Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Планирование потенциала предприятия и бизнес-планирование




Изучив материалы темы, Вы сможете:

- получить представление о потенциале предприятия и формирующих его факторах;

- узнать направления планирования потенциала и познакомиться с формой представления плана;

- узнать цель и задачи разработки бизнес-плана;

- познакомиться с типологической классификацией бизнес-планов по объектам бизнеса;

- познакомиться со структурой бизнес-плана и этапами его разработки;

- получить представление о современных программных продуктах для разработки бизнес-плана.

 

****

Потенциал предприятия – совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, риски и многие другие резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности.

Наличие потенциала предприятия – это обеспечение возможности долговременного и успешного функционирования.

Для этого необходимо наличие:

- конкурентоспособной продукции;

- современной технической и технологической базы;

- персонала соответствующей квалификации;

- соответствующей организации и управления предприятием.

В рамках этого раздела разрабатываются мероприятия, проекты, комплексные программы, направленные на реализацию заданий стратегического плана и корректировку существующего состояния предприятия. При разработке данного раздела планирования основное внимание должно уделяться повышению эффективности производства, т. е. обеспечению запланированного выпуска продукции при наиболее рациональном использовании ресурсов.

Планирование потенциала относится к среднесрочному или долгосрочному планированию. Задачей данного раздела является обеспечение ресурсных возможностей реализации стратегического плана. Однако не следует забывать, что планируемые мероприятия «привязаны» к определенным временным периодам и оказывают определенное влияние на соответствующие текущие планы.

Планирование потенциала осуществляется по следующим направлениям:

- техническое и организационное развитие;

- мероприятия экологической направленности;

- социальное развитие коллектива.

Планирование технического и организационного развития включает разработку мероприятий по:

- созданию новой и модернизации выпускаемой продукции;

- увеличению, обновлению и модернизации основных фондов;

- научной организации труда;

- совершенствованию управления и организации.

Разработка мероприятий экологической направленности должна привести к снижению отрицательного воздействия на окружающую среду. На машиностроительных предприятиях эти мероприятия направлены на рациональное использование и охрану водных ресурсов, и охрану воздушного бассейна.

По водным ресурсам планируются мероприятия по увеличению использования оборотной воды на производственные нужды, сокращению потерь и снижению степени загрязнения сбрасываемой воды. Основные задачи, которые необходимо решить при разработке мероприятий – это сокращение забора свежей воды на производственные нужды, минимизация сброса загрязненной воды и увеличение степени ее очистки.

Планируемые мероприятия по охране воздушного бассейна должны быть направлены на сокращение массы выброса в атмосферу вредных веществ и повышение уровня их очистки.

При планировании социального развития коллектива разрабатываются мероприятия по:

- совершенствованию профессиональной и квалификационной структуры коллектива;

- улучшению условий и охране труда.

Формально раздел «Планирование потенциала» представляется как набор мероприятий, проектов по каждому направлению на определенный плановый период. В документе отражается суть мероприятия, место его осуществления (цех, участок), сроки реализации, необходимые затраты (инвестиционные, материальные, заработная плата), планируемые экономические результаты (рост объема производства, снижение расхода ресурсов, увеличение прибыли и др.), социальные, экологические.

Для решения крупных комплексных задач (например, реконструкция предприятия) разрабатываются целевые программы для координации работ по исполнителям и привязки к необходимым ресурсам.

Примерная форма представления плана представлена в таблице 1.

 

Таблица 1

Мероприятия по планированию потенциала предприятия

на _____год

 

Наименование (сущность) проекта (мероприятия) Место реализации Сроки осуществления Ответственные Затраты Результаты (экономические, экологические, социальные)
           
           

 

Разработка данного раздела осуществляется в два этапа: на первом этапе отдел, ответственный за формирование раздела, осуществляет сбор предложений от служб предприятия о намечаемых в рассматриваемом периоде мероприятиях, подтвержденных расчетами их эффективности; на втором этапе происходит ранжирование представленных проектов, исходя из принятых критериев и возможностей финансирования.

