Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема I. История и предмет экономической теории




(2 занятие)

1. Предмет общей экономической теории и её функции.

2. Экономика как учебная дисциплина.

3. Экономические законы и категории..

4. Методы исследования экономических процессов.

 

1) Что изучает экономическая теория? Хотя это покажется очень странным, но на данный вроде бы элементарный вопрос о пред­мете науки специалисты не дают однозначною ответа. Вот уже более трёх столетий экономисты-теоретики, расколовшись на различные направления и школы, высказывают противоречащие друг другу взгляды на экономику. Обновлялось даже название самой науки. С развитием экономической теории как науки менялись и взгляды на её предмет и практическую функцию.

У представителей первой школы политической экономии – меркантилистов, отражавших интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было национальное богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось с деньгами.

Школа физиократов (Ульям Петти и др.) перенесла предмет политической экономии – национальное богатство - из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя физиократы ошибачно считали источником богатства труд только в сельском хозяйстве.

Представители английской классической школы политэкономии расширили предмет экономической науки до исследования условий производства, накопления (А.Смит), а также распределения общественного богатства (Д.Рикардо).

Предметом исследования марксистской политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу общественной жизни являлись лишь общественные отношения, основу которых состовляли отношения собственности.

 

Определение:

Производственные отношения – это объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Маржиналисты объявили предметом политической экономии поведение индивидов и социальных институтов (фирм, групп людей и т.д.), пути и средства достижения ими своих целей. Практическая функция экономики сводилась при этом к тщательному изучению мотивов поведения субъекта в конкретно-экономической ситуации. Главный практический вывод – обоснование экономической политики фирмы.

А.Маршал, который попытался синтезировать основные положения классической политэкономии и маржинализма, определял предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и человеческого поведения в мире производственных отношений.

Предметом экономической теории, согласной кейсианской школе, являлось функционирование национальной экономики как единого целого. При этом практическая функция науки виделась в разработке экономической политики государства, основу которой должно было составлять стимулирование совокупного спроса населения и частного предпринимательства.

Если говорить о современной экономической мысли, то большинство исследователей признают экономическую теорию универсальной наукой о экономическом поведении человека.

Определение:

Предметом исследования экономической теории является функционирование экономической системы, закономерностей и факторов экономического развития.

 

Из предмета экономической теории вытикают её основные функции: позновательная, прогностическая и практическая.

Позновательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить экономические явления и их внутреннюю сущность, чтобы выявить закономерности в развитии экономики. Экономическая теория сохраняет научный характер при условии, если опирается на объективные факты: неопровержимую информацию о событиях, статистические материалы и т.п.. Однако экономисты не ограничиваются только признанием объективной действительности и стремяться глубже понять экономику. Для этого они проводят научный анализ и теоретическое обощение реальных фактов. Разрабатываются также экономические модели, которые должны показать внутреннюю взаимосвязь изучаемого явления. А зная тенденции и законы экономического развития, можно лучше предвидеть перспективы хозяйственной деятельности.

Прогностическая функция экономической теории заключается в научном предвидение экономического развития на обозримое будущее. Эта функция нужна для того, чтобы помочь субъектом экономической деятельности заблаговременно учесть последствия намечаемых действий и выбрать наиболее эффективный вариант поведения. Чем сложнее становяться экономические отношения, тем сильнее ощущается потребность в экономическом прогнозирование и планирование.

Практическая функция экономической теории состоит в том, чтобы научно обосновать хозяйственную политику экономического субъекта, выявить принципы и способы экономического поведения. Это позволяет определить, какой должна быть нормальная для определённых условий хозяйственная деятельность предприятий и государства. Практическая значимость экономической теории, если воспользоваться известной формулой Огюста Конта, состоит в том, что знание ведёт к предвиденью, а предвиденье – к действию.

Курс экономической теории, таким образом, можно представить, как научное руководство к познанию экономической действительности без претензий на монополию истины.

2) Экономическую теорию изучают по ряду причин: 1) она даёт ценные знания нашей среды и поведения; 2) она вырабатывает в демократическом гражданском обществе способность разумно принимать необходимые общенациональные решения; 3) не являясь исключительно узкопрофессиональной дисциплиной, экономическай теория предоставляет ценную информацию для экономической деятельности. Если мы хотим определить собственное место в современной структуре общества, то нам не обойтись без, пускай, самых общих знаний экономической теории. Большинство конкретных проблем повседневной жизни имеют важные экономические аспекты. Элементарные представления в экономической облости позволяют более взвешено подойти к анализу общегосударственных вопросов, способствуют выработки сознательной и продуманной позиции в отношении к пути развития страны.

3) Экономические процессы в обществе обусловлены внутренними, постоянно поворяющимися, существенными, причинно-следственными связями, которые мы называем – экономическими законами. Экономические законы – это законы развития экономики.

Поскольку экономические являния носят объективный характер, то и законы их развития – объективны. Экономические законы не зависят от воли и сознания людей, хотя и не отделены от их субъективной деятельности. Объективная сущность экономических законов объединяет их с законами природы, однако они имеют ряд существенных и принципиальных различий: 1) естественные законы – это законы природы, экономические законы – это законы развития общественной жизни, производительной деятельности людей; 2) естественные законы – вечные, экономические носят исторический характер; 3) открытие и применение естественных законов чаще всего опережает те же процессы в экономической науке, которая встречает сильное противодействие со стороны общественной традиции.

Экономические законы сами по себе не действуют, экономический процесс автоматически не осуществляется. Для этого необходимы действия людей, а люди действуют в соответствиии со своими потребностями и интересами. Потребности – это объективная нужда людей в чём-либо. Могут быть материальные, духовные, рациональные, иррациональные, абсолютные и действительные потребности в образовании, здравоохранении, одежде и т.д. Экономические интересы – это форма проявления экономических потребностей, выражение хозяйственной выгоды. Многообразие участников экономических отношений ведёт к многообразию экономических интересов. Различают общественные, коллективные, личные интересы, национальные и интернациональные, региональные, групповые, семейные и т.д. Все эти интересы существуют в единстве, но между ними имеются и противоречия. Так, личный интерес в получении наибольших благ может находиться в противоречии с коллективным интересом. Экономическое противоречие – это необходимое динамическое отношение взаимополагающих и взаимоисключающих противоположностей (например, спрос и предложение). Противоречия являются сущностью и источником движения экономических процессов.

Раскрытие сущности отдельных экономических явлений требует формирование определённых логических понятий, которые называются экономические категории и отражают наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества. Такими категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, заработная плата, прибыль и многое другое.

 

4) Определение:

Методы – это совокупность приёмов исследования в науке и воспроизведение их результатов в системе экономических категорий и законов.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. Одним из таких методов является метод научной абстракции.

 

Вопросы для повторения:

1. Дайте краткую характеристику экономической теории меркантилизма.
2. Покажите отличие экономической теории физиократов от теории меркантилистов.
3. Охарактеризуйте вклад английских ученых У. Петти, А. Смита и Д. Рикадро в создание экономической науки.
4. В чем суть и особенности марксистского направления в экономической теории?
5. В чем отличие экономической теории от других?
6. Что изучает экономическая наука?
7. Покажите отличие предмета исследования марксистской экономической теории от современной буржуазной?
8. Как вы понимаете термин "ограниченные ресурсы"?
9. Раскройте содержание понятия - "Выбор наиболее рациональных путей использования ограниченных природных ресурсов".
10. Что собой представляет научная абстракция как средство познания в экономической теории?
11. Охарактеризуйте современные направления и школы экономической теории: неоклассическое направление, кейнсианское, монетаризм, неолиберализм и др.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.