КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Компаративный анализ физической подготовленности мальчиков-бурят 10-11 лет, проживающих на территории Иркутской области
Свердлова Е. А. Национально-исследовательский Иркутский государственный технический университет, Иркутск, Россия
При оценке физического здоровья ребенка, а в будущем и взрослого человека, необходимо располагать широким кругом показателей, отражающих развитие биологических и социальных функций организма. Физическая подготовленность является одним из важнейших показателей состояния здоровья человека. Мониторинг двигательной подготовленности учащихся позволяет дать характеристику развития их двигательных качеств и навыков, в результате полученные данные в совокупности с дифференцированным подходом, а также рядом педагогических воздействий позволяют достичь необходимого эффекта в решении задач физического воспитания школьников [А.И. Яцынин, 2005]. В литературе достаточно широко освещены вопросы, посвященные изучению показателей физической подготовленности школьников в различных регионах России [А. Н. Каинов, 2004; С. И. Изаак, 2006; И. В. Муратова, 2010]. Вместе с тем, характеристика физической подготовленности школьников с учетом национального признака представлены в отдельных региональных работах [Е.М. Аг-оол, 1998; В.С. Шушунов, 2008; Э. Э-О. Мендот, 2010]. Ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу, поэтому воспитание с опорой на национальные традиции народа – условие реализации этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса. Осуществление этнопедагогического подхода в физкультурном образовании возможно с помощью метода компаративного (сравнительного) анализа. Компаративный анализ в педагогике ценен тем, что помогает лучше понять преимущества и недостатки изучаемой области, а также точнее определить потенциальные позитивные и негативные моменты применения того или иного научного педагогического подхода.
В регионе Восточной Сибири проводилась оценка физической подготовленности школьников бурятского этноса в Республике Бурятия [Т. Б. Козлова, 2000] и Агинском бурятском национальном округе Забайкальского края, [А. И. Антропов, 2006]. Однако научно обоснованные работы по Усть-Ордынскому Бурятскому округу Иркутской области нами не обнаружены. Доминирующее число школьников поселка Усть-Ордынского – представители бурятской национальности, поэтому видится актуальным проведение аутентичного компаративного анализа показателей физической подготовленности с областными и российскими результатами обследования школьников той же возрастной группы, преимущественно русских по национальному признаку. Цель исследования – осуществить сравнительный анализ физической подготовленности мальчиков-школьников бурятской национальности 10-11-летнего возраста, проживающих в п. Усть-Ордынский Бурятского округа Иркутской области. Работа выполнялась в рамках Федеральной целевой программы «Молодежь России. Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» (2000-2005 гг.) и межведомственным соглашением «Об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения, Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования РФ в области социально-гигиенического мониторинга» от 26.04.2002 г. Научное исследование проводилось в 5-х классах МОУ СОШ № 1 им. В. Б. Борсоева п. Усть-Ордынский Иркутской области в сентябре-октябре 2011 года. Всего под наблюдением находилось 84 учащихся 10-11-ти лет, из них 40 (47%) мальчиков и 44 (53%) девочки, по национальному признаку доминирующее количество (86%) – буряты. В работе представлены результаты мониторинговых наблюдений за мальчиками.
