Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники древнеиндийского права о положении варн




 

Особенностью права Древней Индии являлось параллельное существование системы светского и религиозного права. Автори­тетными источниками древнеиндийского права выступали сбор­ники религиозно-нравственных предписаний — дхармашастры («дхарма» — религиозный долг, мораль, добродетель, норма пове­дения). Сборники создавались шастринами — брахманами, хра­нившими религиозную традицию. Дхармашастры представляют собой обширный свод текстов, составлявшихся со второй полови­ны I тыс. до н.э. до первой половины I тыс. до н.э. Поэтому они содержат массу исправлений и позднейших вставок. Дхармашаст­ры содержали традиционные предписания на все случаи жизни для разных социальных групп. Со временем в дхармашастры стали включать правовые предписания. Они стали важнейшим источни­ком права на уровне общин. Наиболее известные из дхармашастр — Законы Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.). Они состоят из 12 глав и 2685 шлок-стихов, в которых выражены наставления прародителя человечества полубога Ману. Из них лишь незначительная часть отражает правовые нормы (глава 8,9). Законы Ману составлялись под влиянием светского права и отличаются большей упорядочен­ностью. Правовые нормы в Законах Ману строятся на основе 18 поводов судебного разбирательства (среди них — неуплата долга, нарушение соглашения, клевета, оскорбление действием, кража, насилие, дхарма мужа и жены, раздел наследства и т.д.).

Другим источником древнеиндийского права являлись артха-шастры — светские трактаты о политике и государственном управ­лении. Артхашастры создавались в среде кшатриев и содержали сведения о внешней и внутренней политике, устройстве админи­страции, финансах, уголовном праве, судопроизводстве Древней Индии. Создатели артхашастр опирались на царское законодатель­ство. До настоящего времени сохранилась артхашастра, составлен­ная советником царя из династии Маурьев Каутильей (рубеж IV— III вв. до н.э.). Артхашастры отражали государственный уровень права, хотя и признавали дхармашастры в качестве правовых ис­точников.

В Древней Индии в ведический период (вторая половина II тыс. до н.э. — середина I тыс. до н.э.) складывается система варн — осо­бых сословных групп. В Законах Ману упоминается четыре варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины, правители), вайшьи (земле­дельцы, ремесленники), шудры (слуги). Кроме того, в законах со­держатся сведения о «неприкасаемых», которые фактически со­ставляли самую низшую пятую варну. Вероятно, она пополнялась потомками от «неправильных» браков, изгнанными из своей Вар­ны. По Законам Ману «неприкасаемым» предписывалась работа могильщиков, палачей. Они жили вне селений, любое общение с ними запрещалось.

Три высшие варны (брахманы, кшатрии, вайшьи) своим про­исхождением были связаны с завоевателями индоариями — осно­вателями государства. Они именовались «дваждырожденными». Второе рождение — обряд инициации (посвящения), связанный с началом изучения священных книг, составлял привилегию этих варн. Обряд посвящения для брахмана производился в 8-летнем возрасте, для кшатрия — в 11 лет, для вайшья — в 12 лет. Изуче­ние Вед без такого разрешения рассматривалось как кража. Шуд­ры — «единождырожденные» устранялись от участия в жертво­приношениях и ритуалах.

За каждой Варной закреплялся наследственный круг занятий. Брахманам и кшатриям запрещалось заниматься ремеслом, тор­говлей и земледелием. Брахманам следовало изучать Веды, осу­ществлять жертвоприношения, раздавать и получать милостыню. Кшатрии — военная аристократия — должны были осуществлять управленческие функции. Вайшьям предписывались торговля, ростовщичество, земледелие. Шудры обязаны были со смирени­ем служить высшим варнам. Поведение варн было жестко регламентировано, между ними были проведены четкие религиозно-правовые границы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.