Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ уровня и динамики рентабельности предприятия




Расчет влияния факторов 1 уровня на изменение суммы

Прибыли от реализации продукции (работ и услуг)

Показатель Фактор прибыли Порядок расчета Прибыль,  
Объем продаж   Структура продаж   Цена Себесто- имость  
План План План План План Впл-Зпл  
Усл.1 Факт План План План Ппл*Крп  
Усл.2 Факт Факт Факт План Вусл-Зусл  
Усл.3 Факт Факт Факт План Вф-Зусл  
Факт Факт Факт Факт Факт Вф-Зф  

 

По данным таблицы можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора:

1. объема реализации продукции: ΔПvрп = Пусл1 – Ппл

2. структуры товарной продукции: ΔПстр = Пусл2 – Пусл1

3. отпускных цен: ΔПц = Пусл3 – Пусл2

4. себестоимости реализованной продукции: ΔПс = Пф – Пусл3

Сводная таблица влияние факторов на балансовую прибыль отчетного года.

Показатели – факторы Сумма, тыс.руб.
1. Объем реализации в сопоставимых ценах  
2. Отпускные цены на продукцию  
3. Себестоимость реализованной продукции  
4. Коммерческие расходы  
5. Управленческие расходы  
6. Проценты к получению  
7. Проценты к уплате  
8. Доходы от участия в других организациях  
9. Прочие операционные доходы  
10. Прочие операционные расходы  
11. Внереализационные доходы  
12. Внереализационные расходы  
Итого:  

 

Анализ формирования финансовых результатов допол­няется оценкой показателей рентабельности, рассчитыва­емых по данным «Отчета о прибылях и убыткаx».

Анализ рентабельности имеет существенное значение для определения стратегии развития организации, крите­риев повышения эффективности деятельности и окупае­мости вложений в активы. Показатели рентабельности (при­быльности) оценивают величину прибыли, полученной с каждого рубля средств, вложенных в активы организации. Они используются при анализе тенденций в соотношении прибыли и других показателей за ряд лет либо при сопостав­лении аналогичных показателей внутри отрасли или по группе конкурирующих организаций.

В международной практике разработаны и использу­ются следующие группы показателей рентабельности: по­казатели рентабельности продукции, показатели рентабельности капитала (активов), показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств. Перечислен­ные показатели рентабельности по существу взаимодопол­няют друг друга в объяснении отдельных сторон формиро­вания доходов компании.

Рентабельность вложений в предприятие в общем виде определяется по стоимости всего имущества, имеющегося в распоряжении предприятия. Данный показатель назы­вают рентабельностью всех активов (экономической рен­табельностью) и определяют отношением чистой прибыли к средней стоимости активов за период

 

Экономическая рентабельность= (Чистая прибыль)/(Средняя стоимость активов)

 

Рентабельность активов характеризует экономическую эффективность использования имущества организации.

Бухгалтерская рентабельность характеризует уровень прибыльности основной деятельности после уплаты нало­гов и определяется отношением чистой прибыли к сумме выручки от продаж:

 

Бухгалтерская рентабельность= (Чистая прибыль)/(Выручка от продаж)

 

Показатели рентабельности рассчитываются на одной и той же информационной базе, что служит основанием их взаимной увязки. Достаточно широко известна следую­щая схема взаимосвязи показателей рентабельности:

 

(Чистая прибыль)/(Среднегодовая величина всех активов)=(Чистая прибыль)/(Объем продаж) х (Объем продаж)/(Среднегодовая величина всех активов) ­

 

Из данной взаимосвязи видно, что рентабельность всех активов является показателем, зависящим от уровня рен­табельности реализации и оборачиваемости всех средств. Знание этой зависимости позволяет принимать управлен­ческие решения, направленные на повышение отдачи ак­тивов. Так, низкий предельный уровень чистой прибыли может обеспечить достаточный уровень отдачи активов за счет большего числа оборотов производственных активов.

Показатель рентабельности собственного капитала осо­бенно важен для акционеров, так как характеризует уро­вень эффективности использования вложенных ими средств и позволяет сравнить с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие компании или ценные бумаги. Высокий показатель рентабельности является серь­езным стимулом для привлечения подписчиков на акции при расширении капитала фирмы - при условии, что ру­ководители проводят активную политику распределения дивидендов, а акционеры позитивно оценивают усилия предприятия в этой области.

При выборе стратегии управления финансово-хозяй­ственной деятельностью организации следует иметь в виду, что если выбирать стратегию с высоким риском, то необходимо получение высокой прибыли. Небольшая прибыль может быть получена при незначительном риске. Одним из показателей рискованной политики бизнеса как раз и является коэффициент финансовой зависимости (всего сред­ств/ собственный капитал).

Необходимо также учитывать временной аспект дея­тельности анализируемого объекта. Коэффициент рента­бельности продаж, влияющий на рентабельность собствен­ного капитала, определяется результативностью работы отчетного периода, а будущий эффект долгосрочных инве­стиций он не отражает. Если организация осуществляет переход на новую деятельность или на новые передовые технологии, требующие значительных инвестиций, то рен­табельность капитала может снизиться. Однако, если за­траты в дальнейшем окупятся, то необходимо сделать вывод о том, что стратегия перестройки была верной, а сни­жение показателя рентабельности нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности.

Особенно полезным и ценным в процессе анализа яв­ляется сопоставление рентабельности всех активов (эконо­мической рентабельности) с рентабельностью собственных средств. Разница между этими показателями обусловлена привлечением организацией внешних источников финан­сирования. Если организация посредством привлечения заемных средств получает больше прибыли, чем должна уплатить процентов на этот заемный капитал, то разница может быть использована для увеличения отдачи собственного капитала. В случае если рентабельность активов мень­ше, чем проценты, уплачиваемые на заемные средства, влияние привлеченных средств на деятельность организа­ции может быть оценено отрицательно.

В этой связи необходимо осуществлять в организации контроль за целесообразностью привлечения заемных средств, чтобы не допустить относительного роста доли заемных средств в общей структуре капитала сверх того предела, после которого их использование уже не ведет к увеличению рентабельности собственного капитала.

На практике этому важному аспекту анализа рентабельности не уделяется достаточного внимания. По этой при­чине уменьшается доходность собственного капитала, что ослабляет привлекательность организации для инвесторов и вследствие этого ухудшается ее финансовое положение.

На основе использования той или иной группы показа­телей рентабельности можно осуществлять оценку хозяй­ственной деятельности организаций и получать ответ о выгодности производства того или иного вида продукта на том или ином предприятии отрасли, а, следовательно, найти пути повышения эффективности производства.

Показатели, характеризующие финансо­вую эффективность стратегических решений (показатели рентабельности капитала, инвестиций, активов, финансо­вой устойчивости, оборачиваемости активов), интересуют, прежде всего, собственников и потенциальных инвесторов. Показатели, характеризующие операционную эффектив­ность (рентабельность продаж, платежеспособность и т.д.) интересуют руководителей финансовых служб и необхо­димы им для принятия оперативных решений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.