Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпигенетическая концепция жизненного пути личности Э. Эриксона




 

Эрик Эриксон (1902-1994)с одной стороны придерживался психоаналитических представлений о значении адаптации человека к своему социальному окружению, опирался на структурную модель личности, разработанную Ф. Так же как и Ф., он считал, что стадии развития личности предопределены генетически и порядок их наступления неизменен.

Однако в отличие от фрейдистского подхода, основное внимание в психологии Э. отводится нормальному, здоровому личностному развитию.

Теорию развития личности Эриксона принято называть психосоциальной, т.к. он попытался понять и оценить влияние среды на личность. Эти исследования дали начало двум основным понятиям его концепции – «групповой идентичности» и «эго-идентичности».

Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с начала жизни воспитание ребёнка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения.

Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создаёт у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на возрастные и другие изменения.

Формирование эго-идентичности продолжается на протяжении всей жизни и проходит восемь возрастных стадий. На каждой стадии общество ставит перед личностью определённую задачу и задаёт содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Решение этих задач зависит как от уже достигнутого уровня психического развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества.

1. Младенческий возраст. Задача: формирование базового доверия к миру (к маме в частности). Материнская любовь и нежность определяет «количество» веры и надежды, вынесенного из первого жизненного опыта ребёнка.

2. Ранее детство. Задача: борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность. Если взрослые проявляют слишком завышенные требования, часто наказывают ребёнка, у него возникает страх, постоянная настороженность, скованность. Если стремление ребёнка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своём, между свободой самовыражения и её разумным ограничепнием.

3. Дошкольный возраст. Задача: развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за какие-то тайные мысли. Таким образом, тормозится инициативность и развивается пассивность.

4. Школьный возраст. Задача: формирование трудолюбия и овладение новыми знаниями. Постижение основ трудового и социального опыта даёт ребёнку возможность получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности.

5. Отрочество и юность. Задача: осознание себя и своего места в мире.

6. Молодость. Задача: поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей.

7. Зрелость. Задача: внести свой вклад в жизнь будущих поколений, (прежде всего детей). На этой стадии появляется желание передачи собственного опыта, идей и т.д. Если это желание не реализуется (у одиноких людей) появляется безразличие, сосредоточенность на себе.

8. Старость. Задача: становление окончательного цельного представления о себе, своём жизненном пути.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.