Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Молодежи




ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ

Павлюк И. С., Долинина М. М.

Национальный университет пищевых технологий,

Киев, Украина

 

Введение. Здоровье как целостный социально-психологический феномен является интегративным критерием и показателем качества не только самой личности или социальной группы, к которой она принадлежит, но и современного образования. Поэтому, в связи с достаточно сложной и напряженной социокультурной ситуацией украинской действительности, имеющимися фактами несоответствия условий обучения и учебной нагрузки возрастным возможностям молодежи, вопросы медико-социальной помощи выступают важнейшей составляющей образовательного процесса в учебных заведениях различных форм собственности и уровней аккредитации [3].

Сохранение здоровья людей является главной проблемой современного общества. Современный ритм жизни, экологические проблемы, последствия технического прогресса – все это оказывает негативное влияние на здоровье людей и, в первую очередь, на здоровье студенческой молодежи [1, 4]. В современном мире имеет место опасная тенденция к снижению мотиваций здорового образа жизни среди широких кругов населения, в том числе и среди молодежи.

Сегодня высшие учебные заведения наряду с учебой и воспитанием обязательно должны ставить в приоритетном порядке задачу сохранения здоровья молодого человека. Необходим пересмотр отношения к здоровью студентов. Формирование культуры здорового образа жизни должно стать обязательным и непосредственным результатом образования [2].

Проблема здоровья студенческой молодежи становится приоритетным направлением развития заведений профессионального образования, призванных готовить конкурентоспособных специалистов.

Решение этой проблемы возможно только при наличии среды, направленной на улучшение здоровья в образовательном заведении, психологическом комфорте студента и преподавателя, системно организованной воспитательной работы. В свою очередь, такая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья студентов с одной стороны, и целеустремленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса – с другой стороны. Центральное место в культуре здоровья занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни [1, 4].

Воспитательная работа со студенческой молодежью, направленная на формирование здорового образа жизни, должна отвечать действующей в стране нормативно-правовой базе, которая регламентирует этот процесс, а также методике проведения мониторинга уровня сформированности у студентов навыков здорового образа жизни [3].

Целью исследования являлся анализ организации здорового образа жизни студенческой молодежи.

Результаты исследования и их обсуждение. Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия.

Пользу здоровью приносят занятия физическими упражнениями, а спорт повышает жизненные силы, доставляет искреннее удовольствие от получаемых результатов.

Спорт является достаточно мощным «безлекарственным» средством профилактики заболеваний человека, оказывающий позитивное влияние на его здоровье, являясь бесценным достоянием любого человека и в целом всего общества, способствует выполнению основных жизненных задач и планов, помогает преодолевать трудности и обеспечивает людям долгую, активную и радостную жизнь.

Занятия спортом помогают легче избавляться от вредных привычек, они мало совместимы с курением и употреблением алкоголя.

Занятия спортом определяет здоровье человека, то есть то, как он проводит свое время (сферу интересов, хобби), и то, где и как он учится. Но есть и обратная зависимость: здоровье людей зависит от качественных характеристик их образа жизни (уровня социальной, экономической и трудовой активности, степени миграционной подвижности людей, приобщения их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характера и способов проведения досуга и отдыха).

Рассматривая влияние активной физической деятельности на организм человека, можно отметить происходящие в нем изменения. Так как при занятиях спортом основная нагрузка ложится на опорно-двигательный аппарат, а именно, на систему мышц и костей, суставов и связок, налаживается взаимосвязь в их работе.

Здоровье студентов высших учебных заведений в настоящее время является социально значимым показателем медико-демографической характеристики населения Украины, так как заболеваемость приводит к уменьшению эффективности учебной, а впоследствии, и профессиональной деятельности.

Анализ современного состояния здоровья студентов показал, что положение здоровья на вершине жизненных потребностей для них носит скорее теоретический аспект, так как на практике оно занимает далеко не первые позиции. Низкий уровень здоровья среди учащихся подтверждается тем, что большая часть студентов не соблюдают принципы здорового образа жизни.

Интенсификация учебного процесса в вузах отрицательно сказывается на показателях здоровья студентов: их физическом развитии, физической подготовленности, функциональном состоянии, психическом и репродуктивном здоровье. Дефицит времени приводит к стрессовому напряжению.