Формирование мероприятий по развитию потенциала должно опережать разработку ряда других разделов (планирование персонала, материально-технического снабжения, затрат и др.) с целью обеспечения их необходимой информацией.

Общепринятым инструментом обоснования целесообразности реализации проектов является бизнес-план. Оценка эффективности реализации мероприятий должна комплексно учитывать их результаты:

- экономические – экономия затрат, рост производства, повышение качества и, как следствие, рост чистой прибыли;

- научно-технические – создаваемые или улучшаемые преимущества продуктов и средств труда;

- социальные – воздействие на квалификацию, профессиональный состав работающих, характер труда, техническую безопасность;

- экологические – экологичность технологий и продуктов и др.

Оценка экономической эффективности мероприятий производится с использованием известных показателей: эффект за расчетный период действия проекта или годовой экономический эффект; внутренняя норма эффективности; срок окупаемости.

Результатом планирования потенциала может быть:

- обеспечение выпуска новой или дополнительного объема существующей продукции;

- повышение качества выпускаемой продукции;

- изменение норм расхода ресурсов – материальных, трудовых, энергетических;

- изменение стоимости основных фондов и оборотных средств;

- улучшение условий труда и профессионально-квалификационного состава работников;

- улучшение экологических показателей продуктов и технологии.

Бизнес-планирование. Бизнес-план представляет собой краткое, точное, достоверное и понятное описание предполагаемого бизнеса (сделки). Он является важнейшим инструментом при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющим выбирать наиболее перспективные решения и определять средства их достижения.

Бизнес-план решает следующие важные задачи: определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риски предпринимательской деятельности; конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей; привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов; помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и ее рабочую среду.

Бизнес-план – документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели.

Бизнес-план как официальный документ оформляется в соответствии требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу и т.д. Для его составления необходимо привлечь обширный информационный материал, затрагивающий широкий круг вопросов о рынке, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и др. Значительная часть этого материала не входит в официальный вариант БП, но заслуживает внимания при предварительной разработке его рабочего варианта, в который включают все рабочие информационные материалы, сгруппированные по разделам официального бизнес-плана.

Главная цель разработки бизнес-плана – необходимость спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный период в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-плана помогает предприятию решать следующие основные задачи:

· определять конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

· сформировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;

· выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям и оценить расходы по их созданию и реализации;

· выявить соответствие имеющихся кадров и условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

· определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

· оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

· предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению БП.

Как правило, БП разрабатывается на несколько лет (чаще всего 3-5) с разбивкой по годам. Данные на первый год обычно даются с разбивкой по месяцам (кварталам), а на последующие годы – в годовом исчислении.

Практика применения БП включает множество его версий, различных по форме, содержанию, структуре и т.д. Зарубежные фирмы, например, предпочитают составлять БП на отдельную сделку, в России БП чаще всего разрабатывается предприятиями, начинающими свой бизнес, а это определяет различия в методологии планирования.

Существуют различные классификации БП. Так, например, классификация БП по объектам бизнеса (рис. 4) предусматривает разработку БП в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технический решения), по фирме в целом (новой или действующей).

Рис. 4. Типология бизнес-плана по объектам бизнеса.

 

В современной практике предпринимательства БП выполняет четыре функции: разработка стратегии бизнеса; планирование; привлечение денежных средств; привлечение к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в деятельность собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

Фирмы, работающие в стабильной ситуации и производящие продукты для достаточно устойчивого рынка при росте объема производства, разрабатывают БП, направленный на совершенствование предпринимательства и поиск путей снижения его издержек.

Фирмы, выпускающие продукцию при постоянном риске, систематически работают над БП с целью освоения новых видов продукции, перехода на новые поколения изделий и т.д.

Если фирма не имеет достаточных собственных мощностей для осуществления намеченного роста производства, то она может пойти путем привлечения инвестиций либо поиска партнеров, для чего также необходим БП.

БП финансового оздоровления является основным документом для неплатежеспособных предприятий, так как с его помощью:

· вырабатывается стратегия выживания предприятия;

· составляется плана проведения реорганизационных процедур;

· организуется управление предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;

· обосновывается необходимость и возможность предоставления предприятию государственной поддержки.

