Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции общетеоретической юридической науки




Функции теории правовой системы общества – это относительно обособленные направления однородного (гомогенного), предметного ее воздействия на сознание людей, другие науки, юридическую и общественную практику.

В литературе рассматриваются самые разнообразные функции общетеоретической ЮН. Одни авторы выделяют идеологическую, методологическую и воспитательную функции (В.П. Казимирчук), другие – диагностическую, эвристическую и методологическую (Р.А. Сафаров), третьи – онтологическую, эвристическую, методологическую, политическую, организаторскую, идеологическую, прогностическую (П.Е. Недбайло), четвертые (В.М. Сы­рых) – теоретическую, методологическую, идеологическую, воспитательную, практически-организационную; пятые (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик) – познавательно-констатирующую, интерпретационную (объяснительную), эвристическую, методологическую, организационно-управленческую, концептуально-мировоззренческую (идеологическую), прогностическую; шестые (С.С. Алексеев, В.С. Основин) – теоретико-познавательную (констатационную или описательную, интерпретационную, эвристическую, прогностическую, методологическую), практически-прикладную (политическую, технико-юридическую и др.), идеологическую (см., например, [28. С. 475-481; 29. С. 16; 30. С. 5-6]).

Анализ указанных и иных точек зрения по этому аспекту проблемы позволил нам сделать вывод о том, что основными функциями общетеоретической ЮН являются диагностическая, гносеологическая, эвристическая, онтологическая, интерпретационная, прогностическая, методологическая, мировоззренческая, практически-прикладная, рекомендательная, аксиологическая, интеграционная, коммуникативная и др.

Каждая из указанных выше функций ЮН, синтезируя множество однопорядковых направлений, состоит из ряда подфункций. Если функция – это наиболее общее, ведущее направление воздействия, в котором выражается природа и роль теории ПСО, то подфункция обозначает в рамках данного направления некоторые особые, специфические стороны ее воздействия. Например, в рамках мировоззренческой функции можно выделить пропагандистскую и воспитательную, подфункцию вытеснения чуждой данному обществу идеологии; в практически-прикладной – контрольную, правотворческую и др.; в интегративной – подфункции обобщения эмпирических данных, а также систематизации теоретических знаний, полученных юридическими или иными науками.

Суть диагностической функции заключается в констатации реального положения юридических явлений, процессов и состояний и связанных с ними экономических, политических, социальных, национальных, нравственных, религиозных и иных факторов.

Гносеологическая (познавательная) функция сводится к получению нового максимально истинного знания о юридической картине мира, месте и роли в ней правовой системы российского общества. В эвристической функции выражается сущность ЮН, ее направленность на открытие (эврика!) законов, закономерностей и тенденций возникновения, развития и функционирования юридических явлений, процессов и состояний. «Истинное открытие, – писал Д.Л. Верещагин, – всегда неожиданно, непредсказуемо, оно опрокидывает сложившиеся представления, заново формирует наши научные взгляды…» [22. С. 203].

Онтологическая функция теории ПСО выражается в обстоятельном и грамотном описании и изложении полученного знания.

Интерпретационная функция заключается в объяснении природы ПСО, ее структуры, содержания и формы, функций, места и роли в гражданском обществе, построении демократического, социального и правового государства.

Прогностическая функция выражается в том, что полученные теорией ПСО объективные знания позволяют предвидеть развитие тех или иных юридических явлений и процессов, их качественное и количественное изменение (например, рост или снижение правонарушений в обществе, отдельном регионе).

Методологическая функция фундаментальной ЮН заключается в том, что весь ее арсенал (понятия, категории, теоретические конструкции, учения, теории, концепции и пр.) служит средством познания различных сторон правовой действительности, приращения новых юридических знаний. В качестве методологической науки она выступает как для других юридических, так и для общественных наук, а также по отношению к социальной и юридической практике.

Мировоззренческая функция ЮН заключается в том, что основные ее идеи, теории и знания органично входят в систему взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. Совместно с другими общественными и юридическими науками теория ПСО формирует основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, установки, ценностные ориентиры, принципы познания и преобразования действительности. Пропаганда, популяризация, разъяснение основ юридической политики, правовое воспитание, повышение уровня правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц всегда составляли и составляют важную задачу ученых-юристов.

Суть практически-прикладной функции заключается, во-первых, в том, что определенные выводы, предложения и рекомендации, сформулированные фундаментальной ЮН, служат основой для принятия государственных и иных решений, направленных на совершенствование конкретных сторон ПСО. Во-вторых, изучая материалы юридической практики, ЮН указывает на ошибки, просчеты и другие погрешности, существующие в практической деятельности. В-третьих, представители фундаментальной ЮН участвуют в подготовке конкретных проектов правовых актов, предложений по их совершенствованию, систематизации, толкованию или реализации. В-четвертых, любую практическую деятельность юристов мы рассматриваем в виде определенного материально-духовного производства (как и ЮН) со своими производителями и потребителями, продуктами и технологиями (см. раздел IV). ЮН, обеспечивая это производство, разрабатывает наиболее качественные и эффективные средства (технику), приемы, способы и методы (тактику), стратегию и технологию в целом той или иной разновидности юридической практики, научно обоснованные нормы рабочего времени, людские и финансовые ресурсы, социальные и иные условия труда.

Однако преувеличивать роль практически-прикладной функции ЮН не следует. Как писал Пуанкаре, «наука, созданная исключительно в прикладных целях, невозможна, истина плодотворна только тогда, когда между ними есть внутренняя связь. Если ищешь только тех истин, от которых можно ждать непосредственных практических выводов, то связующие звенья исчезают и цепь разрушается» [22. С. 102].

Рекомендательная функция теории ПСО выражается в виде предложений, выводов и т.п., которые адресуются представителям юридических и иных наук, субъектам и участникам юридической практики (правотворческой, правореализующей, правосистематизирующей, судебной и т.д.). Ее можно рассматривать в виде подфункции вышеизложенной функции ЮН либо в качестве относительно самостоятельной функции, поскольку ее содержание гораздо шире по объему и включает определенные рекомендации не только практикующим юристам, но и ученым (юристам, экономистам, философам, социологам, психологам и др.).

Суть аксиологической функции теории ПСО состоит в том, что в процессе познания, описания, интерпретации, прогнозирования, во-первых, происходит оценка тех или иных правовых явлений, процессов и состояний, средств и способов их исследования, понятий и теоретических конструкций, соответствующих гипотез и учений. Во-вторых, выявление, систематизация, хранение и трансляция правовых знаний, которые составляют культурный пласт юридического опыта (социально-правовой памяти), также требуют соответствующей аксиологической характеристики.

Интегративная функция теории ПСО связана, во-первых, с обобщением материалов юридической и иной социальной практики, конкретных эмпирических данных; во-вторых, с систематизацией разнообразных теоретических знаний, выводов, положений, которые вырабатываются как юридическими, так и другими гуманитарными, естественными и техническими науками.

Коммуникативная (от лат. communiсo – «делаю общим, связываю, общаюсь») функция ЮН заключается в том, что получаемые знания служат важной духовной основой для социального взаимодействия, установления и подтверждения контактов (например, между учеными, учеными и практиками), передачи необходимой юридической информации и научно обоснованного управления людьми в различных сферах их жизнедеятельности. А.В. Поляков справедливо замечает, что «специфика правового знания как раз и состоит в том, что в силу своей социальной природы оно комплементарно (взаимодополнительно) правовому пониманию и, в конечном итоге, является знанием коммуникативным» [31. С. 58].

Существуют и другие функции и подфункции теории ПСО. Их система раскрывает разнообразные направления ее воздействия на сознание и поведение людей, ее место и роль среди других ЮН, основные пути воздействия на юридическую и социальную практику.

1.5. Логическая структура науки
«Теория правовой системы общества»

Структура науки является весьма сложным и слабо разработанным аспектом проблемы. В философии по этому вопросу существуют разнообразные взгляды. Так, П.В. Копнин, рассматривая науку в виде логической системы, полагал, что она состоит из оснований науки, законов, главных понятий, теорий, идей (см. [25. C. 309 и след.]). П.А. Рачков считал, что в качестве элементов любой науки необходимо выделять взаимосвязанные между собой факты (основания, теории, законы, принципы и постулаты, гипотезы, частные методы и специфические категории) (см. [35. С. 44]).

В новейшей философской литературе указанные элементы дополняются продуктивностью (результативностью) науки, системностью ее организации, обоснованностью и доказательностью знаний, специальным языком, особыми средствами и комплексами научного поиска, а также наличием специфических субъектов научной деятельности, которым требуется специальное обучение и которые должны усвоить систему научных ценностей, помогающих им умело и грамотно использовать свойственные для той или иной науки принципы, приемы, правила, средства и методы при решении стоящих перед ними задач и проблем (см., например [34. С. 457-459]).

В отечественной юридической литературе также существуют разнообразные взгляды на структуру общетеоретической науки. Так, одни авторы считают, что она «слагается» из трех звеньев, покоящихся на единой методологической основе. К числу указанных подразделений относятся материальные, теоретические и практические звенья состава и методологическая основа. Научный материал (определенная совокупность установленных соответствующим образом и зафиксированных фактов реальной действительности) и результаты его первичной обработки образуют первое, отправное звено в составе ЮН, которое, являясь фактической основой для дальнейшего заключения, может быть условно названо «материальным звеном состава науки» (см. [36. С. 84-86]). «Совокупность понятий, категорий, теорий, гипотез и других форм научного отражения предмета познавательной деятельности… образуют теоретическое звено… Третье звено состава складывается из различных предложений и выводов, направленных на развитие действующего законодательства, практики его применения» [36. С. 87].

А.М. Васильев полагает, что при анализе фундаментальной ЮН важно установить, как в организации теоретических построений отразились особенности ее предмета. Логическим же выражением знания о предмете, по его мнению, служат те понятия и категории, которыми оперирует наука. Поэтому в основу логической структуры фундаментальной ЮН он ставит систему понятий и понятийных рядов, образующих ту или иную теорию, раскрывающих сущность познания. Поэтому, делает вывод автор, «в составе теории государства и права определились три основных структурных подразделения: теория государства, теория права, теория правосознания» [18. С. 38-39].

Не совсем понятно, почему за рамками состава оказались теория правотворчества, теория юридического толкования, теория правоприменения, теория юридической ответственности и другие фундаментальные теории. Кроме того, без какой-либо аргументации автор из логической структуры науки исключает научные факты.

В.М. Сырых пишет, что «в конечном итоге в идеале теория должна максимально полно отражать все закономерные связи и зависимости своего предмета, быть максимально точным мыслительным аналогом отражаемой объективной реальности. Поэтому соответствие отражаемого отраженному должно быть не только на уровне понятий и категорий, отражающих сущность соответствующих явлений, процессов, но и на уровне закономерных связей, присущих исследуемым сущностям. В теории эта закономерная связь, – продолжает он, – представляется двояким способом: 1) как локальная закономерная связь между отдельными сущностями, выраженная в форме научного закона или научного принципа; 2) как системная, тотальная связь, выраженная в форме многоразличной связи и зависимости всех ее компонентов, понятий, категорий и законов. Связь всех компонентов теории, которая объединяет, организует их в некое единство, системное целое, и понимается как логическая структура теории» [5. С. 140].

Вслед за А.М. Васильевым и другими авторами В.М. Сырых пытается найти ту «клеточку», которая послужила бы формированию логической структуры данной науки. Если в экономической теории К. Маркса этой «клеточкой» является «товар», то в теории права, по мнению В.М. Сырых, – «норма права как наиболее простая категория» (см. [5. С. 149]).

Поиски «простейших категорий» в фундаментальной ЮН – это, на наш взгляд, «пустое препровождение времени» (по отношению к норме права, например, в качестве наиболее простой можно выделить категорию «нормативно-правовое предписание»). Трудно также признать научно обоснованными постоянные попытки некоторых отечественных и зарубежных авторов искусственно расчленить фундаментальную ЮН на философию права, логику права, социологию права, догму права, аналитическую юриспруденцию и т.д. (подробнее см. [5; 16; 20; 27]).

Анализ взглядов указанных и иных авторов привел нас к следующим выводам. Фундаментальная ЮН, как разновидность и форма духовно-материального производства юридических знаний, представляет собой в этом плане весьма специфический тип теоретической деятельности. Эта деятельность включает: а) научные и эмпирические факты, констатирующие количественные и качественные характеристики предмета познания; б) субъектов научной деятельности (отдельных ученых, их коллективы и организации); в) конкретные познавательные действия и операции (наблюдения, суждения, умозаключения, объяснения, описания и т.п.); г) средства (технику), с помощью которых идет сбор фактического и теоретического материала, его обработка и интерпретация; д) приемы, способы, методы, принципы и правила, использование соответствующих средств (тактику); е) формы долгосрочного планирования и прогнозирования научного поиска (стратегию); ж) результаты данной деятельности.

Причем последний компонент можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле слова. Результат в узком смысле – это юридические знания, полученные в процессе конкретного исследования какой-то проблемы (правоприменительных и интерпретационных актов, субъективных прав и т.д.).

В широком смысле под результатом научной деятельности мы понимаем всю органически целостную систему полученных на данный момент обобщенных, обоснованных и доказанных юридических знаний о закономерностях возникновения, развития и функционирования ПСО. Здесь уже проявляется кумулятивный характер фундаментальной ЮН, который выражается в том, что на каждом историческом этапе развития общества ЮН суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый полученный научный результат входит неотъемлемой частью в ее общий фонд; он не перечеркивается последующими успехами познания, а лишь переосмысливается, конкретизируется и уточняется. Преемственность затрагивает всю структуру ЮН, обеспечивает ее функционирование как особого вида «социально-правовой памяти», кристаллизующей прошлый и современный опыт познания правовой действительности (см. [33. С. 404]).

В любых результатах научной деятельности особо следует выделять выводы, предложения, рекомендации и т.п., имеющие теоретическое, практическое и дидактическое значение.

Центральное место в фундаментальной ЮН занимают соответствующие теории, каждая из которых имеет определенные научно-теоретические, эмпирические и методологические основы и представляет собой систему гипотез, понятий, понятийных рядов, категорий, юридических конструкций, принципов, законов и т.п., позволяющих объективно описать и объяснить определенные явления, процессы и состояния. Ядро фундаментальной ЮН составляют, например, теория права, теория юридической практики, теория правосознания, теория правовой культуры, теория социально-правовых отклонений, теория юридической ответственности, теория правовой защиты (личности и т.п.), теория юридического прогресса и др.

1.6. Структура учебной дисциплины
«Теория правовой системы общества»

Структуру учебной дисциплины нельзя отождествлять со структурой ЮН. В учебном курсе рассматривается только небольшая часть наиболее существенных проблем ПСО. Учебная дисциплина позволяет уяснить лишь основы правовых знаний, без которых невозможно изучение отраслевых, прикладных и других юридических наук и дисциплин, анализ практического материала.

Многие актуальные вопросы фундаментальной ЮН исследуются студентами (курсантами) на уровне курсовых и дипломных работ, научных студенческих докладов и сообщений, а аспирантами (адъюнктами) и учеными-юристами (их коллективами и организациями) – в рамках кандидатских и докторских диссертаций, монографий и научных статей и т.д.

