Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психики




Что определяет развитие интеллекта?

Насколько мы можем унаследовать способности наших предков и передать их своим потомкам? Современная точка зрения заключается в определении взаимовлияния на развитие интеллекта как генетического (врожденного) так и средового (приобретенного) факторов.

Наследственная обусловленность связана с факторами:

Генетическая обусловленность, т.е. влияние наследственной информации, полученной от родителей

Физическое и психическое состояние матери (питание, состояние здоровья) во время беременности

Хромосомные аномалии (пр-р: болезнь Дауна)

Экологические условия, употребление лекарственных средств, алкоголя и т.д.

Адаптационная (средовая) обусловленность

Особенности питания ребенка (первые 1,5 года)

Психическая стимуляция интеллектуальной активности со стороны взрослых (дети, живущие в приютах, значительно отстают в умственном развитии)

Число детей в семье (фактор связан с экономическим и социокультурным неравенством, этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп).

 

ИНСТИНКТ – форма генетически обусловленного поведения

НАВЫК – автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения.

СОЗНАНИЕ – качественно новый этап развития психики. Сознание – высшая свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью людей.

 

Проблема развития психики имеет три аспекта:

־ Возникновение и развитие психики в животном мире

־ Возникновение и развитие человеческого сознания

־ Развитие психики в онтогенезе человека (т.е. начиная от рождения и до конца жизни.

 

Чувствительность возникает на базе раздражимости как всеобщего свойства живой материи. Чувствительность – первое проявление психики и показатель ее возникновения.

А.Н. Леонтьев выделяет 3 стадии развития психики животных. (Согласно современной теории К.Э. Фабра, в пределах каждой стадии м.б. различные уровни: низший, высший, наивысший.)

1. На стадии элементарной чувствительности (элементарной сенсорной психики) животное реагирует только на отдельные свойства предметов и явлений окружающей среды внешнего мира.

2. На стадии предметного восприятия (перцептивной психики) деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов. Головоногие моллюски, птицы обладают более сложной поведенческих актов.

3. Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью. Существенной является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения.

 

Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выделяют врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения животных.

 

Сложные акты поведения направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах, называются инстинктами.

Различают инстинкты питания, самосохранения, размножения и др.

Для инстинктов характерно относительное постоянство, однотипность проявления у животных одного и того же вида. Они проявляются у животных даже тогда, когда они лишены общения с себе подобными (изолированы). Инстинкты – наследственная форма.

 

Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных – навыки.

Образование навыков зависит от уровня развития НС. Чем выше животное стоит по уровню развития, тем легче и быстрее образуют навыки, тем сложнее они по своему характеру могут быть.

Животное может научаться несколькими путями.

Реактивное научение - организм пассивно реагирует на внешние раздражители. И в НС формируются непроизвольно, незаметно новые следы памяти.

- По типу классического условного рефлекса. Животное осваивает новые биологически значимые свойства предметов и явлений.

- Импринтинг – врожденная реакция, но не запрограммированная от рождения, а достраивающаяся в процессе индивидуального опыта. Ярко проявляется у птиц и состоит в том, что птенец научается следовать за первым большим движущимся объектом, попавшим в поле зрения. (Эксперименты К Лоренца).

- Привыкание – устойчивая и постоянная реакция на повторяющиеся стимулы.

- Оперантное научение – организм активно экспериментирует с окружающей средой.

- Метод «проб и ошибок», в ходе хаотических действий животное случайно наталкивается на верное решение и получает за это награду. Затем эти действия повторяются и закрепляются.

 

Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задачи, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, явлением инсайта (внезапное нахождение решения) и т. д.

 

Сознание человека – качественно новый этап развития психики. Сознание – высшая свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью людей

Сознание - высший уровень развития ПС, присущий только человеку. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер. Основой перехода к сознанию человека явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.