Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Журналистика первых лет советской власти




Ленинские принципы партийной журналистики

Ленин сформулировал принципы партийной журналистики, заявив, что газета – это не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор. Важнейшими требованиями журналистики стали партийность периодической печати, народность, действенность, наступательный и критический характер, непримиримость к врагам пролетариата. Газеты оказались на службе революции. Они разъясняли политику большевиков, агитировали против войны, за выход из нее любой ценой. В эти годы в журналистике появились новые жанры – дискуссионные статьи, письма-отклики; стали обычными шапки-призывы, лозунги, аншлаги. Характерной особенностью советской печати было стремление вовлечь в обсуждение вопросов своих читателей, расширить их участие в печати. Первоначально это рождало дискуссии на страницах прессы, но большевистская печать жестко проводила идеи пролетарской революции и беспощадно боролась с инакомыслием. Начало гражданской войны и поляризация общества на «белых» и «красных» поставили большинство небольшевистских легальных изданий вне закона, в том числе и печать социалистических партий. В сентябре 1918 г. их осталось 50, а в 1919 г. – 3.

 

 

 

В первые годы советской власти,в том числе в годы гражданской войны, главное место занимала большевистская печать, которая проводила политику правящей партии. В системе однопартийных СМИ можно выделить около 10 типов печати: партийные, советские, профсоюзные, военные, крестьянские, молодежные и другие издания. Тиражи советских газет быстро росли и составляли сотни тысяч экземпляров. В 1919 г. начали выходить в свет первые советские политические журналы «Вестник агитации и пропаганды», «Спутник агитатора», «Коммунист», «Юный коммунист», а также военные журналы «Политработник» и «Красноармеец».

Важным этапом развития СМИ стало появление радио. Первоначально это были радиотелеграфные станции, передающие важнейшие новости, декреты советской власти. Они передавались в газеты и в листки радиосообщений. В июле 1918 г. в стране уже работали 103 радиотелеграфные станции, правда, только Царскосельская радиостанция под Петроградом была своеобразным «окном» во внешний мир. После переезда правительства в Москву главным передающим центром стала Ходынская радиостанция. Она осуществляла связь центра с окраинами страны и с западными государствами, однако мощность ее была недостаточной. Поэтому в 1920 г. было решено начать строительство новой мощной радиостанции на Шаболовке (радиус действия - 2 тыс. километров). Это был наиболее оперативный канал передачи информации, в том числе и журналистской. Единственным источником зарубежной информации для советских газет часто в эти годы становились радиоперехваты. Радио еще не было говорящим, но создание мощной радиопередающей станции стало важным условием для появления сети радиовещания в более поздние годы.

В сентябре 1918 г. было создано Российское телеграфное агентствоРОСТА. Оно предназначалось для обеспечения партийных и советских органов, а также печати оперативной внутренней информацией, прежде всего о героизме трудящихся на фронте и в тылу. В агентстве было десять отделов, среди них литературный, художественно-фотографический, инструкторский, агитационный. Быстро была создана корреспондентская сеть. В 1919 г. РОСТА имело уже 42 отделения по стране. Оно стало крупным издательским учреждением, издающим вестники, бюллетени, стенные газеты в помощь губернским и уездным изданиям. В годы гражданской войны работники РОСТА участвовали в деятельности агитпоездов и агитпароходов, выпускали листовки, плакаты, многотиражные газеты. Наиболее известны своими карикатурами были «Окна РОСТА», с которыми сотрудничал Маяковский. Сначала РОСТА занималось и распространением периодических изданий. Но в 1919 г. была создана Центропечать (позднее преобразованная в Союзпечать), которая и взяла на себя эти функции. По стране появилась целая сеть ее отделений. В Центропечати почти сразу был создан отдел «Советская пластинка», который уже в 1920 г. выпустил 80 тыс. пластинок. Их тоже стали использовать как средство агитации и пропаганды.

Главной задачей советской журналистики времен гражданской войны была борьба с контрреволюцией. Трудности с формированием Красной Армии приводили к крайним мерам - террору по отношению к командирам, комиссарам, красноармейцам, которые не могли остановить продвижение белогвардейцев. Газеты были полны устрашающих сообщений о расстрелах в войсках Красной Армии. На фоне страха в печати утверждалось, что восстановление старых порядков лишит крестьян земли, что, только победив «белых», можно отстоять свое право на землю. Большевистские газеты старались убедить читателей в том, что, несмотря на трудности и разруху, в стране идет постоянная созидательная работа, что и на фронте, и в тылу люди совершают подвиги и приближают торжество революции.

Белогвардейские издания(около 30 по всей стране – в регионах, подконтрольных белогвардейцам) вели свою агитацию и призывали бороться за единую неделимую Россию, защитить веру, установить военную диктатуру, сражаться с большевиками до конца. Но все эти издания исчезли еще в ходе гражданской войны – в 1920 г., а последние небольшевистские газеты были закрыты в 1919 г.

После этого в советской печати утвердилась однопартийность. Важнейшей журналистской темой в это время наряду с показом фронтовых будней стал трудовой героизм рабочих, крестьян, трудармейцев, молодежи. В 1918 и 1919 гг. прошли первые съезды советских журналистов, определившие важнейшие задачи прессы по реализации политики партии. VIII съезд РКП(б) обязал журналистов усилить действенность выступлений печати и своим решением включил журналистов в структуру административно-командного управления. Журналист превратился в «подручного» партии, проводника ее политики, в ее рупор. Советская журналистика стала монопольным владельцем прессы, выражающей точку зрения только одной партии. В этом и заключалась главная особенность советской журналистики вплоть до 90-х гг. ХХ в.

 

2.4. Журналистика в условиях либерализации советского режима (1921-1927 гг.)

 

Политика «военного коммунизма», проводившаяся в годы гражданской войны, с ее продразверсткой, комитетами бедноты, с расправами над классовыми врагами в мирное время оказалась неплодотворной, и для выживания новой власти пришлось пойти на некоторую либерализацию политической и экономической жизни. Мировой революции не произошло, и надо было решать будничные хозяйственные задачи, выходить из кризиса. Ленин поставил перед партией и государством задачу перехода к новой экономической политике – нэпу. Партия и ведущие издания начали вести пропаганду нэпа и его значения в восстановлении хозяйства, в строительстве мирной жизни. Выступления печати носили директивный, декларативный характер, к которому привыкла пресса за послереволюционные годы. Сами периодические издания пришли в упадок за годы гражданской войны, низкий уровень их выпуска снижал интерес к ним, да и подготовка журналистов оставляла желать лучшего.

В 1921 г. в Москве был организован Государственный институт журналистики, который стал готовить профессиональные кадры для прессы. В 1922 г. была утверждена государственная сеть газет – 232 газеты. Местная пресса должна была быть организована по единой схеме: массовая, рабоче-крестьянская, политическая и производственная газеты; партийный еженедельник или двухнедельник и «Известия» губисполкома. В уездах должны были издаваться популярные политические газеты для крестьянства. Однако по многим причинам пресса оказалась не готова к освещению и пропаганде нэпа, к выбору правильной тематики и глубины анализа происходящих перемен. Периодические издания по-прежнему занимались революционным славословием и повторением уже известного, не желали видеть новое и вникать в происходящее. Еще большее неприятие у СМИ вызывала необходимость перехода на хозрасчет, учет себестоимости, необходимость существования на средства, полученные от подписки и продажи изданий. После декрета «О введении платности газет» их количество существенно сократилось, упал и общий тираж.

В 1922 г. был начат первый громкий судебный процесс над группой эсеров, которых объявили «террористами». Газеты стали публиковать подробные материалы следствия. Это не помогло поднять тиражи, но умелое манипулирование информацией, умалчивание об одном и раздувание другого позволяло влиять на умы. Газеты показывали в благоприятном для властей свете практически несостоятельное дело, по которому подсудимых приговорили к расстрелу и длительному тюремному заключению. Возмущение мировой общественности заставило власти приостановить исполнение казней. Однако без огласки из страны высылались инакомыслящие. Ни словом не обмолвилась пресса и о высылке за границу большой группы «беспартийных интеллигентов».

Нэп породил частные издания (более 300), успешно конкурирующие с государственной печатью. Они были рассчитаны на деловых людей, предпринимателей, массового читателя-обывателя. Развлекательная пресса, полная рекламных объявлений, «обнаженной натуры», пошловатых карикатур и шуток, пользовалась спросом. Выпустили свой сборник («Смена вех») и русские эмигранты. Они не отвергали в нем революцию и новый порядок в России, но ратовали за деидеологизацию советского общества. Нэп создал особые условия, когда возникли связи и взаимодействие между советской Россией и русской эмиграцией и ее прессой, начал осуществляться обмен идеями. Некоторые издания и журналисты попытались полемизировать с партийной позицией и тут же поплатились. Никакого плюрализма политических мнений в советской прессе и в эти годы не допускалось.

Внутрипартийная борьбас инакомыслящими членами партии, «оппортунистами» выплескивалась на страницы газет. Ее причиной был прежде всего террор и жестокость властей. Восстание моряков в Кронштадте было буквально потоплено в крови. Росло недовольство людей, в том числе и в партии. Его пытались скрыть, но газеты этого времени тоже участвовали во внутрипартийной борьбе на стороне разных групп. В партии большевиков сформировались четыре фракции. Эти партийные группы выработали в процессе партийной дискуссии и обнародовали в газетах свои программы. Ленин в противовес выдвинул «Платформу ЦК», которую поддержал съезд РКП(б). Она провозглашалась единственно правильной, остальные – оппортунистическими, фракции – антипартийными и подлежащими роспуску. Членство в них объявлялось несовместимым с членством в партии. Для многих участников дискуссии их свободомыслие кончилось трагически: они были арестованы, преданы суду, репрессированы, расстреляны и лишь в 90-х гг. реабилитированы. В 20–30-е гг. расправа над инакомыслящими в партии, над оппортунистами для устрашения велась публично, все в подробностях освещалось в газетах, многие процессы (например, процесс Бухарина) давались в виде стенограмм судебных заседаний. Но и сами процессы, и их освещение в прессе были далеки от справедливости и объективности. Журналистика этого времени сильно страдала от режима диктатуры партии большевиков.

В эти годысоздаютсяновые издания большевистской печати. В 1922 г. выходит «Рабочая газета» – массовое всероссийское издание. Оно делало ставку на общение с читателями, старалось получать от них как можно больше писем, которые использовало на своих страницах. У газеты появились многочисленные журналы-приложения: «Крокодил», «Работница», научно-популярный журнал «Хочу все знать», детский журнал «Мурзилка», иллюстрированный журнал «Экран», «Листок рабкора». Словом, пропагандистская машина не оставляла без внимания никого. Создавалось много газет и журналов на национальных языках. Были организованы специализированные СМИ для крестьян, рабочих, молодежи, работников образования. В 1925 г. в стране издавалось 589 газет. Возникли новые центральные газеты – «Комсомольская правда», «Пионерская правда», военная газета «Красная звезда». Последняя была создана специально для обсуждения и осуществления военной реформы в армии. В редколлегию газеты вошли видные военачальники, на страницах «Красной звезды» выступали военные специалисты – Тухачевский, Блюхер, Уборевич. Большинство из них уже в 30-е гг. подверглись репрессиям, многие были расстреляны как «враги народа», о чем писалось в тех же газетах. Впрочем, от репрессий в те годы не был застрахован никто.

Радиовещание началось в стране в ноябре 1924 г. Первая радиогазета, переданная в эфир, состояла из приветствий, телеграмм РОСТА, статьи о международных событиях, московской информации, новостей науки и техники, радиофельетона и объявления. С этого времени стала развиваться новая форма СМИ – проводное радиовещание. Первоначально эти радиопередачи создавались как радиоверсии газет: «Рабочая радиогазета», «”Комсомольская правда” на радио», «Красноармейская радиогазета». Выход «Крестьянской радиогазеты», содержащей много разнообразной информации, привел к формированию дифференцированного радиовещания для различных категорий слушателей. Радиопрограммы стали обретать привычные сегодня формы. В 1926 г. регулярно (от одного до трех раз в неделю) выходило в эфир пять радиогазет – кроме четырех перечисленных были еще «Новости радио по радио».

Для охраны государственных тайн в 1922 г. был создан Главлит – Главное управление по делам литературы и издательств. В годы нэпа из-за активизации деятельности различных политических течений и проникновения их мнений в печать Главлит фактически стал органом политической цензуры на любое печатное и устное слово, в том числе и в СМИ.

Смерть Ленина в 1924 г.привела к постепенному отказу от новой экономической политики и переходу к методам внеэкономического регулирования экономики.Кроме того, смерть Ленина стала особой темой журналистских выступлений, началом партийной и газетной кампании по росту рядов партии за счет «широкой массы рабочих и крестьян». Фактически началось создание новой партии – подвластной административно-командной системе, в которой бы «растворились» старые партийцы. Это тоже стало предметом дискуссии в прессе с теми же катастрофическими последствиями для несогласных с генеральной линией ЦК. В 1925 г. съезд партии подверг критике Зиновьева, возглавлявшего Ленинградскую парторганизацию и газету «Ленинградская правда», за противодействие решениям партии, их срыв. Редакция была расформирована, а ее работники во главе с Зиновьевым – репрессированы.

 

2.5. СМИ в годы коллективизации и индустриализации хозяйства

 

1925 г. стал годом осознания необходимости не просто восстанавливать хозяйство страны, а проводить его техническое совершенствование, создавать новые отрасли промышленности, строить крупные промышленные предприятия и электростанции. Индустриализация хозяйства была объявлена важнейшей задачей страны в целом и каждого гражданина в отдельности. В печати появлялось все больше сообщений о пуске новых предприятий, о трудовых подвигах и успехах. Но масштабы индустриализации, запланированной партией, превышали реальные возможности страны – как материальные, так и человеческие.

Идея сверхиндустриализации, которая вызывала серьезные споры в партии, требовала особых способов «подхлестывания» трудящихся, организации их труда. Создание трудармий, системы особого продовольственного снабжения на промышленных объектах в условиях тотального дефицита, более благоприятной формы поощрения за труд, социальные преимущества – все это позволяло решать задачи индустриализации страны. Но и СМИ должны были сыграть здесь не последнюю роль, формируя общественное мнение, тиражируя агитационную информацию. Журналистика начала формирование определенного отношения к труду, его месту в жизни человека. В газетах публикуются статьи о трудовых достижениях передовиков и критические публикации о нерадивых и отстающих. Эту функцию организатора, пропагандиста и арбитра так называемого социалистического соревнования журналистика сохранила вплоть до середины 80-х гг.

Однако осуществление индустриализации было нереально без коллективизации в деревне, т.е. без разрушения товарно-денежных, рыночных отношений среди сельских и городских товаропроизводителей. Уничтожение частных хозяйств на селе и создание коллективных являлись второй важнейшей экономической задачей советской власти, в реализации которой пресса принимала активное участие – агитировала за колхозы, обличала кулаков-единоличников, клеймила «мироедов», рисовала радужные картины колхозной жизни, приветствовала первых добровольных колхозников – словом, делала все, чтобы создать положительный образ происходящих перемен.

Именно конец 20-х гг. стал закатом всех демократических проявлений советской власти. От тенденциозного показа жизни советская журналистика перешла к лозунговой, официальной пропаганде, к информированию, искаженному до необъективности и ведущему к слепому подчинению диктату партии.

Продолжается начатая в 20-е гг. подготовка кадров «красных» журналистов, а также так называемых рабселькоров – штата общественных корреспондентов из числа крестьян и рабочих. Укрепляется система государственной сети газет, а также плановое партийное руководство прессой. Улучшается полиграфическая база, повсеместно создаются издательства, в том числе и национальные, издаются газеты и журналы на национальных языках; наблюдается массовое развитие периодики. Для пропаганды достижений советской власти РОСТА реорганизовывается в мощное агентство ТАСС. В эти годы партийные органы обязывают всех членов партии выписывать партийные и советские издания; этим начинают заниматься первичные парторганизации. Тиражи центральных газет становятся огромными. Разовый ежедневный тираж почти 10 тыс. газет этого времени составлял в 1936 г. 38 млн. экземпляров. В районных и областных партийных комитетах появляются отделы печати, затем - отделы пропаганды, которые диктуют фактически всем изданиям тематику их выступлений, регламентируют характер освещения событий, поиск фактов и их трактовку. Для особо непонятливых существовала система внушений – обвинение в пособничестве контрреволюции, в контрреволюционной пропаганде, в антинародной деятельности. Такие же методы регулирования трудового энтузиазма и приверженности к колхозному строю используются и в других сферах жизни. Массовые гонения на «кулаков», обвинение плохо обученных рабочих во «вредительстве», объявление технических неудач «пособничеством империализму» и другие аналогичные явления стали привычными и в жизни, и на освещающих ее газетных страницах. А еще – противоречащие действительности радужные картины счастливой жизни советских людей, их беззаветная любовь к родной партии и правительству, лично к товарищу Сталину. Безудержное восхваление «мудрого и великого товарища Сталина» – отличительная черта журналистики 30-40-х гг., которая сыграла не последнюю роль в формировании культа его личности. Но даже хвалебные выступления, преданная защита интересов советской власти, более чем верное следование директивам партии не уберегало журналистов от репрессий. Многие из них стали жертвами ГУЛАГа.

В 30-е гг. создается база для телевизионного вещания. Осенью 1938 г. в Ленинграде было завершено строительство телевизионного центра. Его передачи стали выходить в эфир через день. В Москве опытное вещание осуществлялось каждый день из телевизионного центра на Шаболовке. Таким образом, основная структура современных СМИ в СССР сформировалась к концу 30-х гг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.