В мировой практике подготовка БП происходит на основе стандартных требований к оформлению, поэтому существует его типовая структура, включающая следующие разделы: титульный лист; вводная часть (резюме); анализ положения дел в отрасли; сущность проекта; план маркетинга; производственный план; организационный план; оценка рисков; финансовый план; приложение.

Методику разработки БП необходимо выбирать под конкретного пользователя с учетом специфики проекта (отраслевая принадлежность предприятия, общая стратегия, концепция бизнеса и др.).

Общепринятыми являются следующие продукты:

· методика UNIDO (ЮНИДО – Комитет ООН по промышленному развитию) и ее электронная версия CPMFAR (существует в различных версиях, в значительной мере адаптированных к экономике разных стран, и переведена на русский язык);

· пакет АЛЬТ-ИНВЕСТ (реализован с использованием электронных таблиц Microsoft Words или Exel и может работать в среде других распространенных табличных процессоров);

· пакет Projeckt Expert - автоматизированная система планирования и анализа эффективности инвестиционных проектов на базе имитационной модели денежных потоков; программа производит расчет показателей эффективности инвестиций, соответствующих международным стандартам;

· пакет АНАЛИТИК - рекомендуется для проведения экспресс-анализа и отбора предприятий по привлекательности инвестиций (программа идеальна по соотношению «цена/качество»);

· системы типа «Microsoft projeckt», «Time line»,«Primavera» предназначены только для разработки календарного плана работ и сетевого проекта, включая длительность и затраты по стадиям (применяются в основном для системы управления проектами).

Правильный выбор и эффективное использования программных продуктов позволяет значительно улучшить качество БП.

Выбор конкретной разновидности методики разработки БП, глубина и временной горизонт его проработки, вариантность закладываемых в него решений, объем, наличие прилагаемых документов и справок зависят от различных факторов. Среди них следует отметить: величину прогнозируемых инвестиций; специфику потенциального инвестора; финансовое положение заявителя; наличие квалифицированного штата для реализации проекта; наличие залогов и гарантий возврата кредитов; стадию реализации проекта и др.

Бизнес-план как и стратегический план (СП), охватывает достаточно длительный период – 3-5 лет и более. Однако между этими двумя плановыми документами существует ряд различий:

· бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них - ту, которая связана с судьбой и развитием определенного вида бизнеса;

· бизнес-план ориентирован только на развитие, а СП может включать другой тип стратегии;

· СП – общий план с растущим горизонтом времени; по мере выполнения очередного годичного плана его результат анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре СП. Нередко затем к СП добавляется очередной годовой период. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены. Т.о., бизнес-план по своей форме, в отличие от СП, тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью;

· в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в СП, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-план.

Ближайший «родственник» бизнес-план – ТЭО (технико-экономическое обоснование). Но ТЭО – специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов, следовательно, особый акцент в нем делается на производственно-технические аспекты проекта, а рыночные, коммерческие аспекты почти не раскрываются.

Бизнес-план как форма обоснования предпринимательского проекта, постепенно вытесняет ТЭО из сферы плановой деятельности бизнеса. В нем сочетаются преимущества гибкого сочетания производственных и рыночных, финансовых и технических, внутренних и внешних аспектов деятельности фирмы. Этапы (шаги) разработки БП включают следующее:

1. Определение источников нужной информации

2. Определение целей его подготовки.

3. Определение целевых читателей.

4. Установление общей структуры.

5. Сбор информации.

6. Написание бизнес-плана.

 

Контрольные вопросы по теме.

1. Сформулируйте понятие потенциала предприятия и перечислите факторы потенциала.

2. Опишите этапы планирования потенциала и направления, по которым осуществляется планирование потенциала.

3. Дайте характеристику целей и задач разработки бизнес-плана.

4. В чем заключается отличие бизнес-плана от стратегического плана и ТЭО?

5. Опишите современные программные продукты, которые используются для целей разработки бизнес-плана.

 

Раздел 3. «Планирование производства, Сбыта и ресурсного обеспечения» (Модуль 3)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.