижение величины финансовых потоков и результатов находит отражение в недостатке денежных средств для осуществления текущей хозяйственной деятельности; проблемах в расчетах с контрагентами; низком уровне или отсутствии прибыли;

¨ нерациональная структура управления проявляется в наличии многозвенной системы управления, не обусловленной производственной необходимостью; функционировании дочерних и зависимых предприятий, филиалов и представительств, получающих ресурсы, но не дающих требуемой отдачи; проблемах во взаимоотношениях между подразделениями, а также с поставщиками и потребителями.

Все причины возникновения кризисов в организации, как мы обсуждали в главе 1, можно разделить на несколько групп: объективные и субъективные, общие и особенные, внешние и внутренние.

К объективным причинам возникновения кризисов относятся стихийные бедствия, другие неблагоприятные природные воздействия, а также закономерности экономического развития, проявляющиеся в его цикличности и наличии кризисов. Однако очевидно, что их действие не является абсолютным, безусловно приводящим организации к кризису. Возможность преодоления кризиса, восстановления деятельности организации во многом зависит от эффективности управления ее деятельностью, накопленных резервов и правильных, соответствующих обстановке действий менеджмента.

К субъективным причинам возникновения кризисов следует отнести ошибочные, исходящие из неправильной оценки ситуации действия менеджмента организации. Если рассматривать людей, их группы и организации (в том числе и государство) как субъекты экономических отношений, то к субъективным причинам кризисов отдельных организаций можно отнести и такие действия, например, правительств, которые направлены на достижение общественного блага, но могут стать причиной банкротства отдельных субъектов предпринимательской деятельности.[2]

Под общими причинами возникновения кризисов в организациях понимаются те из них, которые действуют в отношении всех организаций в рыночной экономике, обусловлены самой природой рынка, его стихийностью и риском предпринимательства.

Кроме рыночной, преимущественно открытой, может функционировать и нерыночная, преимущественно закрытая социально-экономическая система, которая в течение длительного времени господствовала в том числе на территории нынешней Беларуси. Трансформация такой системы обусловливает объективное существование особенных причин, которые могут вызывать кризисы в деятельности организаций

Выделяют также внешние и внутренние по отношению к организации факторы, оказывающие влияние на ее деятельность.

Внешние факторы являются наиболее опасными в связи с тем, что возможности оказания воздействия на них минимальны, а последствия их реализации могут быть разрушительными. К основным из них относят:

¨ экономическиефакторы (состояние экономики страны оказывает решающее воздействие на деятельность организаций. Темпы инфляции, ставки налогов и банковских кредитов, курсы валют, уровень доходов населения создают ту реальность, в которой должны работать и выживать организации вне зависимости от формы собственности, отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы);

¨ политическиефакторы, обусловленные действиями и намерениями центральных и местных властей, их отношением к различным секторам экономики, регионам страны и формам собственности, наличием различных групп влияния в органах государственного и хозяйственного управления;

¨ рыночныефакторы (тенденции изменения демографической ситуации, жизненные циклы изделий, уровень конкуренции и др.);

¨ технологические факторы, обусловленные воздействием на экономику научно-технологического прогресса;

¨ социокультурные факторы, охватывающие такие явления и процессы, как преобладающие в обществе нравы и традиции, отношение людей к работе и уровню благосостояния, уровень образования населения, отношение к частному бизнесу и возможности самостоятельной предпринимательской деятельности;

¨ международные факторы, связанные с глобализацией экономики, деятельностью транснациональных корпораций, экономических и военно-политических объединений.

Внутренние факторы обусловлены ошибочными действиями менеджмента и, в отличие от внешних, отражая слабые стороны организации, при качественном управлении могут быть не только распознаны, но и предотвращены. Они проявляются во многих сферах деятельности организации, как это было показано в начале данного параграфа. Более подробно мы рассмотрим внутренние причины кризисов и банкротства в следующей главе.

Как правило, одна или даже несколько причин не приводят организацию к внезапному кризису. Обычно кризис наступает вследствие постепенного, достаточно длительного процесса их взаимодействия в условиях отсутствия или недостаточности уделяемого менеджментом внимания угрозам внешней среды и слабым сторонам деятельности организации.

 

Выводы

Организация,являясь открытой самоорганизующейся социально-экономической системой, всегда находится в нестабильном или квазистабильном состоянии.

Развитие организации можно рассматривать с использованием концепции жизненного цикла, согласно которой за период своего существования она проходит через ряд последовательных стадий. Каждая стадия включает в себя фазы подъема, кризиса и спада, причем причины кризисов на разных стадиях могут быть различными, а опасность кризисов наиболее велика при переходе из одной стадии развития в другую.

Негативные последствия кризисов на различных стадиях развития организации могут быть более или менее серьезными. На первых стадиях развития они отражаются преимущественно на ее собственниках и работниках; на более поздних стадиях кризис организации приводит к возникновению проблем и у ее контрагентов, государства, общества в целом.

Объективной предпосылкой возникновения кризисов является то, что организации оказываются под воздействием циклических колебаний экономического развития на различных уровнях общественной жизни. Однако кризисы обусловлены не только цикличностью развития, но и множеством других факторов, в связи с чем выделяют субъективные и объективные, общие и особенные, внешние и внутренние причины наступления кризисов.

К основным причинам кризисов организаций относятся: низкая эффективность механизмов адаптации их системы управления к изменяющимся условиям среды; шоки внешней среды и специфические условия хозяйствования в трансформируемой экономике.

 

 


[1] Эта тема нашла широкое отражение в различных философских, естественнонаучных и других системах (взаимодействие сил Ин и Янь, числа Фибоначчи, волновая теория Эллиота, теория хаоса и др.).

[2] Примерами могут служить не только многие известные действия белорусских властей, но и аналогичные действия властей других стран, среди которых дерегулирование авиаперевозок в США (политика «открытого неба»), осуществлявшееся с 1978 г. До этого авиационные маршруты распределялись правительством, в результате чего многие авиакомпании действовали как монополисты или делили маршрут только с одной другой компанией. «Сначала последствия такой политики были драматичными для компаний: низкие тарифы, множество маршрутов; огромный выбор авиакомпаний. Brookings Institute рассчитал, что в течение первых десяти лет дерегулирования менее высокие тарифы сэкономили потребителям около 100 миллиардов долларов. Только одно такое обстоятельство, как увеличение конкуренции, было причиной выхода из бизнеса многих авиакомпаний США. Канули в лету такие знаменитые названия как Eastern и PanAm. В пучине рецессии 1992 г. исчезли 32 американские авиакомпании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.