Для оценки физической подготовленности учащихся обследование проводилось по общепринятой унифицированной методике и в соответствии с рекомендациями по проведению мониторинга [А. Н. Тяпин, 1998; В. Ю. Лебединский, 2002]. Применялись следующие тесты физической подготовленности: · бег на 30 м с хода (с), характеризующий проявление скоростных качеств; · бег с места 1000 м (мин, с) – для определения общей выносливости; · челночный бег 3*10 (с) – для оценки скоростной выносливости и ловкости, связанной с изменением скорости и направления передвижения; · наклон вперед (см) – для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов; · прыжок в длину с места (см) – для измерения динамической силы мышц нижних конечностей; · подтягивание (раз) – для оценки силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса. При вычислении распределения учащихся по уровням физической подготовленности был применен метод сигмальных отклонений c использованием среднего арифметического значения показателей (М) и среднеквадратичного отклонения (s). Выборку разделили на 5 сигма классов: М±0,67s – «среднее» значение показателей для выборки. Если они находятся в интервале от ±0,67s до ±1,34s, признак оценивался как «выше среднего» или «ниже среднего». В том случае, когда данные находятся за пределами ±1,34s, оценка их была как «высокая» или «низкая». В соответствии с рекомендациями Ребровой О. Ю. [2002], достоверность различий определялась с использованием непараметрического критерия Вилкоксона-Манна-Уитни. Нами осуществлен компаративный анализ полученных результатов с показателями региональных исследований, проведенных в Иркутской области в начале 2000-х годов [В. Ю. Лебединский, 2004] со среднероссийскими значениями нормативов физической подготовленности школьников данного возраста, а также со средними значениями монгольских и тувинских детей. Количественная оценка физической подготовленности дана в соответствии с «Методикой комплексной оценки физического развития и физической подготовленности» (Президентский тест профессора Ю. Н. Вавилова). Автор предлагает оценивать профиль физической подготовленности путем расчета формул для каждого показателя подготовленности: Н = (Р – НВП): НВП, где Н-наименование тестов, Р – результат учащихся в соответствующем тесте, НВП – норматив возрастно-половой, из таблицы «Возрастные оценочные нормативы», соответствующий данному тесту, возрасту и полу.
Общий уровень физической кондиции (ОУФК) рассчитан путем сложения всех полученных значений с учетом НВП и деленных на общее количество тестов, в данном случае на 4 (прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине, наклон вперед, бег 1000 м). После этого по таблице «Построение индивидуального профиля физической кондиции» находился полученный результат и определялся уровень физической подготовленности [Б. Х. Ланда, 2004]. Полученные средние результаты сопоставляли с оценочной шкалой физической подготовленности, разработанной Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры и спорта (ВНИИФК) [Письмо Министерства образования и науки РФ, 2010]. Значения показателей физической подготовленности мальчиков-бурят п. Усть-Ордынский Иркутской области в возрасте 10-11 лет представлено в таблице 1, а уровни значений показателей тестов и их распределение по сигмальным классам приведены в таблице 2. Научно-практический интерес представляет изучение распределения значений показателей тестов физической подготовленности, количества учащихся (в %) по сигмальным уровням, а также сравнительная характеристика полученных данных со среднеобластными и среднереспубликанскими показателями
Таблица 1 – Показатели физической подготовленности мальчиков 10-11 лет (М±m)
При оценке скоростной выносливости и ловкости (челночный бег) выявлено, что количество школьников п. Усть-Ордынский со средним уровнем развития этого качества практически не отличается от среднеобластных показателей. Лишь количество мальчиков с высоким уровнем развития этого качества превышает более чем в 2 раза среднеобластной показатель (таблица 2).
Количество учащихся со средним уровнем скоростных качеств (бег 30 м) больше, чем в среднем по области. Меньше количество учащихся школьников п. Усть-Ордынский, отнесенных к уровням «низкий» и «выше среднего». Однако среднее значение сельских учеников в тесте на 30 м на 0,19±0,02 достоверно ниже, результатов среднеобластных показателей мальчиков в этом возрасте. Оценка показателя силы мышц плечевого пояса (подтягивание на перекладине) свидетельствует о том, что около 50% школьников п. Усть-Ордынский отнесены к уровню «низкий». Число школьников со средним значением показателя и «выше среднего» ниже среднеобластных показателей. Лишь небольшое количество школьников (10%), отнесены к высокому уровню развития силы. В среднем эти мальчики подтянулись 8,95 раз, в то время как иркутские результаты ниже на 1,95 раз. Показали хороший результат и те, кто отнесены к среднему уровню, среднее значение их показателя выше областных значений на 1,81 раза и на 0,81 раза среднероссийских результатов.
Таблица 2 – Распределение мальчиков 10-11 лет Усть-Ордынский по уровням физической подготовленности (в %)
При изучении распределения мальчиков по уровню физической подготовленности в тесте наклон вперед вниз, выявлено, что количество сельских учащихся, относящихся к среднему уровню, на 12,1% больше, чем областных. Но меньше количество в показателях ниже среднего и выше среднего на 6,2% и 12% соответственно. Выполненный школьниками в рамках исследования тест по физической подготовленности для измерения динамической силы мышц нижних конечностей – прыжки в длину с места – показал, что к среднему показателю относится на 8,8% меньше учащихся, чем в среднем по области. В то же время количество школьников, выполнивших тест на уровне «выше среднего», на 12,6 % больше, чем среднеобластных. В тесте на выносливость– бег на 1000 м – практически половина школьников 45,9% относится к среднему уровню и практически не отличается от среднеобластных показателей. Поскольку наибольшее количество учащихся – представители бурятской национальности (подгруппа монгольских народов) представляется важным сравнить полученные нами результаты с аналогичными исследованиями, проведенными в Монголии [Лхагвасурэн Алтанцэцэг, 1998] среди школьников той же возрастной группы. Так, в беге на 30 м у школьников п. Усть-Ордынский результат достоверно выше на 0,64 с по сравнению с монгольскими мальчиками. У бурятских учащихся оказались выше результаты и в других тестах – в наклоне вперед на 0,25 см и в прыжке в длину с места - на 5,3 см. Также важным и содержательным будет сравнить полученные значения с результатами тувинских исследований [Е. М. Аг-Оол, 1998], поскольку по антропологическому типу тувинцы отнесены также к монголоидам. Так, в тесте 30 метров среднее значение тувинских школьников той же возрастной категории составило 6,10 с, что достоверно ниже усть-ордынских результатов на 0,41 с. Полученное в ходе исследования среднее значение прыжка в длину с места достоверно выше на 3,8 см тувинских результатов. Для комплексной оценки физической подготовленности и определения уровня физической кондиции, полученные в ходе исследования результаты сравнили с оценочной шкалой ВНИИФК, рассчитав баллы. Среднее значение показателя «Прыжок в длину с места» у мальчиков равно 155,32 см для данной возрастной группы (11 лет) этот результат относится к интервалу 152-163, оцененному как «средний» уровень (3 балла), согласно шкале ВНИИФК. Результат теста «Подтягивание на перекладине» у мальчиков составил 3,27 раза, этот результат относится к интервалу 2-4, определяется как «ниже среднего», оценивается в 2 балла. Показатель теста «Наклон вперед вниз со скамейки» у мальчиков составил 6,45 см, это также «средний» результат. Результат в тесте «Бег 1000 м» составил 5,29 с. Этот показатель находится в интервале 5,24-5,56, относится к «среднему» уровню, оценивающемуся в 3 балла. Общий уровень физической кондиции по Ю. Н. Вавилову (ОУФК) равен -0,216, это значение попадает в интервал «хорошо», но ближе к «удовлетворительно». Результаты проведенных расчетов показывают, что большинство показателей (за исключением теста «Подтягивание на перекладине») физической подготовленности у мальчиков бурятской национальности относится к среднему уровню. Общий уровень физической кондиции у учащихся мальчиков 5-х классов оценивается как «хороший». Результаты беговых тестов, проведенных в рамках исследования, ниже значений областных данных, но укладываются в установленные среднероссийские интервалы. В силовом упражнении – подтягивание на перекладине, практически половина мальчиков не справились с заданием; но небольшое количество мальчиков, отнесенных к профилю выше среднего и высокому, выполнили этот тест хорошо. В прыжках в длину с места усть-ордынские данные существенно ниже областных, но не столь сильно отличаются от среднероссийских в показателях ниже среднего и низком, а в показателях выше среднего и высоком напротив лучше как областных, так и российских. Тесты на гибкость также показывают, что поселковые результаты несколько лучше иркутских, особенно в показателе «высокий». Следует отметить, что полученные результаты достоверно выше, чем у школьников того же возраста из Монголии и Тувы. Таким образом, компаративный подход помогает определить общую картину физической подготовленности усть-ордынских школьников в сравнении с областными и российскими результатами. Существует определенный потенциал у поселковых учащихся в развитии гибкости и прыгучести, но следует особое внимание в педагогическом процессе уделять развитию скоростных качеств и силе мышц верхнего плечевого пояса. В целом, учитывая антропологические особенности, у мальчиков-бурят есть определенное преимущество перед монгольскими и тувинскими учащимися.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |