Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная ситуация развития, основные новообразования




Особенности психического развития в младенчестве

Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что социальная ситуация психического развития уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым. Ребенок ничего не может без взрослого человека. Жизнь и деятельность ребенка вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого.

Социальная ситуация этого неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и в то же время не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества.

С необходимостью заботы взрослого связан и факт преимущественного развития сенсорики в данном периоде, т.е. органов чувств, а не движений, так как необходимые операции по уходу и обслуживанию берет на себя взрослый, давая возможность тем самым сформироваться органам, по которым проходит наиболее важная для психического развития информация. От развития восприятия в этом возрасте во многом зависят и все другие познавательные процессы, прежде всего мышление.

Однако роль взрослого не сводится только к уходу за ребенком, созданию благоприятных условий для развития психических процессов. Исследования многих психологов (М.И. Лисина, Л.И. Божович, Э.Эриксон и др.) показывают, что в первые месяцы жизни крайне важным для ребенка являются эмоциональный контакт, привязанность и защита, которая исходит от близкого взрослого.

Доказывая, что ведущей деятельностью в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослым М.И. Лисина провела ряд экспериментов, в которых показала, что и познавательное развитие, а не только развитие эмоций и речи связано с общением со взрослыми. Этнопсихологические исследования также продемонстрировали, что дети, имеющие постоянный тактильный контакт с матерью, быстрее развиваются.

При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное для начала младенчества, вскоре уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый вводит ребенка в мир предметов и их свойств, привлекает внимание ребенка к ним, наглядно демонстрирует способы действия, помогает овладеть этими действиями, направляя движения ребенка. Ребенок тянется к предметам, они привлекательны, но получить их можно только с помощью взрослого. Благодаря этому общение приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов. М.И. Лисина назвала его ситуативно-деловым.

Основными новообразованиями младенческого периода являются хватание и ходьба, создающие предпосылки для формирования предметно-манипулятивной деятельности последующего периода развития. Акт хватания – это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. Поэтому, чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась в орган осязания. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои руки, следит за тем, как рука приближается к предмету. С хватанием связано возникновение предметного восприятия. Хватание, направление к предмету стимулируют возникновение сидения – когда ребенок садится перед ним открывается другая плоскость с другими предметами.

К 9 месяцам ребенок становится на ножки, начинает ходить. Ходьба – еще одно новообразование этого возрастного периода, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития, теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму куда захочет.

Другое новообразование – появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов.

Большое значение в совместной деятельности ребенка и взрослого имеет развивающаяся на протяжении младенчества способность подражать действиям взрослого. Действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического развития. Таким образом, уже в младенческом возрасте ярко обнаруживается общая закономерность психического развития, которая состоит в том, что психические процессы и качества складываются у ребенка под решающим влиянием условий жизни, воспитания и обучения.

Для большинства детей, воспитывающихся в семье, социальная ситуация развития в данном периоде выступает как благоприятная, так как взрослые стараются создать все условия для развития младенцев.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.