Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бухгалтерская отчетность малых предприятий




Владимир Иванович, и все-таки большинство бухгалтеров в недоумении: зачем нужно было так кардинально менять все бухгалтерские формы?

Еще одно нововведение, которое прибавило хлопот бухгалтеру. Это резервы сомнительных долгов.

А отрицательная?

- Отрицательная деловая репутация единовременно относится на расходы.

 

- Да, теперь это не право, а обязанность каждой организации (кроме малых). Каждый долг нужно анализировать и по каждому принимать отдельное решение – создавать под него резерв или нет. При этом нужно исходить из того, что сомнительная задолженность – это та, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в установленный договором срок и не обеспечена соответствующими гарантиями. Но на практике все не так страшно. Если должник – ваш давний постоянный покупатель, и вы уверены в том, что он свою задолженность погасит, хоть и с просрочкой, начислять резерв не надо. То же и в случае, когда по должнику есть кредиторская задолженность, в счет которой можно провести зачет. Главное – систематически инвентаризировать все ваши задолженности.

 

- Во-первых, для повышения качества отчетной информации. Во-вторых, того требует пе­реход на новые бухгалтерские стандарты бухгалтерского учета, в основу которых принимаются МСФО. Международные стандарты устанавливают приоритет содержания над формой. Именно поэтому уже сейчас бухгалтерам нужно начать привыкать вести учет, опираясь не на статьи плана счетов, а на статьи бухгалтерского баланса.

 


Обязанность организаций - субъектов малого предпринимательства, находящихся на общем режиме налогообложения, составлять и представлять в налоговые органы по месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность, установлена законодательством Российской Федерации. При составлении бухгалтерской отчетности субъекты малого предпринимательства должны обратить внимание на некоторые особенности, о которых и поговорим в этой статье.

Для начала напомним, что к организациям - субъектам малого предпринимательства согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), хозяйственная деятельность которых удовлетворяет следующим условиям:
- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).
Кроме того, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%. Обратите внимание, что данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ:
-бюджетным научным учреждениям;
-научным учреждениям, созданным государственными академиями;
-бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования;
-образовательным учреждениям высшего профессионального образования, созданным государственными академиями наук.
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек включительно. Отметим, что данный показатель определяется с учетом всех работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений (пункт 6 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ). Порядок расчета средней численности работников малого предприятия изложен в Приказе Росстата от 31.12.2009 г. N 335 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия";
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн. руб. На это указывает абзац 3 пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". При этом размер выручки определяется согласно пунктам 7 и 8 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ в соответствии с положениями НК РФ, а стоимость активов, под которой понимается остаточная стоимость основанных средств и нематериальных активов, определяется по данным бухгалтерского учета.

Обязанность организаций - субъектов малого предпринимательства представлять в налоговый орган по месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) указана в пункте 5 статьи 23 НК РФ. Заметим, что этим же пунктом отмечено: организации, которые в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета, представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность не должны. Данное положение касается организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (пункт 3 статьи 4 Федерального закона N 129-ФЗ).
Таким образом, бухгалтерскую отчетность должны составлять и представлять в налоговый орган все организации - субъекты малого предпринимательства, в том числе, находящиеся на общем режиме налогообложения, кроме организаций, применяющих УСН.

Обратите внимание!
В настоящий момент в Государственной Думе на рассмотрении находится проект нового федерального закона о бухгалтерском учете. В случае его принятия бухгалтерский учет и соответственно бухгалтерскую отчетность будут вести и организации, применяющие УСН.

При составлении бухгалтерской отчетности организациям - субъектам малого предпринимательства следует руководствоваться:
- Федеральным законом N 129-ФЗ;
- Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 г. N 43н (далее - ПБУ 4/99);
- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 г. N 34н (далее - Положение N 34н);
- Приказом Минфина Российской Федерации от 02.07.2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н);
- иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Обратите внимание!
Приказом N 66н утверждены новые формы бухгалтерской отчетности, которые будут применяться, начиная с представления годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год. Заметим, что формы промежуточной бухгалтерской отчетности 2011 года должны соответствовать формам годовой бухгалтерской отчетности за этот год. Следовательно, начиная с 1 квартала 2011 года в налоговые органы должна представляться бухгалтерская отчетность, составленная по новым формам. Такие разъяснения даны специалистами Федеральной налоговой службы в Письме от 12.07.2011 г. N ЕД-4-3/11207@.

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона N 129-ФЗ, Приказа N 66н, а также пункту 5 ПБУ 4/99 годовая бухгалтерская отчетность организаций - субъектов малого предпринимательства (далее - организации СМП) состоит из:
- бухгалтерского баланса (форма ОКУД 0710001);
- отчета о прибылях и убытках (форма ОКУД 0710002);
- отчета об изменениях капитала (форма ОКУД 0710003);
- отчета о движении денежных средств (форма ОКУД 0710004);
- отчета о целевом использовании полученных средств (форма ОКУД 0710006). Заметим, что указанную форму отчета рекомендуется применять при формировании соответствующих пояснений организациям СМП, являющимся некоммерческими (речь идет о потребительских кооперативах) (пункт 4 Приказа N 66н);
- иных приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
- аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии.
Напомним, что перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ). Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности (пункт 3 статьи 6 Федерального закона N 307-ФЗ). В настоящее время эту функцию выполняет Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности", утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 20.05.2010 г. N 46н "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности". Заметим, что этим же Приказом утверждены следующие стандарты ФСАД 2/2010 "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности" (далее - ФСАД 2/2010) и ФСАД 3/2010 "Дополнительная информация в аудиторском заключении" (далее - ФСАД 3/2010). При этом ФСАД 2/2010 устанавливает требования к форме и содержанию аудиторского заключения, содержащего модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, а также к порядку формирования модифицированного мнения. ФСАД 3/2010 устанавливает требования к форме и содержанию дополнительной информации, включаемой в аудиторское заключение;
- пояснительной записки.

Обратите внимание!
Организации СМП могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (пункт 17 Информации Минфина Российской Федерации N ПЗ-3/2010 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Информация N ПЗ-3/2010), пункт 6 Приказа N 66н).
В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность организации СМП (за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг) отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Организации СМП могут включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках показатели только по группам статей без детализации показателей по статьям (пункт 18.1 Информации N ПЗ-3/2010). При этом показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях в бухгалтерской отчетности организации СМП проводят обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности (пункт 20 Информации N ПЗ-3/2010).
Согласно пункту 19 Информации N ПЗ-3/2010 организации СМП могут раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства.
Кроме того, организации СМП могут:
- не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности (пункт 19.2 Информации N ПЗ-3/2010);
- не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности (пункт 19.1 Информации N ПЗ-3/2010). Исключение составляют организации СМП, публикующие бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам, либо по собственной инициативе.
Также, организации СМП, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг:
- могут принять решение не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности (пункт 19.3 Информации N ПЗ-3/2010);
- вправе отражать в бухгалтерской отчетности любые последствия изменения учетной политики перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету (пункт 21 Информации N ПЗ-3/2010);
- вправе исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (пункт 22 Информации N ПЗ-3/2010).

Следует отметить, что кроме отчетности по итогам года, организации СМП должны составлять промежуточную отчетность, что следует из пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 129-ФЗ, то есть отчетность за месяц, квартал.
Промежуточная бухгалтерская отчетность, на основании пункта 49 ПБУ 4/99, Приказа N 66н, включает в себя:
- бухгалтерский баланс (форма ОКУД 0710001);
- отчет о прибылях и убытках (форма ОКУД 0710002).

Сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность организации СМП должны не позднее 30 дней по окончании отчетного периода. Представлять указанную отчетность данные организации обязаны в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 51 ПБУ 4/99, пункт 2 статьи 15 Закона N 129-ФЗ). Отметим, что в пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием (пункт 86 Положения N 34н).

Соловейчик С.Ф.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.