Структура учебной дисциплины в сокращенном варианте отражена в соответствующих разделах и темах рабочей программы, которая была отмечена грантом экспертного совета Института «Открытое общество» и в полном объеме опубликована в Москве издательским домом Nota Bene в 1999 г. в книге «Право. Сборник учебных программ – проспектов».

 

Рабочая программа
по курсу «Теория правовой системы общества»
(модель новой концепции курса
«Теория государства и права»)

Раздел 1. Введение в «Теорию правовой системы общества»

Тема 1. Теория правовой системы общества – фундаментальная юридическая наука и учебная дисциплина.

Тема 2. Методология теории правовой системы общества.

Раздел 2. Общая характеристика правовой системы общества

Тема 3. Правовая система: понятие, основные черты, принципы и структуры.

Тема 4. Основные правовые системы: история и современность.

Тема 5. Функции ПСО.

Тема 6. Соотношение национальной и международной правовых систем.

Раздел 3. Право в правовой системе общества

Тема 7. Право: подходы, понятие и признаки.

Тема 8. Содержание права (общая характеристика).

Тема 9. Принципы права (содержание права – продолжение).

Тема 10. Нормы права (содержание права – продолжение).

Тема 11. Нестандартные нормативно-правовые предписания (содержание права – окончание).

Тема 12. Источники и формы права.

Тема 13. Система и структура права.

Тема 14. Функции права.

Раздел 4. Юридическая практика в правовой системе общества

Тема 15. Общая характеристика юридической практики.

Тема 16. Правотворческая практика в ПСО.

Тема 17. Практика реализации права в ПСО.

Тема 18. Правоприменительная практика в ПСО.

Тема 19. Интерпретационная практика в ПСО.

Тема 20. Правосистематизирующая практика в ПСО.

Тема 21. Правовые отношения и связи в юридической практике и ПСО.

Раздел 5. Правосознание и правовая культура, правовое воспитание и юридическое образование в правовой системе общества

Тема 22. Правосознание в ПСО.

Тема 23. Правовая культура в ПСО.

Тема 24. Юридическое образование в России и зарубежных странах.

Тема 25. Правовое воспитание (содержание, формы, методы).

Раздел 6. Социально-правовые отклонения, механизм правовой защиты и юридическая ответственность

Тема 26. Общая характеристика социально-правовых отклонений.

Тема 27. Юридические риски: норма и патология.

Тема 28. Противоправная деятельность (поведение) в ПСО.

Тема 29. Конфликтная юридическая деятельность в ПСО.

Тема 30. Ошибочная юридическая деятельность в ПСО.

Тема 31. Юридическая ответственность в ПСО.

Тема 32. Способы и средства самозащиты и правовой защиты.

Тема 33. Законность и правопорядок в ПСО.

Раздел 7. Правовая система в гражданском обществе

Тема 34. Место правовой системы в гражданском обществе.

Тема 35. Правовая система в механизме социального регулирования общественных отношений.

Тема 36. Экономическая и правовая системы.

Тема 37. Политическая и правовая системы. Взаимодействие государства с правом, юридической практикой, правосознанием и другими юридическими явлениями правовой системы общества.

Тема 38. Духовная жизнь общества и правовая система.

Тема 39. Социальная и национальная структуры общества и его правовая система.

Раздел 8. Правовая система общества и общественный прогресс

Тема 40. Общая характеристика общественного и правового прогресса.

Тема 41. Механизм детерминации ПСО.

Тема 42. Правовое наследие и преемственность в ПСО.

Тема 43. Механизм правовой аккультурации в ПСО.

Тема 44. Механизм правовой экспансии в ПСО.

Тема 45. Эффективность ПСО.

Тема 46. Качественная характеристика ПСО.

Тема 47. Социальная ценность правовых явлений.

 

Некоторые из указанных здесь тем будут рассмотрены автором в следующих книгах данного курса.


 

Глава 2. Методология теории правовой системы общества

Глава 2. Методология теории правовой системы общества




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.