Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые или основные компетентности педагога




ЛЕКЦИЯ 2.

В 1996 году на симпозиуме Совета Европы в Берне был поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых или основных компетентностей, которые необходимо приобрести обучающимся как для успешной учебы, так и для будущей профессиональной деятельности. Соответственно цели образования, в том числе отечественного, стали акцентироваться на усвоение учащимися ключевых компетентностей, что отмечено в текстах «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» [5, с.5].

Отметим, что понятие «ключевые компетентности» является центральным в контексте компетентностного подхода.

Анализ научной литературы, свидетельствует, что образование столкнулось не только с достаточно трудной и неоднозначно решаемой исследователями задачей определения содержаний ключевых компетентностей, но и самих оснований их разграничения, классификации.

В. Хутмахер в докладе Совету Европы отмечает, что есть разные подходы к тому, что определяют в качестве ключевых компетентностей. Их может быть всего две – уметь писать и думать, или семь: учение; исследование; думание; общение; кооперация или взаимодействие; уметь делать дело, доводить дело до конца; адаптироваться к себе, принимать себя. Далее В. Хутмахер в своем докладе приводит принятое Советом Европы определение пяти ключевых компетентностей, которыми в ходе образования «должны быть оснащены молодые европейцы» [20, с.11].

Эти компетентности следующие:

«- … политические и социальные компетентности, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

- компетентности, связанные с жизнью в многокультурном обществе, такие как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий, толерантность;

- компетентности, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, в том числе владение более чем одним языком;

- компетентности, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения;

- способность учиться на протяжении жизни, непрерывное обучение в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни» [Там же].

Очевидно, что «… данные ключевые компетентности являются самым общим и широким определением адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе. Они являются по сути социальными (выделено мной – К.М.), отражая особенности взаимодействия, общения, применения информационных технологий» [11, с. 20].

Среди отечественных учёных занимающихся данной проблемой А.В. Хуторской приводит перечень наименований ключевых компетентностей, в который входят: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетентность или компетентность личностного совершенствования. Каждая из них, в свою очередь, представляет набор не менее значимых компетентностей [195].

В «Стратегии модернизации содержания общего образования» предлагаются наиболее общие основания разграничения ключевых компетентностей – по основным сферам деятельности человека. В структуре ключевых компетентностей должны быть представлены:

«- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуации на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);

- компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);

- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность)» [17, с. 37].

По нашему мнению, в данной структуре ключевых компетентностей ведущая роль, также отводится социальным компетентностям человека.

И.А. Зимняя в качестве теоретической основы выделения групп ключевых компетентностей использует «… сформулированные в отечественной психологии и педагогике положения относительно того, что: а) человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев); б) человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев); в) компетентность человека имеет вектор акмеологического развития
(Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач); г) профессионализм включает компетентности (А.К. Маркова)» [17, с.23]. С этих позиций были разграничены три основные группы ключевых компетентностей:

- компетентности, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту жизнедеятельности, или личностные компетентности;

- компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сфере, или социальные компетентности;

- компетентности, относящиеся к деятельности человека, или учебно-профессиональные компетентности [Там же, с. 25].

И.А. Зимняя выделяя группы ключевых компетентностей, не отводит какой-либо группе решающее значение в личностном и профессиональном развитии человека, при этом отмечается личностная, в частности мотивационная характеристика компетентностей. А также деятельностная, актуальная сущность компетентностей, подчеркивается, что в отличие от знаниевой характеристики, т.е. характеристики «что», здесь акцентируется способ и характер действия «как».

Под научным руководством д-ра пед. наук, профессора О.Л. Подлиняева, нами также была предпринята попытка, выделить теоретические основания классификации и разграничения ключевых компетентностей личности. В нашем исследовании, теоретической основой выделения и классификации ключевых компетентностей послужили методологические положения экзистенциально-гуманистического (личностно-центрированного подхода). Также мы исходили из предположения, что ключевыми компетентностями личности, может быть совокупность компетентностей играющих главную, доминирующую роль в личностном и профессиональном развитии человека. Однако прежде чем перейти к нашему определению ключевых компетентностей человека, мы считаем целесообразным, охарактеризовать структуру личности вне контекста какого-либо основного подхода психолого-педагогической науки (социодинамического, психодинамического, экзистенциально-гуманистического).

Рассмотрим те личностные компоненты, наличие которых, так или иначе, признаются представителями названных выше подходов.

Большинство современных научных школ признаёт, что на развитие личности, в целом, оказывают влияние как биологические, так и социально-культурные факторы; кроме того, нельзя отрицать саморегулирующего воздействия на развитие нравственных, интеллектуальных, волевых и других сторон личности сознанием самого индивидуума.

Таким образом, в понятие «личность» входит целый комплекс относительно устойчивых качественных структур. К ним можно отнести совокупность приобретённых личностных качеств, в основном, интериоризированных из социума (к которым, по нашему мнению, относятся социальные компетентности личности). Совокупность самосозидаемых личностных качеств, развиваемых и регулируемых человеческим сознанием (к ним, по нашему мнению, относятся личностные компетентности человека) и совокупность врождённых личностных качеств, как правило, неуправляемых сознанием, или же вовсе выходящих за его пределы (к которым, по нашему мнению, можно отнести потенциальные компетентности личности).

Исходя из данной структуры и основываясь на методологических положениях экзистенциально-гуманистического и личностно-центрированного подходов, согласно которым «… человек является свободным субъектом саморазвития; автором собственной жизни, несущим ответственность как за взаимоотношения с внешним миром, так и с миром внутренним; человек является центром собственного личностного развития, в котором сосредоточены источники его роста, механизмы самоусиления и обладает необходимыми возможностями, и способностями для конструктивного развития, саморазвития (самоизменениям ведущих к здоровому личностному росту)» [31, с.121]. Мы предполагаем, что ключевыми компетентностями человека, то есть компетентностями, которым отводится основная роль, доминирующее значение в личностном и профессиональном развитии являются – личностные компетентности.

Личностные компетентности, представляют собой совокупность качеств созидаемых, развиваемых и регулируемых собственным сознанием и самосознанием, интеллектом и волей индивидуума.

В качестве вывода, предпринятой попытки определить и разграничить ключевые компетентности личности, нами была систематизирована классификация, представленная в разработанной Табл. 1.

Таблица 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.