Согласно проведенным исследованиям отмечается ухудшение состояния здоровья студентов с переходом на старшие курсы обучения. Так, общее количество занимающихся на 1-3 курсе в НУПТ составляет 3585 студентов; из них 34% – в специальной медицинской группе (на 1 курсе 28%, на 2 курсе 33%, на 3 курсе 39%).

Среди хронических заболеваний студентов Национального университета пищевых технологий наиболее часто встречаются заболевания сердечно сосудистой системы; опорно-двигательного аппарата; органов зрения, внутренних органов и дыхания. Такая негативная статистика объясняется тем, что студенты ведут малоподвижный образ жизни, не занимаются закаливанием, недостаточно пребывают на свежем воздухе, имеют вредные привычки.

В первую очередь это объясняется чрезмерной учебной нагрузкой, которую получает неадаптированный к этому студент, особенно на 1 курсе. Из-за насыщенной учебной программы у студентов просто не хватает времени и сил на занятия над своим здоровьем. Неправильный режим питания приводит к возникновению патологий в пищеварительном тракте и другим хроническим заболеваниям. Как результат – снижение общего уровня работоспособности, и как следствие – низкое качество обучения, академическая неуспеваемость.

Практически всем студентам рекомендованы занятия спортом, оценивая свои возможности и выбирая только тот вид спорта, который подходит, и будет приносить наибольшее удовлетворение. Любые формы активного физического движения полезны только тогда, когда они полностью соответствуют физиологическим возможностям студента.

Регулярные занятия физической культурой, которые рационально сочетаются в режиме труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность будущей производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, которые выполняются в быту и в процессе труда, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, которые целенаправленно подобраны для влияния на разные органы и системы, развитие физических качеств, коррекции дефектов телосложения.

При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку соответствующими реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего тратятся энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костная системы. В связи с этим улучшается физическая подготовленность организма, когда достаточно интенсивная физическая нагрузка переносится адекватно, а предыдущие недосягаемые результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой. Это вызывает всегда хорошее самочувствие, желание заниматься, приподнятое настроение и хороший сон. При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается, а студент находится в прекрасной физической форме в течение длительного времени.

Занятия физическими упражнениями стимулируют обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Гигиеническое значение физических упражнений возрастает, если они проводятся на свежем воздухе и имеют выраженное закаливающее действие, особенно при пониженной температуре воздуха. При этом улучшаются показатели физического развития (экскурсия грудной клетки, жизненная емкость легких и др.). При проведении занятий в условиях холодового эффекта совершенствуется функция теплорегуляции, а значит, снижается возможность возникновения простудных заболеваний.

Таким образом, одним из приоритетных направлений профессиональной подготовки студентов должна стать задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья. Высшее учебное заведение должно выступать инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению, реабилитации и приумножению здоровья студентов.

Целенаправленное решение проблемы формирования культуры здоровья студентов должно быть направлено на заботу о своем здоровье, мотивировать их к соблюдению здорового образа жизни.

Выводы. Таким образом, учебно-воспитательная работа по формированию здорового образа жизни, а также профилактике вредных привычек должна использовать знания, ориентированные на личность студента. Важно, чтобы в этой деятельности принимали активное участие сами студенты, педагогический коллектив учебного заведения, органы студенческого самоуправления, семья, заинтересованные государственные и общественные организации, сфера здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта.

Одним из важных факторов поддержания здоровья студентов является их активная жизненная позиция по отношению к физическому воспитанию (участие в спортивных секциях, клубах, творческих объединениях, конкурсах, соревнованиях и т.п.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Косолапов А. Б. Проблемы изучения, сохранения и развития здоровья студентов: монография / А. Б. Косолапов. – Владивосток, 2003. – 200 с.

2. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье / И. И. Брехман. – М.: ФиС, 1990. – 206 с.

3. Оржеховська В. Педагогіка здорового способу життя / В. Оржеховська //Шлях освіти. – 2006. – № 4. – С. 29–32.

4. Тавокин Е. П. Основы методики социологического исследования /Е. П. Тавокин. – Инфра-М., 2009. – 239 с.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.