Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие юридической науки




Том I

ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

ТЕОРИЯ

В.Н. Карташов

 

Учебное пособие

 

В двух томах

 

 

 

рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Юриспруденция

 

 

Ярославль 2005


 

УДК 340.1(075)  
ББК Х 0я73 К 27 Серия основана в 2000 году

 

    Редакционная коллегия: В.Н. Карташов, Л.Л. Кругликов, М.В. Лушникова, В.В. Бутнев, Н.Н. Тарусина
    Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2004 года   Рецензенты: докторюридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Н.А. Власенко; кафедра государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД РФ  
  К 27 Карташов, В.Н. Теория правовой системы общества: учебное пособие. В 2 т. Т. I / В.Н. Карташов; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2005. – 547 с. (Серия "Ярославская юридическая школа начала ХХI века")
    ISBN 5-8397-0381-8   Данное учебное пособие является продолжением разработки общетеоретических юридических проблем, начатой курсом лекций «Введение в общую теорию правовой системы общества» (Ярославль, 1995 – 2004 гг., части 1 – 10). В настоящем издании значительно сокращен иллюстративный и устаревший материал, усилена аргументация методологически существенных положений, обновлено изложение многих вопросов с учетом преобразований, произошедших в различных сферах общественной жизни, а также современных достижений отечественной и зарубежной науки. В первом томе предлагается модель новой концепции курса «Теория государства и права» и доказывается необходимость выделения в качестве фундаментальной юридической науки и учебной дисциплины «Теории правовой системы общества». Самостоятельные разделы посвящены общей характеристике правовой системы общества, месту в ней права и юридической практики, правоотношениям и юридическим связям. Во втором томе, который готовится к изданию, рассматриваются правосознание и правовая культура, правовое воспитание и юридическое образование, социально-правовые отклонения и способы (средства) юридической защиты, правовое наследие и преемственность, правовая аккультурация и экспансия, механизм детерминации и роль правовой системы в гражданском обществе. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 021100 Юриспруденция (дисциплина «Актуальные проблемы теории права», блок ДС), всех форм обучения. Рекомендуется также аспирантам и научным работникам. Библиогр.: 466 назв.
  УДК 340.1(075)  
  ББК Х 0я73  
ISBN 5-8397-0381-8 © Ярославский государственный университет, 2005  
© В.Н. Карташов, 2005  
               

Предисловие

 

Светлой памяти
любимой дочери Наташи
посвящается

 

Предисловие

 

В Федеральной программе развития образования, утвержденной ФЗ № 51 от 10.04.2000 г., отмечается необходимость гуманизации образования, в частности проведения структурных и содержательных изменений в профессиональном образовании в соответствии с достижениями российской и мировой науки, техники, производства и культуры. В связи с этим приоритетными направлениями становятся разработка современной структуры учебных дисциплин общественного и социально-гуманитарного цикла, их содержания и подготовка соответствующей научной, учебной и методической литературы (см. [1. 2000. 13.04. и 15 04.]).

Государственный образовательный стандарт ВПО по специальности 021100 «Юриспруденция», утвержденный приказом Министерства высшего образования РФ 27.03.2000 г., является весьма куцым, бессодержательным, отражающим по своему существу структуру тех советских учебников и учебных программ, которые объясняли закономерности развития государственно-правовых явлений с догматических и схоластических позиций. Это особенно касается той части стандарта, которая посвящена общетеоретической фундаментальной юридической науке и дисциплине.

В отечественной литературе общетеоретической юридической наукой и дисциплиной одни авторы (В.К. Бабаев, Д.А. Керимов, М.Н. Марченко, О.В. Мартышин, В.Н. Казаков и др.) считают «Теорию государства и права», другие (А.С. Пиголкин, Б.А. Страшун, В.Е. Чиркин и др.) – «Общую теорию права», «Теорию права», «Введение в теорию права», «Энциклопедию права» и т.д. (см. [2]).

В настоящее время и та, и другая точки зрения по поводу названия, предмета, структуры и пр. вопросов фундаментальной науки и учебной дисциплины, на наш взгляд, требуют существенного пересмотра.

Так, основные аргументы авторов в пользу изучения государства и права в качестве единой науки заключаются в том, что эти явления тесно связаны и взаимообусловлены, не существует одно без другого. Данный тезис опровергается не только современной наукой, но и практикой (имеются в виду широкие полномочия по формированию и реализации права у органов местного самоуправления, хозяйствующих и других негосударственных субъектов). «Однако на факультетах права продолжают формировать – если не сказать деформировать – представление студентов на основе концепции, что право является продолжением государства как единственной, абсолютной, целостной и исключительной суверенной власти», – пишет крупнейший французский социолог права А.-Ж. Арно [3. P. 19-20].

Как известно, предмет науки обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе их познания. Поэтому следует согласиться с теми учеными (А.С. Пиголкиным, Б.А. Страшуном, Е.В. Чиркиным и др.), которые полагают, что государство и право представляют собой особые самостоятельные явления, имеющие собственные закономерности становления, развития, функционирования, и с объективной необходимостью требуют изучать их разными науками (см. [2. C. 39-41, 86-88, 99-104]).

Действительно, государство – это суверенная организация особой политической власти, внешне выраженная в аппарате управления и принуждения. Государство является центральным элементом политической системы, главным субъектом политической жизни общества. Поэтому теория государства в этом плане – не юридическая наука. Она составляет важнейшую часть теории политической системы общества, государствоведения, политологии, политических наук. Как верно замечают Б.А. Страшун и др. авторы, в отличие от указанных наук вопросы государства в «Теории права и государства» по сути дублируются, излагаются более примитивно и зачастую с ошибками, которые обусловлены недостаточным знакомством авторов с государственным (конституционным и т.п.) правом множества конкретных стран (см. [2. C. 100, 102]).

В подавляющем большинстве зарубежных стран учение о государстве рассматривается обычно в рамках политических дисциплин. В соответствии с § 15 Общего устава императорских российских университетов от 18.06.1863 г. общетеоретическая юридическая дисциплина именовалась энциклопедией права. В названии большинства дореволюционных учебников по этой дисциплине термин «государство» отсутствует (см., например [2. С. 40; 5. С. 33-42]).

Позитивное право в интегративном его понимании представляет собой систему общеобязательных нормативно-правовых предписаний, которая отражает (должна отражать) идеи и состояния свободы и ответственности, справедливости и юридического равенства, гуманизма и общественного порядка и т.д. Причем, еще раз подчеркнем, что в настоящее время в России формируется качественно новое позитивное право, в создании, обеспечении и реализации которого участвуют не только государственные, но и негосударственные субъекты.

«Право, – как верно замечает А.С. Пиголкин, – тесно связано не только с государством, но и с такими социальными явлениями, как мораль, политика (добавим – экономика. – В.К.) и другими, причем точки соприкосновения с ними не менее существенны, чем с государством» [4. С. 65; 2. С. 86-87]. Подобные связи, однако, (продолжим мысль А.С. Пиголкина) не дают основания выделять такие «единые науки», как «Теория экономики и права», «Теория политики и права», «Теория морали и права» и др. Указанные теории находят обоснования в различных юридических, экономических, политических и иных науках.

Не требует доказательства либо опровержения тот общеизвестный факт, что право – один из главных компонентов правовой системы общества. В рамках как «Теории государства и права», так и «Общей теории права» изучаются не только собственно право, но и другие элементы правовой системы общества (юридическая практика, правонарушения, юридическая ответственность и т.д.). Поэтому предметом фундаментальной юридической науки и учебной дисциплины являются не только право, но и правовая система общества в целом, ее основные свойства, структуры, закономерности возникновения, развития и функционирования. Не замечать этого – значит сознательно либо бессознательно отождествлять право и правовую систему общества. Предмет же науки, естественно, определяет и ее название – «Теория правовой системы общества», а не «Общая теория права».

«Теория права» (точно так же, как и «теория правосознания», «теория правотворческой практики» и пр. юридические теории) является лишь частью «Теории правовой системы общества». Таким образом, в предмет фундаментальной юридической науки, на наш взгляд, кроме права, входят правосознание и правовая культура, юридическая практика (правотворческая, правореализационная, интерпретационная и т.п.), правовые отношения и связи, правонарушения и иные социально-правовые отклонения (юридические ошибки, конфликты, риски и т.п.), механизмы правовой защиты и юридической ответственности субъектов, проблемы правового прогресса и детерминации правовой системы общества, правового наследия и преемственности, правовой аккультурации и экспансии, качества, эффективности и социальной ценности юридических явлений, вопросы взаимодействия правовой системы с экономической, политической и социальной системами общества, его гуманистическим и другими духовными началами.

Такой подход к фундаментальной юридической науке позволит, во-первых, уже в самом названии правильно отразить ее предмет; во-вторых, более грамотно определить в современных условиях основные направления и объекты общетеоретических исследований; в-третьих, преодолеть этатистский подход при изучении не только права, но и других правовых явлений. Анализ современных научных (кандидатских и докторских диссертаций, монографий, статей и т.п.) и учебных (учебников, учебных пособий, текстов лекций и т.п.) трудов показывает, что при изучении любого юридического явления практически каждый из авторов пытается связать его (явление) с государством даже в тех случаях, когда этих связей нет в реальной действительности. Все это свидетельствует, на наш взгляд, об отрицательных последствиях этатистского подхода в юриспруденции, а также о том, что правовая система общества очень длительное время изучалась в рамках единой «двухпредметной» науки – «Теории государства и права».

В рамках науки «Теории правовой системы общества» не отвергается тесная связь государственных и правовых явлений. Наоборот, при исследовании места политической и правовой систем в гражданском обществе достаточно обстоятельно рассматриваются роль государства в обществе, его соотношение (единство, различие и взаимодействие) с правом, юридической практикой, правосознанием, правовой культурой и другими элементами правовой системы. Государство выступает в качестве важнейшего субъекта права, юридической практики, правоотношений и т.п., что находит отражение при исследовании соответствующих тем.

Существенным недостатком многих научных, учебных и учебно-методических работ, изданных в нашей стране, в последние десятилетия является то, что авторы, как правило, рассматривая общие закономерности развития и функционирования юридических явлений, ограничивали и ограничивают предмет данной науки правовой системой России, отвергая практический опыт и юридические знания, накопленные в дореволюционной России и за рубежом. Все это, естественно, не способствует развитию как фундаментальных, отраслевых и других юридических наук (дисциплин), так и практики государственного и правового обустройства в нашей стране.

Являясь фундаментальной юридической наукой, «Теория правовой системы общества», как никакая другая наука, должна выполнять интегративную и методологическую роль в правоведении. Эта наука призвана изучать правовой опыт самых различных стран. Общетеоретический подход требует выяснения социально-правовых закономерностей, объективных связей и отношений, присущих любым правовым системам (семьям), правовым явлениям независимо от их исторического и социального типа. Естественно, что выделение общих черт (структурных элементов, функций, тенденций развития и т.п.) позволяет более четко показать многообразие и особенности, присущие тем или иным правовым семьям (романо-германской, скандинавской и пр.), правовым системам (России, Франции и пр.), конкретным правовым явлениям, процессам и состояниям.

Данный подход в юридической науке должен находить отражение и в современной учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, курсах лекций и т.п.).

Прежде чем перейти к изложению материала по соответствующим разделам и главам данного учебного пособия, необходимо сделать еще несколько уточнений. Во-первых, в основу первого тома в весьма сжатой форме положены шесть частей (всего опубликовано десять) авторского текста лекций «Введение в общую теорию правовой системы общества», изданных в 1995 – 2004 гг. (подробнее см. [6-15]). Во-вторых, естественно, мы попытались «обновить» изложение многих проблем с учетом преобразований, происходящих в экономической, политической, социальной, духовной, правовой и иных сферах общественной жизни, а также современных достижений отечественной и зарубежной науки (правоведения, философии, психологии, социологии, аксиологии и т.д.) и материалов юридической практики (правотворческой, правореализующей, судебной и т.д.). В-третьих, поскольку работа рассчитана прежде всего на студентов (курсантов) старших курсов и аспирантов (адъюнктов), то в некоторых случаях автор считает целесообразным «повторять» отдельные положения, изложенные в книге ранее (указанный дидактический прием позволяет успешнее осваивать сложнейший общетеоретический материал).

Мы ясно себе представляем, что в этой работе закладываем лишь элементарные основы нового видения фундаментальной юридической науки и учебной дисциплины. Некоторые положения, выводы, предложения и рекомендации носят, возможно, дискуссионный характер. Однако мы ясно осознаем и то, что «перетасовкой» материала или включением новых тем в рамки «Теории государства и права» («Общей теории права» и т.п.) существенного, коренного сдвига в развитии фундаментальной юридической науки в условиях ее кризиса достигнуть невозможно.

Безусловно, что Государственный образовательный стандарт ВПО по специальности 021100 «Юриспруденция» в данном плане нужно коренным образом менять. И чем быстрее это будет сделано, тем более качественным и эффективным станет юридическое образование в стране. Подготовленная нами Программа по курсу «Теория правовой системы общества» (см. п. 1.6), надеемся, позволит устранить многие недостатки в преподавании общетеоретической юридической дисциплины, а также даст новый импульс для развития фундаментальных юридических исследований в России в XXI веке.

Автор выражает благодарность докторам юридических наук Н.А. Власенко и А.В. Аверину, членам кафедры теории и истории государства и права Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова и кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России за ценные пожелания и рекомендации по содержанию и форме работы.

 


Раздел I. Введение в теорию правовой системы общества

Глава 1. Теория правовой системы общества...

Раздел I.

Введение в теорию правовой системы общества

Глава 1. Теория правовой системы общества – фундаментальная юридическая наука
и учебная дисциплина

Юридическая наука (далее – ЮН) представляет собой такую сферу человеческой деятельности, которая направлена на выработку, систематизацию, хранение и трансляцию достоверных и аргументированных знаний о правовых явлениях, процессах и состояниях. Объектом ЮН в самом общем плане является взятая в своем развитии правовая система общества (далее – ПСО). Глубокое и всестороннее познание ПСО с необходимостью требует исследования закономерностей ее взаимодействия с экономической и политической, социальной и духовной системами как внутри, так и вне конкретной страны.

В отечественной и зарубежной науке существует немало работ, посвященных понятию и основным чертам, объекту и предмету, структурам и функциям, методологии и другим вопросам ЮН (см. [5; 6; 16. Т. 1; 17-20]).

Анализ указанных и иных трудов (в том числе по логике и философии науки) позволил нам выделить следующие основные черты ЮН.

1. Она представляет собой самостоятельную отрасль обществознания, тесно связанную с естественными и техническими науками, которая зародилась в древнем мире и превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий существенное влияние на различные сферы общественной жизни. Платон писал, что "из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах" [21. С. 163].

2. Многими учеными ЮН рассматривается в качестве одной из форм общественного сознания. Это верно, но лишь отчасти. Как и любая человеческая деятельность (хотя и довольно специфическая), ЮН – это единство материального и духовного, объективного и субъективного, общего и индивидуального.

3. Указанное нельзя забывать при характеристике ЮН как особой формы духовно-материального производства, где есть свои производители (ученые-юристы, их коллективы и организации), технология (техника, тактика, стратегия, ресурсы и т.п.) оптимальной научной деятельности, (не) качественные продукты (научные проекты, монографии, статьи и т.п.), которое (производство) направлено на теоретическое освоение и преобразование мира. Важнейшая цель ЮН – это дать максимально объективные знания о правовой действительности и способах (средствах, методах, формах и пр.) ее практического преобразования. "Науку часто смешивают со знанием, – писал В.О. Ключевский. – Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и умение пользоваться знанием" [22.С. 38].

4. Как специальная разновидность человеческой деятельности ЮН представляет собой органическое единство процесса деятельности по получению (упорядочению и т.п.) нового знания и результата этой деятельности – системы уже приобретенных на данный момент юридических знаний. В этом (результативном) аспекте ЮН можно рассматривать как особую разновидность социально-правовой памяти, теоретически аккумулирующей правовой опыт прошлого и настоящего, служащую будущему.

5. ЮН составляет не простая совокупность, сумма, а органически единая, цельная система знаний. "Наука – это организованное знание" [22. С. 48], "систематизированное знание" [23. С. 171]. Это открытая система непрерывно пополняющихся знаний (см. [24. С. 116; 25. С. 309-310]).

6. Научные юридические знания должны также отличаться конструктивностью, высоким интеллектуально-познавательным потенциалом, достоверностью и аргументированностью. Как верно отмечается в литературе, наука представляет собой знание, эмпирически проверяемое и подтверждаемое.

7. ЮН составляет неотъемлемую часть правовой культуры и ПСО, способствуя сохранению и передаче накопленных правовых достижений и ценностей, обеспечивая прогресс в различных областях общественной жизни и развитие личности. ЮН выполняет важную мировоззренческую роль, формируя у граждан определенные жизненные позиции, юридические идеалы, принципы, установки, позволяющие более правильно ориентироваться человеку в системе правового регулирования общественных отношений.

8. Задача ЮН – теоретическое отражение правовой действительности. Решается она с помощью выработки новых знаний о правовых явлениях, их систематизации, хранения и трансляции ученым и практикам. Целью ЮН является познание, описание, объяснение и предсказание развития юридических процессов и явлений, составляющих объект ее изучения на основе открываемых ею законов.

9. Полученные знания должны выражаться в точных и ясных логических, языковых и графических формах с соблюдением соответствующих правил. В.М. Сырых пишет: «Наука представляет собой неотъемлемую часть социального бытия, является совокупным результатом деятельности общества и может существовать только в форме, доступной для широкого круга специалистов и иных лиц» [5. C. 25].

Указанный тезис автора является, на наш взгляд, слишком категоричным, поскольку даже для специалистов в области гражданского или трудового права (не говоря уже об «иных лицах»), не всегда понятны отдельные положения, изложенные в юридической психологии, криминалистике, международном праве.

Юридическая наука, как и любая другая наука, находится в "движении", развитии. Происходит постоянное изменение ее структуры, форм организации и функционирования, принципов и методов познания, понятий и категорий, теоретических схем и конструкций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.