КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Товар – это специфическое экономическое благо, произведённое для обменаУслуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой служит удовлетворению каких-либо потребностей человека. Тема II. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОК (1 занятие) 1. Сущность и типология рынка. 2. Функции и инфраструктура рынка. 1) Рынок принимает самые различные формы. Бензоколонка, газетный киоск, Нью-Йорская фондовая биржа, аукцион – всё это рынки. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный или международный характер. Некоторые рынки строятся на личном контакте между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными – на них покупатель и продавец не видят или вовсе не знают друг друга. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Ещё в период первобытного общества более или менее регулярный товарный обмен между различными общинами осуществлялся в определённом месте и в определённое время. С развитием ремесла и городов, рыночные отношения расширяются, а за рынками закрепляются определённые места – рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времён, как одно из значений слова. С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег и зарождением товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность. Определение: Рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Обычно разделяют материальные и нематериальные блага; взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные); прямые (товары широкого потребления) и косвенные (товары производственного назначения) и др.. Товар как таковой обладает двумя свойствами: а) потребительской ценностью - способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность и б) меновой стоимостью - пригодностью к обмену. Суть рыночных отношений сводиться к получению прибыли продовцом, с одной стороны, и удовлетворением спроса покупателя, с другой, на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Как покупатель, так и продавец зависят от степени свободы хозяйственной деятельности. Исходя из этого признака рынки можно подразделить на три типа: 1) свободный; 2) нелегальный; 3) регулируемый. Свободный рынок позволяет покупателю свободно выбирать из существующего множества интерисующие его товары и услуги, а продавцу – свободно выбирать наиболее подходящего покупателя. И покпатель, и продавец могут без ограничения выбирать условия торговой сделки. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет (полная независимость). В силу этого в условиях свободного рынка связи строятся только по горизонтали на основе хозяйственного контракта между контрагентами (лат. contrahens – договаривающийся). Рынок такого типа свободен от вмешательства государства. Его ещё называют “дикий”, “блошиный”, “нецивилизованный”. Второй тип рынка – нелегальный – близок по характеру к предыдущему, но существенно различается с ним по объекту товарно-денежного обмена. Нелегальный рынок ведётся с нарушением существующих законов и правил (при отсутствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате рыночных сборов). На нём подпольно торгуют товарами, которые законом запрещено реализовывать (например, наркотики, оружие). Такой рынок называют ещё теневым или чёрным. Первому и второму типу рыночных отношений присуща определяющая черта – стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость. Рынок третьего типа – регулируемый, подчинён определённому порядку, который закреплён в правовых нормах и поддерживается государством. По сфере охвата субъектов рыночных отношений, различают 1) местный (в пределах села, города, региона); 2) национальный (внутренний) и 3) мировой рынки. По объекту торговли выделяют: рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т.п.); рынок средств производства; рынок услуг; рынок труда (для работодателей и наёмных работников); рынок научных и опытно-конструкторских разработок; рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях); рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов приносящих доход); рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчёты с другими государствами); рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интелектуальной деятельности учёных, писателей, художников и др.).. По степени взаимосвязи с внешним миром выделяют октрытые и закрытые рынки.
2) Сущность рынка находит своё выражение в главных его экономических функциях. Интегрирующая функция – состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферы производства и потребления, а также торговцев-посредников и включает их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Регулирующая функция обусловлена воздействием рынка на все сферы экономики. Именно рынок даёт ответы на вопросы: “что производить?”, “для кого производить?”, “как производить?” и обеспечивает согласованность производства и потребления. Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли. Ценообразующая функция – это установление ценностных эквивавлентов для обмена продуктов. Кроме того выделяют посредническую, информационную функции, функцию реализации нтересов рыночных субъектов и др.. Из сущности и функций вытекает и экономическая роль рынка, которая сводится к следующему: 1) выдавать сигнал производителям какие товары и услуги и в каких объёмах следует производить; 2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики; 3) “санитарная” роль рынка, которая сводиться к вымыванию неконкурентноспособных предприятий и свёртыванию устаревших производств. Рынок базируется на совокупности определённых институтов, которые регулируют правила поведения людей и их взаимоотношения.
Определение: Инфраструктура рынка, в узком смысле, – это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок. Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются: 1) биржы (товарные, сырьевые, фондовые, валютные); 2) аукционы и ярмарки; 3) кредитная система и коммерческие банки; 4) эмиссионная система и эмиссионные банки; 5) биржи труда; 6) информационные технологии; 7) налоговая система; 8) система страхования; 9) рекламные агенства; 10) торговые палаты; 11) таможенная система; 12) профсоюзы; 13) комерческо-выставочные комплексы; 14) система экономического образования; 15) аудиторские компании; 16) консалтинговые компании; 17) финансовые фонды; 18) зоны свободного предпринемательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, её элементы не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями. Инфраструктура рынка служит для: 1) облегчения участникам рыночных отношений реализации их интересов; 2) повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации; 3) организационное оформление рыночных отношений; 4) облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
(2 занятие)
3. Рыночная конкуренция. 4. Совершенная и несовершенная конкуренции. Монополия. 5. Спрос. Закон спроса. 6. Предложение. Закон предложения. 7. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. 1) Чтобы глубже изучить рыночную систему, надо выяснить, как взаимодействуют между собой её участники.
Определение: Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных компонентов рынка: предложения, спроса, цены и конкуренции.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |