Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Брачно-семейное и наследственное право по Законам Ману




 

Брачно-семейные отношения в Древней Индии определялись существованием больших патриархальных семей. Они состояли из главы семьи — мужчины, в абсолютном подчинении у которого находились его жена, дети со своими семьями, ближайшие род-ственники, рабы. Положение в такой семейно-клановой группе зависело от пола и принадлежности к определенному поколению.

Брачно-семейные отношения преимущественно регулирова­лись нормами обычного права и религиозными нормами. Законы Ману упоминают 8 форм брака. Правильными формами брака признавались те, что заключались между представителями одной варны по взаимному согласию. В таких браках отец выдавал дочь замуж и наделял ее приданым. Браки, связанные с покупкой или похищением невесты, с насилием над ней, а также браки без со­гласия родителей хотя и признавались законами, но порицались. Межварновые браки считались крайне нежелательными и приво­дили к социальной деградации. Законы Ману допускали женить­бу мужчины из высшей варны на низкорожденной женщине, но такие браки заслуживали осуждение и низводили семьи до поло­жения шудры. В частности, брахман, женившийся на шудрянке, лишался брахманства.

Брак был моногамным, но мужчине дозволялось взять другую жену, если женщина была больна, расточительна, порочна, дурно­го нрава, не рожала детей или рожала одних девочек. В целом для мужчины не существовало понятия супружеской измены, что оп­ределялось различием представлений об обязанностях супругов в браке. Муж должен был обеспечивать средства для существования семьи, а жена — хранить верность, уважать семью мужа и рожать детей. Неверность жены наказывалась смертью.

Брак считался нерасторжимым, Законы Ману запрещали раз­воды. Жена считалась продолжением своего мужа, собственностью мужа и его семьи. Муж сохранял на нее права как при жизни (даже если он оставлял или продавал жену), так и после смерти. Поэто­му даже для вдов повторные браки запрещались. Второй брак для женщины считался позорным, а дети от таких браков не признавались. Вдову могли взять в жены братья мужа или свекор. Поэто­му в Индии распространился обычай самосожжения вдов. Мужчи­на после смерти жены имел право заключить новый брак.

Положение женщины определялось ее постоянной зависимос­тью от мужчины: в детстве — от власти отца, в молодости — от мужа, после смерти мужа — от сына. Замужняя женщина не име­ла имущественных прав: ее приданое переходило в полное распо­ряжение мужа. Муж мог продать жену в рабство или заложить ее за долги. Родители мужа могли за непослушание применять к не­вестке телесные наказания, которые нередко приводили к смерти женщин.

Законы Ману закрепляли огромную патриархальную власть гла­вы семьи. По сути он выполнял внутри семьи административные функции: распоряжался семейным имуществом и личностью под­властных. Отец мог применять к подвластным телесные наказания, допускалась продажа или залог жены и детей, но такая практика осуждалась. Проданные сыновья не становились рабами, а полу­чали права родственников в новых семьях, т.к. потомство в Индии считалось главным богатством. Глава семьи отвечал за правонару­шения домочадцев и обязан был обеспечить их доставку в суд.

Наследственное право основывалось на представлении об об­щности семейного имущества. Допускалось только наследование по закону. Между сыновьями от «правильных» браков наследство делилось поровну, но старшему сыну выделялась дополнительная доля. Сын шудрянки и «дваждырожденного» прав на наследство не имел, он довольствовался тем имуществом, что ему выделил отец. Отец мог лишить наследства сына, неоднократно оказавшего не­повиновение. Из числа наследников исключались женщины, из­гои, слабоумные и калеки. Дочери получали приданое.

ТЕМА 3. ПРАВО И ОБЩЕСТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. (4 часа)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 11399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.