КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема I. История и предмет экономической теории
(2 занятие) 1. Предмет общей экономической теории и её функции. 2. Экономика как учебная дисциплина. 3. Экономические законы и категории.. 4. Методы исследования экономических процессов.
1) Что изучает экономическая теория? Хотя это покажется очень странным, но на данный вроде бы элементарный вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначною ответа. Вот уже более трёх столетий экономисты-теоретики, расколовшись на различные направления и школы, высказывают противоречащие друг другу взгляды на экономику. Обновлялось даже название самой науки. С развитием экономической теории как науки менялись и взгляды на её предмет и практическую функцию. У представителей первой школы политической экономии – меркантилистов, отражавших интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было национальное богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось с деньгами. Школа физиократов (Ульям Петти и др.) перенесла предмет политической экономии – национальное богатство - из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя физиократы ошибачно считали источником богатства труд только в сельском хозяйстве. Представители английской классической школы политэкономии расширили предмет экономической науки до исследования условий производства, накопления (А.Смит), а также распределения общественного богатства (Д.Рикардо). Предметом исследования марксистской политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу общественной жизни являлись лишь общественные отношения, основу которых состовляли отношения собственности.
Определение: Производственные отношения – это объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Маржиналисты объявили предметом политической экономии поведение индивидов и социальных институтов (фирм, групп людей и т.д.), пути и средства достижения ими своих целей. Практическая функция экономики сводилась при этом к тщательному изучению мотивов поведения субъекта в конкретно-экономической ситуации. Главный практический вывод – обоснование экономической политики фирмы. А.Маршал, который попытался синтезировать основные положения классической политэкономии и маржинализма, определял предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и человеческого поведения в мире производственных отношений. Предметом экономической теории, согласной кейсианской школе, являлось функционирование национальной экономики как единого целого. При этом практическая функция науки виделась в разработке экономической политики государства, основу которой должно было составлять стимулирование совокупного спроса населения и частного предпринимательства. Если говорить о современной экономической мысли, то большинство исследователей признают экономическую теорию универсальной наукой о экономическом поведении человека. Определение: Предметом исследования экономической теории является функционирование экономической системы, закономерностей и факторов экономического развития.
Из предмета экономической теории вытикают её основные функции: позновательная, прогностическая и практическая. Позновательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить экономические явления и их внутреннюю сущность, чтобы выявить закономерности в развитии экономики. Экономическая теория сохраняет научный характер при условии, если опирается на объективные факты: неопровержимую информацию о событиях, статистические материалы и т.п.. Однако экономисты не ограничиваются только признанием объективной действительности и стремяться глубже понять экономику. Для этого они проводят научный анализ и теоретическое обощение реальных фактов. Разрабатываются также экономические модели, которые должны показать внутреннюю взаимосвязь изучаемого явления. А зная тенденции и законы экономического развития, можно лучше предвидеть перспективы хозяйственной деятельности.
Прогностическая функция экономической теории заключается в научном предвидение экономического развития на обозримое будущее. Эта функция нужна для того, чтобы помочь субъектом экономической деятельности заблаговременно учесть последствия намечаемых действий и выбрать наиболее эффективный вариант поведения. Чем сложнее становяться экономические отношения, тем сильнее ощущается потребность в экономическом прогнозирование и планирование. Практическая функция экономической теории состоит в том, чтобы научно обосновать хозяйственную политику экономического субъекта, выявить принципы и способы экономического поведения. Это позволяет определить, какой должна быть нормальная для определённых условий хозяйственная деятельность предприятий и государства. Практическая значимость экономической теории, если воспользоваться известной формулой Огюста Конта, состоит в том, что знание ведёт к предвиденью, а предвиденье – к действию. Курс экономической теории, таким образом, можно представить, как научное руководство к познанию экономической действительности без претензий на монополию истины. 2) Экономическую теорию изучают по ряду причин: 1) она даёт ценные знания нашей среды и поведения; 2) она вырабатывает в демократическом гражданском обществе способность разумно принимать необходимые общенациональные решения; 3) не являясь исключительно узкопрофессиональной дисциплиной, экономическай теория предоставляет ценную информацию для экономической деятельности. Если мы хотим определить собственное место в современной структуре общества, то нам не обойтись без, пускай, самых общих знаний экономической теории. Большинство конкретных проблем повседневной жизни имеют важные экономические аспекты. Элементарные представления в экономической облости позволяют более взвешено подойти к анализу общегосударственных вопросов, способствуют выработки сознательной и продуманной позиции в отношении к пути развития страны.
3) Экономические процессы в обществе обусловлены внутренними, постоянно поворяющимися, существенными, причинно-следственными связями, которые мы называем – экономическими законами. Экономические законы – это законы развития экономики. Поскольку экономические являния носят объективный характер, то и законы их развития – объективны. Экономические законы не зависят от воли и сознания людей, хотя и не отделены от их субъективной деятельности. Объективная сущность экономических законов объединяет их с законами природы, однако они имеют ряд существенных и принципиальных различий: 1) естественные законы – это законы природы, экономические законы – это законы развития общественной жизни, производительной деятельности людей; 2) естественные законы – вечные, экономические носят исторический характер; 3) открытие и применение естественных законов чаще всего опережает те же процессы в экономической науке, которая встречает сильное противодействие со стороны общественной традиции. Экономические законы сами по себе не действуют, экономический процесс автоматически не осуществляется. Для этого необходимы действия людей, а люди действуют в соответствиии со своими потребностями и интересами. Потребности – это объективная нужда людей в чём-либо. Могут быть материальные, духовные, рациональные, иррациональные, абсолютные и действительные потребности в образовании, здравоохранении, одежде и т.д. Экономические интересы – это форма проявления экономических потребностей, выражение хозяйственной выгоды. Многообразие участников экономических отношений ведёт к многообразию экономических интересов. Различают общественные, коллективные, личные интересы, национальные и интернациональные, региональные, групповые, семейные и т.д. Все эти интересы существуют в единстве, но между ними имеются и противоречия. Так, личный интерес в получении наибольших благ может находиться в противоречии с коллективным интересом. Экономическое противоречие – это необходимое динамическое отношение взаимополагающих и взаимоисключающих противоположностей (например, спрос и предложение). Противоречия являются сущностью и источником движения экономических процессов.
Раскрытие сущности отдельных экономических явлений требует формирование определённых логических понятий, которые называются экономические категории и отражают наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества. Такими категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, заработная плата, прибыль и многое другое.
4) Определение: Методы – это совокупность приёмов исследования в науке и воспроизведение их результатов в системе экономических категорий и законов. Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. Одним из таких методов является метод научной абстракции.
Вопросы для повторения: 1. Дайте краткую характеристику экономической теории меркантилизма.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |