Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свободная конкуренция имеет ряд характерных признаков




Равновесие совершенного конкурента

Побудительной причиной конкуренции служит комплекс непременных условий свободного развития рынка:

а) основные параметры состояния рынка;

б) полная хозяйственная обособленность каждого владельца товаров определенного вида;

в) зависимость положения продавцов и покупателей от рыночной цены, которая складывается под воздействием массового спроса и предложения (при невозможности для каждого рыночного агента диктовать другим свою цену).

Неизбежным следствием данных условий является опора на собственные силы и рыночное соперничество за место на рыночном пространстве, за экономическое выживание и процветание. Стало быть, конкуренция – экономический закон рынка.

Во-первых, она означает, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.

Во-вторых, каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям.

В-третьих, существует свобода входа и выхода на рынок: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке.

В-четвёртых, участники рыночных сделок никак не участвуют в контроле за рыночными ценами. Объемы производства и предложения со стороны "отдельных" производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна "соглашаться с ценой", принимать ее как заданный параметр.

В-пятых, участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях.

На практике совершенная конкуренция в чистом виде - явление редкое не только в XX в., но и в предыдущие столетия. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру. Например, рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса и предложения.

При рассмотрении поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции мы должны исходить из двух основополагающих предположений:

1) объемы производства отдельной фирмы столь незначительны в сравнении с выпуском всей отрасли и изменяются в таких пределах, что это не оказывает никакого влияния на цену продаваемого ею товара;

2) отрасль, где функционирует рассматриваемая нами фирма, является свободной для входа и выхода. Это означает, что любая фирма, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.

Из первого предположения вытекает, что кривая спроса отдельной фирмы горизонтальна, т. е. спрос на продукцию отдельной фирмы абсолютно эластичен. Такой вид кривой спроса вовсе не означает, что фирма может продавать любое количество товара при данной цене. Абсолютную эластичность спроса надо понимать в том смысле, что в рамках возможного расширения производства фирма не окажет влияния на цену товара.

Поскольку предельный доход (MR) определяется как сумма, полученная от реализации одной дополнительной единицы товара, то можно сделать вывод, что в условиях абсолютно конкурентного рынка MR также равняется цене товара.

Из вышесказанного следует: если поведение отдельной фирмы не оказывает воздействия на цену реализуемого ею товара, то для этой фирмы кривая спроса, кривая среднего дохода и кривая предельного дохода совпадают. Они представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведенную на уровне, соответствующем цепе продаваемого товара. Если в условиях совершенной конкуренции цена равняется предельному доходу, то для максимизирующей свою прибыль фирмы (на основании универсального правила 2) цена должна равняться предельным издержкам.

В условиях совершенной конкуренции, когда фирма не может влиять на цены реализуемого товара, единственной ее возможностью приспособиться к флуктуациям рынка является изменение объема производства. Поскольку в краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным, то благополучие фирмы будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы. На основании универсальных правил 1 и 2 можно сделать вывод, что фирма будет вводить такое количество переменных факторов, чтобы при любом объеме производства уравнять свои предельные издержки с ценой товара, если при этом цена превосходит средние переменные издержки.

Рассмотрим этот вывод на графике (рис. 6.2.1). Кривые спроса, предельного дохода и среднего дохода совпадают и являются горизонтальной линией. РА – цена товара на рынке. Фирма будет расширять производство и вводить дополнительные переменные факторы, пока не достигнет объема выпуска qA единиц, при котором МС = РА (при этом в точке A цена выше AVC). Если цены на рынке производимого фирмой товара и издержки производства остаются неизменными, то максимизирующей свою прибыль фирме не имеет смысла ни уменьшать, ни увеличивать производство. В этом случае считается, что фирма достигла точки равновесия в краткосрочном периоде.

Рис 6.2.1. Равновесие совершенного конкурента

в краткосрочном периоде

Если цена товара будет изменяться, то каждый раз фирма будет так варьировать объем своего производства, чтобы уравнять предельные издержки с ценой товара (которая устанавливается под воздействием рыночного спроса и предложения). Взаимосвязь между условиями рынка (цены на товар) и реакцией фирмы на них (количество выпускаемого и реализуемого товара) определяет рыночная кривая предложения. Для того чтобы построить рыночную кривую предложения (а ею является кривая предложения отрасли, необходимо сначала построить кривую предложения отдельной фирмы, а затем горизонтально просуммировать кривые предложения всех фирм, входящих в отрасль.

Из определения кривой предложения товара следует, что кривая предложения отдельной фирмы должна показывать, какое количество товара фирма готова произвести и предложить на рынке при каждой цене. Как мы уже знаем (правило 1), если цена товара опустится ниже уровня переменных средних издержек, то фирма не предложит на рынке ни одной единицы товара. Для всех же цен Р1, Р2, Р3,... (рис. 6.2.2.) выше уровня AVC1, фирма каждый раз будет производить такое количество товара q1, q2,, q3 …. при котором цена товара равна предельным издержкам.

Следовательно, в условиях совершенно конкурентного рынка кривая предложения отдельной фирмы совпадает с ее кривой предельных издержек, расположенной выше кривой AVC.

Условный пример построения рыночной кривой предложения показан на рис. 6.2.2. Кривая предложения на рис. 6.2.2.а) совпадает с кривой МС1 (выше точки А), а на рис. 6.2.2.б) – с кривой МС2 (выше точки В). Кривая S на рис. 6.2.2.в) – горизонтальная сумма двух этих кривых предложения.

 

 

Рис 6.2.2.. Построение кривой рыночного предложения

конкурентной фирмы

 

Полученную таким образом рыночную (отраслевую) кривую предложения мы можем совместить с рыночной кривой спроса и в точке их пересечения будет равновесная рыночная цена товара. В этой точке рыночное QD равно рыночному QS, поэтому отрасль находится в равновесии (в краткосрочном периоде). В точке равновесия все фирмы выравнивают предельные издержки с ценой товара и ни одна из них не стремится изменить количество произведенной продукции, так как все они максимизируют свою прибыль.

Констатация факта, что в точке равновесия отрасли каждая фирма максимизирует свою прибыль, не дает ответа на важный вопрос – как велика эта прибыль? А ведь в зависимости от этого фирма будет определять свое поведение в краткосрочном периоде. Для наглядного представления о принципах максимизации прибыли и принимаемых фирмой решениях вернемся к нашему условному примеру, приведенному в таблице 6.2.1. Будем считать, что на рынке сначала установилась цена в 35 руб. за единицу продукции, а потом она упала до 20 руб. за единицу продукции, и внесем полученные данные в таблицу.

На основании табл. 6.2.1. построим два графика (рис. 6.2.3.): на рис. 6.2.3.а) приведены кривые суммарных издержек (ТС), суммарных переменных издержек (TVC), а также общего дохода TR1 при цене единицы товара в 35 руб. и TR2 при цене 20 руб. за единицу товара (это прямые линии, так как TR = pq, и p = const). На рис. 6.2.3.б) построены кривые издержек – предельных (AFC), средних переменных (AVC) и средних общих (АТС). Каждый раз, когда суммарный доход превышает общие издержки, фирма получает прибыль, что на рис. 6.2.3.а) соответствует заштрихованной области (кривая TR1 лежит выше ТС).

 

Таблица 6.2.1.

Суммарный доход и издержки производства

Суммарный продукт q Суммарные издержки Предельные издержки Средние издержки Суммарный доход при р=35 р. Суммарный доход при р=20 р.
TFC TVC TC AFC AVC ATC
          - - -    
        16,7 66,7 16,7 83,4    
        10,0 25,9 12,5 37,5    
        10,8 15,9 11,9 27,3    
        19,2 13,2 13,2 26,4    
        27,8 11,8 14,7 26,5    
        50,0 11,1 16,7 27,8    
        250,0 11,0 19,2 30,2    

 

Рассмотрим случай, когда цена единицы товара равна 35 руб. Как мы уже знаем, максимизирующая свою прибыль фирма будет расширять производство, пока предельные издержки МС не сравняются с ценой Р, т. е. до уровня 85 единиц, соответствующего точке А пересечения кривой АТС и кривой рыночного спроса qA (рис. 6.2.3.б). Именно при этом значении выпуска qA на графике 6.2.3.а) кривая ТR, превышает кривую ТС на максимальное расстояние. Поскольку цена товара в точке A превосходит соответствующие средние суммарные издержки фирмы, то фирма получает прибыль, равную площади заштрихованной фигуры. Значит, в ходе хозяйственной деятельности она покрыла все вмененные издержки и имеет экономическую прибыль.

Если цена начнет уменьшаться, то фирма вынуждена будет снижать производство, сокращая количество переменных факторов производства. Когда цена PВ = 25 руб. сравняется с величиной минимальных средних суммарных издержек (точка В), то фирма имеет экономическую прибыль, равную нулю. Она полностью покрывает все вмененные издержки производства и фирма в принципе выработала потенциальные возможности использования капитала. Предприниматель в случае износа капитального оборудования может заменять его другим (такой же производительности).

Падение цены товара ниже точки В будет означать, что фирма не покрывает свои издержки и несет убытки. Например, при цене Рс=20 руб. убытки составят площадь заштрихованной фигуры. Но мы знаем (правило 1), что если цена товара выше средних переменных издержек, то предприниматель в краткосрочном периоде следует продолжать производство (правда, в этом случае точка С скорее будет не точкой максимизации прибыли, а точкой минимизации потерь).

Действительно, в точке С фирма производит 72 единицы продукции и получает от их реализации доход ТR = 72*20= 1440 руб. Общие издержки выпуска qc единиц товара (с учетом того, что при qc средние суммарные издержки АТС равны 26 руб.) ТС=72*26= = 1872 руб. То есть убытки предпринимателя составляют 1872 – 1440 = 432 руб. Однако полное прекращение выпуска принесет ему убытки, равные величине постоянных издержек ТFC=1000 руб. Конечно, убытки свидетельствуют о неблагополучии фирмы, но в краткосрочном периоде предприниматель не должен паниковать, если цена товара падает ниже точки В (напомним, что это возможно из-за уменьшения рыночного спроса), но по мере износа капитального оборудования заменять его новым не надо. Это позволит (но уже в долгосрочном периоде) уменьшить величину капитала, а также переменных ресурсов и сократить на величину АТС.

Наконец, если цена товара упадет ниже точки D минимума кривой средних переменных издержек, фирме надо прекращать производство товара.

 

 

Рис. 6.2.3. Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

 

Для понимания поведения фирмы в долгосрочном периоде, мы должны вспомнить, что в условиях совершенной конкуренции отрасль, где действует фирма, открыта для входа и выхода любой фирмы. Вернемся к только что рассмотренным случаям равновесия в краткосрочном периоде: если для каждой фирмы отрасли х цена товара РА совпадает с их минимальными редкими суммарными издержками (рис. 6.2.4.а), то экономическая прибыль фирм равна нулю.

Как уже отмечалось, в этом случае фирмы полностью покрывают все издержки, в том числе издержки упущенных возможностей капитала. Следовательно, для фирм отрасли х любое альтернативное использование капитала в других отраслях принесет ту же выгоду. Иными словами, у фирм нет побудительных мотивов покидать отрасль х. Но и у фирм иных отраслей нет причин входить в отрасль х, так как выгоды от использования капитала в отрасли х равны получаемой ими выгоде в их отраслях.

Пусть под влиянием уменьшения спроса равновесная цена опустится до уровня Рв (рис. 6.2.4.б) и фирмы отрасли начнут нести убытки. Они покрывают издержки постоянных факторов производства, но упускают выгоду из-за неприменения капитала альтернативным путем (в других отраслях), поскольку доход от используемого ими капитала в отрасли х меньше вмененных издержек капитала. Это побудит некоторые фирмы покидать отрасль х и искать альтернативное применение своих фиксированных факторов производства. С уменьшением числа фирм в отрасли х количество предлагаемых ими товаров начнет уменьшаться при каждой цене, что вызовет снижение рыночного предложения, смещение кривой предложения отрасли х влево и увеличение равновесной цены. Фирмы будут покидать отрасль до тех пор, пока на рынке не установится равновесная цена, равная минимуму средних суммарных издержек для фирм отрасли. Следовательно, убытки фирм отрасли приводят к сокращению числа фирм в ней и росту рыночных цен до тех пор, пока экономическая прибыль оставшихся фирм не станет равной нулю.

