Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия развивается вместе с развитием общества




Типы определений

ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЛИГИИ

В религиоведении разработан ряд концепций религии:

- теологические (конфессиональные),

- философские,

- социологические,

- биологические,

- психологические,

- этнологические и др.

Теологические интерпретации (конфессиональные)

Попытка понять религию «изнутри», на основе соответствующего религиозного опыта.

Наиболее распространенное представление:

Религия – связь человека с Богом (Абсолютом, Силой, Нуминозным, Трансценденцией и т. д.).

Появляется как результат взаимосвязи между Богом и человеком.

 

Философские интерпретации

 

Марксистская концепция религии.

Немецкие мыслители К. Маркс (1818 — 1883) и Ф. Энгельс (1820 — 1895) полагали, что у религии нет «собственной» (вне всеобщей) истории, «особой не от мира сего» сущности и «особого» содержания.

Религия представляет собой общественный феномен, который обусловлен складывающимися в обществе отношениями, в которых человек оказывается порабощенным существом.

Религия возникает из-за потребности человека в утешении, в надежде на восстановление справедливости в будущей жизни, поскольку в этой жизни человек страдает из-за своего бедственного положения, вызванного его эксплуатацией со стороны господствующих классов.

Ф. Энгельс писал: «... всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

В ходе истории объекты отражения меняются.

Вначале это были - силы природы,

Впоследствии - силы природы + общественные силы,

которые противостоят людям и столь же чужды для них.

Постепенно вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего Бога, который является лишь отражением абстрактного человека.

Со своей стороны класс эксплуататоров использует религию для удержания народа в повиновении.

Религия может исчезнуть, если изменить общественные отношения так, чтобы человек не чувствовал себя униженным и порабощенным.

 

Социологические концепции религии

М. Вебер, немецкий философ и социолог.

Религия рассматривается как способ, при помощи которого социальному действию придается определенный смысл.

Религия задает и поддерживает соответствующие смыслы, тем самым вносит «рациональность» в объяснение мира и в повседневную этику.

Первоначальный хаос ощущений, в котором живет человек, становится ареной действия демонов, душ, богов, сверхъестественных сил.

Религия задает иерархически построенную систему норм, в соответствии с которой одни действия разрешены, другие запрещены.

Религиозность является побудительной силой, мотивом определенного рода социального действия, направленного на овладение миром.

Э. Дюркгейм, французский социолог и философ

Общество больше простой совокупности индивидов и имеет принудительную силу по отношению к индивиду. Индивид постоянно чувствует зависимость от общества.

Религия представляет собой систему верований и обрядов, которые объединяют в одну общину всех тех, кто признает эти верования и обряды.

Религия есть особая форма выражения общественных сил, которые стоят выше индивидов и подчиняют их себе.

Религия дает понимание социальной реальности в мифологической форме, пытается перевести социальные отношения на понятный язык. В религии человек, поклоняясь богу, на самом деле поклоняется обществу.

Религия выполняет ряд функций:

- главная – укрепляет социальное единство (сплачивающая функция),

- подготавливает индивида к социальной жизни,

- тренирует послушание (дисциплинирующая функция),

- поддерживает традиции, верования, ценности

- возбуждает чувство удовлетворенности, социальный энтузиазм

- выполняет познавательную функцию

Религиозность сохраняется, даже если интеграция находит выражение в национальных и политических символах.

Биологические концепции

 

Биологические концепции ищут основу религии в биологических или биопсихических процессах человека.

Основу религии составляет «религиозный инстинкт»; религиозное чувство, которое «примыкает к инстинкту самосохранения индивидуума или группы» и выступает как «оружие в борьбе за жизнь»; «ген религиозности».

Религия — это «психофизиологическая функция организма».

Чисто биологические объяснения не пользуются в религиоведении широким признанием.

 

Психологические концепции

 

Психологические объяснения выводят религию из индивидуальной или групповой психики.

Поиск основы религии происходит в эмоциональной сфере. Религию выводят из разных чувств — зависимости и страха, почитания и благоговения, любви, переживания бесконечности, нравственных чувств, чувства возвышенного и др.

Религию выводят так же из интеллектуальной или волевой сферы.

 

У. Джеймс, философ-прагматист.

Религия - совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, поскольку их содержанием устанавливается отношение к тому, что она почитает божеством.

Религия коренится в эмоциональной сфере психики индивида, а философские и богословские построения являются только вторичной надстройкой.

Религиозное чувство не имеет специфической природы, это обычное чувство, обращенное на религиозный объект.

Религиозная любовь — это лишь общее всем людям чувство любви, обращенное на религиозный объект; религиозный страх — это обычный трепет человеческого сердца, но связанный с идеей божественной кары, и т.д.

Истинность религии и веры в Бога проистекает из их «полезности», «выгодности».

Функция религии – переход от душевного страдания к постепенному освобождению от него.

Л. Леви-Брюль, французский философ-позитивист, социолог и психолог.

Интерпретировал религию на базе коллективной психологии.

Отличал первобытное мышление и мышление цивилизованных обществ.

Первобытное мышление является мистическим, иррациональным.

Первобытный человек не только имеет образ объекта, ноиощущает некую силу с ним связанную.

Первобытное мышление является одновременно и пралогическим, нечувствительным к противоречиям.

Вместо установления логических отношений (включений и исключений), оно подчинено закону партиципации (сопричастия).

Партиципация состоит в том, что мышление всюду видит разнообразные формы передачи свойств путем переноса, соприкосновения, передачи на расстояние посредством заражения, осквернения.

Сущность сопричастности – в том, что всякая двойственность в ней стирается, сглаживается, что, вопреки принципу противоречия, субъект является и самим собой, и существом, которому он сопричастен.

Если в первобытном обществе преобладает пралогическое, то в дальнейшем происходит расширение сектора логического мышления. Однако и наша умственная деятельность является одновременно рациональной и иррациональной.

Л. Леви-Брюль делает следующий прогноз: логическое мышление никогда полностью не вытеснит пралогическое мышление; всегда будут сохраняться коллективные представления, которые выражают интенсивно переживаемую и ощущаемую сопричастность.

 

З. Фрейд, австрийский психолог, невропатолог и психиатр

Психика человека включает в себя:

1) бессознательное — состоит из биологических инстинктов, требующих удовлетворения;

2) супер-Эго – комплекс моральных, этических требований, идеалов и запретов, выработанных в обществе;

3) сознание, которое пытается примерить первые два уровня, но постоянно терпит неудачу.

Из-за невозможности удовлетворить инстинкты развивается чувство страха и вины, а вытеснение влечений приводит к появлению невроза.

Религия – средство защиты от опасности индивидуального невроза.

Религия – это универсальный коллективный невроз, который, подобно соответствующему детскому неврозу, коренится в Эдиповом комплексе.

Эдипов комплекс выражается в эмоциональной привязанности мальчика к матери и двойственном отношении к отцу. Испытывая влечение к матери, мальчик одновременно ненавидит и любит отца, привязан к нему, но невольно хочет его смерти и хотя бы в воображении убил своего отца, чтобы занять место рядом с матерью. Испытывая вину он почитает Бога как идеализированного отца.

Происхождение религии – из-за беспомощности человека перед противостоящими силами природы и внутренними инстинктивными силами.

Религиозную веру он считает иллюзией, которая исчезнет, когда человек избавится от невроза с помощью психоанализа.

Под влиянием рационального начала человек со временем расстанется с религией, обретет «чувство реальности».

К.Г. Юнг, швейцарский психолог и культуролог

Религиозные представления – продукты «коллективного бессознательного».

Коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого, является «базовым религиозным феноменом».

Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы – изначальные всеобщие образы.

Они могут открываться сознанию во сне, в медиумическом трансе или в мистическом откровении.

Другим выражением архетипов являются мифы, сказки, религиозные учения. Во всех этих случаях сознание имеет дело с более или менее «переработанными» архетипами, предстающими в виде систем символов.

Религия – особая установка человеческого ума... внимательное рассмотрение, наблюдение за некими динамическими факторами, понятыми как «силы», духи,., демоны, боги, законы, идеи, идеалы, обнаруженными человеком в своем мире в качестве могущественных, опасных; либо способных оказать такую помощь, что с ними нужно считаться; либо достаточно величественных, прекрасных, осмысленных, чтобы благоговейно любить их и преклоняться перед ними... Можно сказать, что «религия» — это понятие, обозначающее особую установку сознания, измененную опытом встречи с чем-то величественным и ужасающим.

Религия -коллективно вырабатываемая форма защиты от невроза. Она необходимачеловеку в его стремлении к душевному здоровью.

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИЙ

производится по разным основаниям

Основания типологий:

 

Историко-культурное (хронологическое)

     
архаические религии (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия)   религии цивилизованных обществ
         

 

Теистическое (наличие или отсутствие идеи Бога)

     
дотеистические (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия)   теистические
         

Состав пантеона

     
политеистические(многобожие) (древнегреческая, древнеримская религии и др.)   монотеистические(единобожие) (иудаизм, христианство, ислам)
         

 

Положение человека в мире

     
природные (естественные) (человек – часть природы) (ведические религии Древней Индии)   нравственные (духовные) (человек – центр мира) (иудаизм, христианство, ислам)
         

Этническое основание

     
национальные (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.)   религии мировыеили вселенские (буддизм, христианство, ислам) (стремятся к спасению всех людей)
         



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.