Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая группа критериев оценки потенциальных поставщиков




Организационно-экономическая группа критериев оценки потенциальных поставщиков

 

№ п/п Критерии Общее содержание
  Доступность продукции Наличие продукции на складах
  Условия доставки продукции Собственность транспортных средств
  Сроки поставки продукции Регламентируемое время поставки

Окончание табл. 2

№ п/п Критерии Общее содержание
  Условия оплаты продукции Предоплата, по факту, другой вид оплаты
  Удалённость поставщика Расстояние между поставщиком и потребителем
  Финансовое положение поставщика Долги, кредиты, грань банкротства
  Организационная структура Структура управления у поставщика
  Организация логистики Структура и функции логистики у поставщика
  Стабильность стиля поставки Восприятие продукции потребителем

 

 

Таблица 3

 

№ п/п Критерии Общее содержание
  Надёжность поставщика Честность, порядочность, коммуникабельность, открытость поставщика в решении деловых вопросов
  Предыдущая история поставщика Период существования потенциального поставщика на рынке в условиях конкуренции
  Репутация Создавшееся мнение потребителей и партнёров о достоинствах и недостатках поставщика
  Степень сотрудничества Варианты взаимоотношений «поставщик-потребитель», характеризующие уступчивость во взаимных требованиях и пожеланиях
  Трудовые отношения Психологический микроклимат во внутренних взаимоотношениях коллектива поставщика

Окончание табл. 3

№ п/п Критерии Общее содержание
  Местонахождение поставщика Климатические и другие условия расположения потенциального поставщика
  Уровень компетентности Профессиональные навыки и знания представителей поставщика, характеризующие их понятие и представление о продукции, потребителях, рынке, договорных обязательствах
  Договорная дисциплина Выполнение поставщиком в полном объёме всех позиций договорных отношений между поставщиком и потребителем
  Уровень взаимодействия Взаимопонимание между поставщиком и потребителем практически по всем производственно-хозяйственным вопросам

 

Критерии оценки и отбора поставщиков материальных ресурсов зависят от требований потребителей логистической системы и могут быть различными. Обычно их три-четыре,
в отдельных случаях их может быть более 60. В то же время, независимо от специфики отрасли, размера предприятия, особенностей производства важнейши­ми критериями в процессе оценки и отбора, согласно требованиям закупочной логистики, являются следующие [7].

1. Надежность снабжения.

2. Качество поставляемой продукции.

3. Приемлемая цена.

4. Удаленность генератора материальных потоков от потребляю­щей логистической системы.

5. Сроки выполнения текущих и экстренных заказов.

6. Способность обеспечить поставку запасных частей
в течение всего срока службы поставленного оборудования.

7. Психологический климат в трудовом коллективе поставщика.

8. Организация управления качеством продукции у поставщика.

9. Кредитоспособность и финансовое положение поставщика.

10. Репутация и роль в своей отрасли.

11. Имидж.

12. Оформление товара (упаковка).

13. Наличие резервных мощностей у источника поставки.

Обобщение различных подходов к выбору критериев оценки [7] позволяет выделить главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщика.

Качество продукции. Относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями, а также с требованиями потребителя независимо от того, соответству­ет ли продукция спецификации.

Надежность поставщика (надёжность поставки). Честность, отзывчивость, обязатель­ность, заинтересованность
в ведении бизнеса с данной компанией, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, выполнение поставщиком
в полном объёме всех позиций договорных отношений между поставщиком и потребителем: соблюдение ра­нее установленных объемов поставки и сроков поставки и т. д.

Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного материального ресурса, т. е. транспортировку, админи­стративные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и т. д.

Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требу­ет сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различ­ных подразделений компании и сторонних источников. Необходи­мо соблюдать мнения о качестве технической помощи, отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и ус­ловия поставок, к просьбам о технической помощи, квалификации обслуживающего персонала и т. д.

Условия платежа и возможность внеплановых поставок. По­ставщики, предлагающие выгодные условия платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита)
и гарантирующие воз­можность получения внеплановых поставок, позволяют избежать многих проблем снабжения.

Как уже отмечалось выше, среди наиболее важных критериев отбора находится, конечно, качество. Качество поставляемых материальных ресурсов должно удовлетворять производственные подразделения фирмы по характеристикам спецификации, техническим и конструктивным параметрам, физическим и химическим свойствам и т. д., т. е. полностью соответствовать требованиям соответствующих оговоренных заранее стандартов, отраженных, как правило, в сертификатах. Логистические менеджеры фирмы, отвечающие за закупки, должны сравнивать фактические параметры поставляемых материальных ресурсов со стандартами (или оговоренными параметрами в договорах на поставку). Это сравнение осуществляется обычно на этапах входного контроля. В ряде случаев входной контроль не производится (когда партнеры хорошо знают друг друга и надежность поставщика не вызывает сомнений). При оценке качества материальных ресурсов могут дополнительно исследоваться жизненный цикл изделий, ремонтопригодность, требуемая техническая поддержка (сервис), легкость в использовании, сохранность и т. п.

Надежность поставщика также является одним из ключевых (критических) показателей, определяющих его способность удовлетворять на достаточно длительном промежутке времени (иногда сравнимым с жизненным циклом готовой продукции) требования фирмы-производителя к качеству материальных ресурсов, срокам и объемам поставок. Надежность является комплексным показателем, отражающим все стороны процесса закупок материальных ресурсов. Партнерство с надежными поставщиками – это один из главных принципов
в современных микрологистических стратегиях типа JIT («точно в срок»), «Lean production» и других. В отечественной литературе проблеме надежности и качества снабжения всегда уделялось много внимания.

Большое значение при выборе поставщика имеют его возможности или способность удовлетворять определенным требованиям потребителей. Сюда относятся производственные мощности (объемы производимых материальных ресурсов), используемое технологическое оборудование, складская система и дистрибутивная сеть поставщика, наличие возможностей доставки материальных ресурсов в больших количествах, уровень организации и контроля за поставками и т. п. Анализ этих показателей позволяет логистическому менеджменту оценить потенциальные способности удовлетворять намеченной стратегической цели бизнеса и логистической стратегии фирмы. При этом важен не только настоящий уровень, но и возможности к их быстрой адаптации в соответствии с меняющимися параметрами производственного расписания, изменениями в ассортименте и продуктовых атрибутах. Предприятие-производитель может быть не согласно с определенными производственными или дистрибутивными стратегиями поставщика, которые могут вызывать конфликты в будущем. Оценка способности поставщика в будущих партнерских взаимоотношениях должна быть также направлена на потенциальные возможности уменьшения затрат на доставку и управление запасами материальных ресурсов в дистрибутивной сети поставщика.

Следующую сферу параметров оценки поставщика составляют финансовые условия. Главное место здесь занимает цена поставляемых материальных ресурсов. Однако в некоторых случаях на первый план выступают и другие финансовые условия, например, способность поставщика предоставлять рассрочку платежа, поставлять материальные ресурсы в кредит и т. п.

Важную роль играют и ценовые скидки, например,
за многократные заказы материальных ресурсов у одного
и того же поставщика. Следует иметь в виду, что хотя их цена иногда может составлять подавляющую часть стоимости готовой продукции, многие фирмы в современных условиях все же отдают приоритет надежности поставок, качеству материальных ресурсов и сервиса. При выборе поставщика в анализ финансовых условий обязательно должна входить оценка его финансовой устойчивости, производимая с помощью независимого аудитора.

Кроме определенных количественных критериев оценки поставщика существует большая группа качественных показателей, которые играют важную роль в процедуре выбора, но трудно поддаются определению. К таким показателям относятся имидж поставщика, отсутствие негативных сообщений
о нем от партеров по бизнесу или в средствах массовой информации, доброжелательность, способность к контакту и длительным партнерским отношениям и т. п. Негативная оценка хотя бы по одному из таких показателей может вычеркнуть поставщика из списка возможных партнеров. В отборе источников информации следует руководствоваться следующими правилами:

– нельзя ограничиваться одним источником информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации.

– как минимум один из используемых источников должен быть независимым, т. е. не быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации.

Не последнюю роль в выборе поставщика играет его географическое расположение. Важность этого критерия определяется, прежде всего, транспортными расходами на доставку материальных ресурсов. Партнерство с близлежащими поставщиками обеспечивает, как правило, доставку материальных ресурсов с баз промежуточного хранения, лучшие условия для внедрения JIT-подхода, более короткие производственные циклы, большую надежность поставок, лучшие условия для кооперации. Однако следует учитывать, что удаленные поставщики могут обеспечить поставку материальных ресурсов более высокого качества, по более низким ценам, с лучшим сервисом.

Как показывает практика, системе установленных критериев могут соответствовать несколько поставщиков. В этом случае необ­ходимо их ранжировать, опираясь на впечатление от непосредственных контактов с представителями поставщиков, и по формализованному алгоритму выбрать наиболее приемлемого.

На основе оценки нескольких поставщиков или одного
и того же в динамике (за несколько периодов) можно разработать конкретные рекомендации по улучшению качества снабжения. Возможно, руководством будет принято решение
о необходимости замены поставщика.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.