Рис 6.2.4. Три случая равновесия конкурентной фирмы

 

Если вследствие конъюнктуры рынка цена товара повысится до уровня pc (рис. 6.2.4.в), то фирмы отрасли начнут получать экономическую прибыль, что будет сигнализировать фирмам других отраслей о возможности использования капитала более выгодным путем и побудит их входить в отрасль х. Но это приведет к увеличению рыночного предложения и падению равновесной цены до такого уровня, когда экономическая прибыль всех фирм в отрасли х не станет равной нулю.

Из вышесказанного мы можем сформулировать два условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде:

1) предельные издержки фирмы должны равняться рыночной цене товара (согласно универсальному правилу 1);

2) фирма должна получать нулевую экономическую прибыль.

Однако существует и третье условие. Добившись равновесия в точке А и максимизировав прибыль и краткосрочном периоде, предприниматель должен понимать, но у него существуют возможности уменьшить издержки производства в тех же qA единиц товара с величины CA до СB. Если он расширит производство и переместится в точку В (начнет срабатывать эффект «экономии на масштабах»). Зафиксировав личину капитала на уровне, соответствующем точке В, фирма в новом краткосрочном периоде добьется равновесия в точке В. Предприниматель будет расширять производство и использовать эффект «экономии на масштабах», пока не достигнет точки К.

Рис. 6.2.5. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

 

Тогда третье условие равновесия фирмы в долгосрочном периоде можно сформулировать так: фирма не в состоянии увеличивать прибыль путем неограниченного расширения производства.

Эти три условия эквивалентны следующим:

- фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних суммарных издержек в краткосрочном периода (SRATC);

- для всех фирм отрасли их предельные издержки производства равняются цене товара;

- фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних издержек в долгосрочном периоде (LRAC).

Когда все фирмы отрасли действуют с минимальными издержками в долгосрочном периоде (т. е. удовлетворяются все три условия равновесия), то считается, что отрасль находится в равновесии. Это означает, что при данном уровне развития технологии и неизменных ценах на экономические ресурсы каждая фирма отрасли полностью исчерпывает внутренние резервы оптимизации производства и минимизирует свои издержки. Если ни уровень технологии, ни цены на факторы производства не изменятся, то любая попытка фирмы увеличить (или уменьшить) объемы производства приведет к убыткам.

Предложим теперь, что в технологии производства товара произошел серьезный прорыв, и это позволило новым фирмам войти в отрасль, используя более совершенное капитальное оборудование. Поскольку цена товара все еще остается на старом уровне, а средние издержки новых фирм меньше, чем у фирм отрасли, то новые фирмы начнут получать экономическую прибыль. Это вызовет приток капитала в отрасль и расширится предложение товара; на рынке установится в конечном итоге новая цена, равная минимальному уровню средних издержек в краткосрочном периоде новых фирм, т. е. ниже прежней цены товара. Поведение фирм отрасли, использующих старое оборудование, будет зависеть от степени понижения цены товара: если она будет выше средних переменных издержек, то фирма должна продолжать производство, но не следует при этом в долгосрочном периоде заменять вышедшее из строя капитальное оборудование таким же устаревшим. Когда цена опустится ниже AVC, то фирма должна прекратить производство.

Серьезные сложности ожидают отрасль в случае понижения по каким-то причинам спроса на производимый фирмами товар. Вызванное этим уменьшение цен может привести к закрытию ряда фирм, другие будут не заинтересованы заменять устаревшее оборудование. При дальнейшем падении цены отрасль в целом может исчезнуть (производство паровозов, патефонов, мотороллеров и т. п.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.