Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная. 1. Радиожурналистика: Учебник / [под ред




Основная

1. Радиожурналистика: Учебник / [под ред. А.А. Шереля]. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 480 с. – С. 182-257

2. Смирнов, В.В. Жанры радиожурналистики: Учебное пособие для вузов / В.В. Смирнов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 288с. – С. 19-49

1. Радио: музыкальное, новостное, общественное... / [под ред. В. А. Сухаревой, А. А. Аллахвердова]. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. – 224 с. – С. 167-175

2. Время работать на радио. Современная радиожурналистика в разных жанрах / [под ред. Е.Н. Филимоновых]. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2002. – 192с. – С. 109-189

 

Раздел 4: Анализ радиостанций по формальным типологическим признакам

Это признаки, которые характеризуют тип издания «с помощью измеряемых параметров, зависящих от типа издания, типоформирующих и вторичных признаков»[13]. Для радиостанций измеряемыми могут быть следующие параметры: объем аудитории (количество слушателей), объем вещания за определенный промежуток времени, например, за сутки, территория вещания.

Тема 16: Классификация радиостанций по признаку «Территория вещания»

Территория вещания радиостанции определяется, исходя из ее целевой направленности, интересов собственника и потребности аудитории, проживающей на данной территории, в радиостанции такого типа. При определении территории вещания радиостанции целый ряд демографических показателей становятся решающими: плотность населения на данной территории, средний возраст жителей, соотношение людей, имеющих высшее образование и не имеющих его, средний уровень дохода населения, основные области профессиональной деятельности и др.

Например, плотность населения Москвы или Московской области и в северных районах страны разная, и поэтому реализация радиостанцией коммерческих задач для северных районов будет связана с охватом более широкой территории, с целью охвата большего количества потенциальных потребителей рекламы. Для реализации коммерческих целей также необходимо знать, насколько развита бизнес-структура в данном регионе, которая обеспечит спрос на рекламу.

Спрос на тот или иной тип радиостанций определяется также количественным показателем потенциальной целевой аудитории на территории вещания. Если планируется вещание на аудиторию, имеющую высшее образование, то процент населения с высшим образованием на территории вещания должен быть достаточно высок.

Еще одним фактором, влияющим на территориальное определение вещания, является структура радиорынка данного региона. Анализ уже вещающих на данной территории радиостанций: занимаемая ими ниша, целевая аудитория, их рейтинг, специфика вещания могут предопределить типологический образ новой радиостанции. М. Козырев, описывая технологию создания коммерческой радиостанции «Наше радио», определил этот момент как «три великих знания: Кто ты? Кто твой конкурент? Кто твой слушатель?»[14]. Далее автор подробно описал технологию поиска своей ниши для радиостанции через оценку уже насыщенного вещанием московского радиорынка и изучение аудитории и ее спроса на этот тип радиостанции.

Возможно, с недостаточной изученностью демографических особенностей регионов связаны и те проблемы, с которыми зачастую сталкиваются московские радиостанции, открывающие региональное вещание. Получая техническую возможность для расширения вещания радиостанции, они заключают договор и налаживают получение сигнала, а спустя какое-то время представительство прекращает свое существование из-за отсутствия ощутимого результата. Как правило, это связано с отсутствием интереса аудитории данного региона к данному типу радиостанций.

Есть и другие примеры, когда московская радиостанция уже прекратила свое существование, а ее представительство еще продолжает вещание. И это результат востребованности данной радиостанции слушателями данного региона. Можно привести и такой пример.

Свое влияние на определение радиостанцией территории вещания оказывает и наличие технической базы, обеспечивающей передачу сигнала: мощность используемого передатчика, возможность спутникового вещания, наличие и доступ к кабельному вещанию, возможность дублировать вещание в сети Интернет и т.д. Доступность для радиостанции того или иного способа передачи сигнала обеспечивает тот или иной охват территории вещанием.

Несомненно, что расширение территории вещания отразится на тех параметрах радиостанций, которые мы выделяем как типологические признаки: формат, содержательно-тематическая направленность и жанровая палитра. Для всероссийского вещания потребуются более жесткие форматные рамки и в тоже время расширение содержательно-тематической направленности вещания и жанрового спектра. Высокая конкуренция на современном радиорынке требует обдуманного и взвешенного определения территории вещания.

По охвату территории вещания градация радиостанций будет следующей.

Локальные радиостанции. Вещание таких радиостанций охватывает небольшую территорию: завод, вуз, школа, микрорайон, село и т.д. В свое время популярными стали уличные радиостанции, относящиеся к этой же группе. Например, уличное «Радио на Покровке» в Нижнем Новгороде или «Арбат радио» в Москве.

На сегодняшний день мы можем наблюдать процесс роста количества студенческих и школьных радиостанций. Связана эта тенденция, прежде всего с ростом технической оснащенности учебных заведений, доступностью вещания в Интернете, снижением стоимости оборудования, позволяющего осуществлять запись и монтаж звука. Развитие этого типа радиостанций связано так же с увеличением количества радиостанций, вещающих в крупных торговых центрах и на больших предприятиях.

Городские радиостанции. Такие радиостанции образуются как в мегаполисах, так и в крупных городах по всей территории страны. Здесь можно выделить и несколько подгрупп: местные радиостанции и радиостанции – представительства центральных и сетевых радиостанций. Местные осуществляют собственное производство радиопередач и имеют 100 процентов собственного вещания. Представительства центральных и сетевых радиостанций обеспечивают прием и вещание передач основной радиостанции на территории города и, чаще всего, имеют определенный процент объема вещания для рекламы и передач собственного производства. Территория вещания ограничивается территорией города и близлежащей территории. Так в Тольятти местной радиостанцией является «Август», а представительствами «ЛАДА FM», «Серебряный дождь», «Юмор FM», «Шансон», «Русское радио» и др.

Региональные радиостанции. Радиостанции, вещающие на территории одного региона, области или федерального округа. При этом вещание, возможно, будет охватывать только крупные города региона, а может и всю территорию. Деление на подгруппы здесь такое же, как и в городских радиостанциях. Местной радиостанцией можно назвать губернское «Радио Самары», представительства – «Европа плюс», «Хит FM».

Всероссийские радиостанции. Это общенациональные радиостанции, вещающие на всей территории страны и сетевые радиостанции, охватывающие вещанием большинство регионов. Общенациональные радиостанции «Радио России», «Маяк». Сетевые «Русское радио», «Европа плюс», «Эхо Москвы», «Авторадио» и др.

Международные радиостанции, имеющие возможность вещания за рубежом посредством спутникового вещания, вещания в Интернете или через сеть передатчиков на границах страны. То есть, территория вещания не ограничивается территорией одной страны. Наиболее крупная из данного типа радиостанций – РГРК «Голос России».

Таким образом, территория вещания, в определенной степени, определяет статус радиостанции в системе радиовещания и влияет на ее типологический облик.

 


Рис.9. Деление радиостанций на группы по типологическому признаку:

«Территория вещания».

 

Тема 17: Классификация радиостанций по признаку «Объем вещания»

Объем вещания принято измерять в количестве часов вещания в течение суток, недели, месяца или года. В работах, исследующих историю радиовещания, этот показатель является одним из основных для определения развития вещания страны в целом и отдельных радиостанций. Использование этого показателя статистикой подчеркивает его важность для оценки деятельности радиостанций.

В определении типа радиостанции показатель объема вещания может определять место в системе радиовещания той или иной радиостанции. Например, для того, чтобы определить место региональной радиостанции, необходимо знать, каков объем ее вещания. Если она имеет 100% самостоятельного вещания, даже если она пользуется брендом другой радиостанции, то это, несомненно, местная радиостанция. Таковой является радиостанция «Самара максимум», использовавшая, согласно договору, название московской радиостанции и соответствует ее формату, но осуществляющая полный объем самостоятельного вещания.

Во времена государственной монополии на радиовещание в стране регулирование объема вещания осуществлялось государственными органами управления, например, Гостелерадиокомитетом. Так, согласно постановлению 1969 года, радиостанции городов, где население не превышало 700 тысяч человек, имели 120 минут в неделю.

Сегодня объем регулируется собственниками радиостанций или договором с головной радиостанцией. Так ВГТРК определяет объем вещания и время выхода в эфир для региональных радиокомпаний, вещающих на первой кнопке проводного радио. Франчайзинговые договоры, как правило, определяют процент регионального вещания в своей программе от общего объема вещания. Такие ограничения влияют на весь облик радиостанции, т.к. исключают возможность расширения содержательно-тематического спектра передач, жанровой палитры, а значит и охвата аудитории. Небольшой объем местного вещания создает ограничения на те жанры, которые требуют наибольшего времени звучания в эфире и те темы, которые требуют неторопливого анализа и раскрытия. На сегодняшний день московские радиостанции все чаще ограничивают своих региональных партнеров только включением местной рекламы, исключая возможность производства каких либо программ, в том числе и новостных.

Проблемой для городских федеральных радиостанций в настоящее время стало и то, что бюджетное финансирование их деятельности недостаточно, поэтому они сталкиваются с необходимостью вести рекламную деятельность и самостоятельно зарабатывать деньги. Но ограниченность объема вещания не позволяет сочетать рекламную деятельность и другие направления вещания, и часто им приходится выбирать приоритеты – информационное или рекламное направление деятельности. Кроме того, время вещания для региональных радиостанций устанавливается не в том промежутке суток, когда радио слушает наибольшее количество аудитории, а значит, оно не является привлекательным для рекламодателя. Поэтому многие городские радиостанции ищут новые каналы для своих трансляций, которые не будут связаны с жестким ограничением объема вещания и позволят иметь больше самостоятельности.

Для коммерческих региональных радиостанций, входящих в сеть, ситуация часто бывает аналогичной. Например, В. Сухарева отмечает: «Многие убеждены, что инициатива центральных, особенно сетевых радиостанций, обусловлена отнюдь не идеями развития и совершенствования, а скорее жаждой стяжательства. Для сетевых радиостанций региональные партнеры – механизм выбивания денег. Это подтверждает и политика в регионах отдельных сетей»[15].

На определение объема вещания может повлиять и специфика избранной цели и целевой аудитории. Например, детская радиостанция, направленная на образовательную деятельность, вряд ли может быть круглосуточной. А автомобильная коммерческая радиостанция при круглосуточном объеме вещания только выиграет, так как целый ряд водительских профессий связан с ночными перевозками.

Увеличение объема вещания зачастую связано с привлечением новых сегментов аудитории. Например, освоение ночного эфира при переходе на круглосуточное вещание позволяет привлечь дополнительный сегмент аудитории. Несмотря на невыгодность ночных передач с экономической точки зрения, поскольку они малопривлекательны для рекламодателя, повышение рейтинга радиостанции в целом за счет ночных слушателей обеспечит более престижное положение радиостанции на рынке.

Условное деление радиостанций по признаку «объем вещания» можно осуществить следующим образом: радиостанции, имеющие объем вещания менее 24 часов в сутки, круглосуточные, более 24 часов в сутки (имеющие дополнительные программы для жителей отдаленных регионов страны).

Тема 18: Классификация радиостанций по признаку «Объем аудитории»

Подсчет количестваслушателей той илииной радиостанции процесс сложный и требующий особых технологий. С этой целью создаются специальные организации, которые постоянно проводят исследования аудитории. Результаты исследований распространяются среди радиостанций, рекламных агентств, и других участников медиабизнеса. Таким образом, объем аудитории – это показатель, отражающийся в рейтингах радиостанций. Однако следует отметить, что объективность данных исследований бывает весьма сомнительна, т.к. зачастую ошибочны исходные данные. Например, население Москвы значительно меньше, чем количество людей способных услышать радио в этом городе, если учесть несколько миллионов приезжих. Однако за исходную цифру берется именно численность зарегистрированных на постоянном месте жительства людей. Соответственно рейтинговые показатели имеют достаточно сильную погрешность.

Следующий момент связан с неоднородностью сравниваемых радиостанций. Например, при подсчете предпочтений радиоаудитории, предполагается, что вся приемная аппаратура, ее возможности приема, равномерно распределены среди респондентов всех возрастов, а это не верно, т.к. у разных слушателей разная радиоаппаратура. Например, пенсионеры реже используют радиоприемники с FM-диапазоном и чаще «трехпрограммники» проводной трансляционной сети. Еще одним моментом является возрастная привычка прослушивания. Те же пенсионеры включая свои кухонные приемники могут слушать радио целый день, а школьники только во второй половине дня после уроков.

На рейтинг влияет и специфика радиостанции, поэтому неправильно сравнивать информационные и музыкальные радиостанции между собой.

Единой базой для сравнения объема аудитории радиостанций, на наш взгляд, может стать изначальное определение типа радиостанции. Тогда будет возможность сравнения их внутри одного типа. Определяющими здесь должны стать типоформирующие признаки.

Объем аудитории как формальный типологический признак, в идеале, должен описывать соотношение потенциальной целевой аудитории, исходя из демографических показателей территории вещания и реальной аудитории слушателей данной радиостанции. Такой подсчет показателя объема аудитории будет более объективным и определяющим для типологизации радиостанций. Очень условно радиостанции по этому типологическому признаку можно разделить на те, которые имеют 100% охвата целевой аудитории, те, которые привлекли к себе более 50% потенциальной целевой аудитории и менее 50%.

Итак, третью группу типологических признаков, которую мы определили как формальные (подчиненные) типологические признаки составили: территория вещания, объем вещания, объем аудитории.

Приведенный набор типологических признаков позволяет сделать типологический анализ системы радиовещания в России в целом или в конкретном регионе, городе. Предложенная схема позволяет провести глубокий анализ существующего разнообразия радиостанций, определить место каждой из них в общей системе. Использование всей совокупности признаков в процессе исследования типологического образа радиостанции, дает возможность отслеживать динамику развития, перемещение в сторону того или иного типа, причины изменения аудиторных показателей, соотношения долей того или иного вида вещания в программной сетке. Такое исследование дает характеристику каждого вида радиостанций, определяет его черты. Кроме того, подробное исследование позволяет выделить наиболее заполненные и вакантные ниши в системе радиовещания, определить перспективы развития того или иного типа радиостанций, спрогнозировать появление нового типа, так как любая система не может быть застывшей, неизменной.

Использование системы типологических признаков также значительно облегчают и оптимизируют процесс создания новых радиостанций. Отталкиваясь от одного из типоформирующих признаков, который стал побудительным фактором для создания радиостанции, определяются и уточняются все остальные признаки этой группы. Далее определяются параметры радиостанции по зависимым, вторичным и формальным признакам. Полученная модель соотносится с уже имеющимися на радиорынке радиостанциями, и определяются пути и методы выживания в конкурентной борьбе. Таким образом, формируется новая радиостанция, место которой в уже сложившейся системе можно определить заранее.

Быстрое развитие негосударственного сектора радиовещания привело к дефициту профессиональных кадров в этой сфере и, как следствие, наспех созданным концепциям вещания, неумелому программированию радиостанций и т.д. Сегодня происходит реконструкция радиостанций этого сектора и попытка исправления сделанных когда-то ошибок. Во многом причина несоответствия первоначальных замыслов и результата кроется в игнорировании вещателями характерных черт для данного типа радиостанции, определяемых типологическими признаками. Сопоставление данных о радиостанции с характеристиками типа позволяет выявить отклонения по тем или иным признакам от существующих моделей.

Классификационный анализ по типологическим признакам дает возможность:

1) глубже проникнуть в структуру каждого типа, дать типологическую характеристику действующих радиостанций с целью выявить компоненты вещания, соответствующие его концепции либо противоречащие ей; использовать эти данные при лицензировании радиостанций;

2) осуществлять анализ радиовещания города, региона, страны с целью выявления наиболее заполненных и пустых секторов, типологического облика действующих радиостанций, причин закрытия одних и появления других;

3) подготовить данные для проектирования новых радиостанций и перспективного построения моделей.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Каким образом территория вещания радиостанции связана с ее целевой установкой?

2. Как изменение территории вещания может отразится на других типологических характеристиках радиостанции?

3. Как осуществляется классификация радиостанций по признаку «территория вещания»?

4. Какие факторы определяют объем вещания радиостанции?

5. Как осуществляется деление радиостанций по признаку «объем вещания»?

6. Почему рейтинг не является точным показателем объема аудитории?

7. Каким образом объем аудитории соотносится с целевой аудиторией в типологической характеристике радиостанции?

8. Что такое типологическая модель СМИ?

9. Как особенности радиовещания должны быть учтены при создании типологической модели радиостанции как вида СМИ?

10. Какие из типологических признаков могут быть побудительным фактором при создании радиостанции?

11. Каковы этапы формирования типологической модели радиостанции?

Литература:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.