Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Равновесие чистой монополии




Монополия – вид экономической структуры рынка, определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников диктовать свои условия на рынке определенного товара. Монополия (греч monos – один; poleo – продаю) – захват физическим или юридическим лицом части или всего рыночного пространства и установление на нем своего господства.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т. п.

Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Каковы же реальные барьеры, препятствующие вступлению в отрасль?

1. Эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию часто называют "естественной монополией", т. е. отраслью, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея низкие издержки производства, в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.

2. Исключительные права. В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действие таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения.

3. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права.

4. Собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта. Так, "Алюминиум компани оф Америка" является владельцем всех основных источников бокситов. Довольно длительное время канадская компания "ИНКО" контролировала около 90 % известных мировых запасов никеля. Большинство алмазных рудников контролируется южноафриканской компанией "Де Бирс".

Как известно, на рубеже XIX-XX вв. произошла широкомасштабная монополизация рынка. Свободная конкуренция стала исторически соответствовать периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX в. И современных условиях свободное рыночное соперничество стало редким явлением. Так, в западных странах это явление можно наблюдать, например, на рынке ценных бумаг и на рынке, где фермеры продают сельскохозяйственную продукцию.

Но в период становления корпоративного и финансового капитала свободная конкуренция уступила многие свои позиции монополистическим объединениям. Монополизация экономически явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации и централизации промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса.

Монополии можно классифицировать на следующие виды, различающиеся по разным основаниям.

1. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:

А. Объединение предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей, – монополия.

Б. Хозяйственное объединение, скупающее какие-то продукты у всех продавцов, – монопсония. Например, гигантские по своим размерам корпорации пищевой промышленности превращаются в монопсонии по отношению к фермерам, сбывающим им сельскохозяйственную продукцию.

2. С учетом степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:

А. В масштабе одной отрасли рыночной деятельности – чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок всех возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой. В отраслевом масштабе обычно развертывается деятельность чистой монопсонии. В отсутствие каких-либо конкурентов она полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене.

Б. В масштабе национального хозяйства может сформироваться абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).

Аналогично – в общенациональном масштабе – действует абсолютная монопсония.

3. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений:

А. Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся некоторые отрасли и виды производства, в которых из-за особой технологии недопустимо развивать конкуренцию.

Так, в законе «О естественных монополиях» естественной монополией признано состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Такая эффективность выражается в существенном понижении издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства. Причем товары, производимые субъектами естественной монополии, не могу быть заменены в потреблении другими товарами.

Данный закон регулирует деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Б. Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет данные организации от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод.

Искусственная монополия преднамеренно меняет структуру рыночного пространства в своих интересах:

- создает барьеры для вхождения на рынок новых соперников (захватывает источники сырья и энергоносителей, через зависимые банки не выдает кредиты для хозяйственных нужд новым предприятиям и т.п.);

- создает очень высокий (по сравнению с конкурентами) уровень технологии производства;

- применяет более крупный капитал, позволяющий добиться большего эффекта от масштабов производства;

- теснит конкурентов хорошо поставленной рекламой.

4. С точки зрения организационных форм взаимодействия предприятий в сфере производства и обращения необходимо выделить следующие типы их объединения:

А. Картель представляет собой такую форму гласных или негласных договорных отношений между независимыми предприятиями, в соответствии с которыми проводится единая политика цен, осуществляется разделение рынков сбыта, определяются квоты каждого участника соглашения в общем объеме производства, согласовываются условия взаимного обмена патентами, лицензиями и т.п. Следовательно, картельные соглашения предприятий непосредственно определяют рамки рыночного поведения партнеров по соглашению, не затрагивая их производственную деятельность.

Б. Синдикат характеризует собой такую форму объединения предприятий, при которой они сохраняют юридическую самостоятельность в отношении их производственной деятельности, но утрачивают ее в отношении сбыта своей продукции. С целью реализации продукции специализированных предприятий создается общая контора или фирма, которая занимается ее сбытом. Распределение доходов между предприятиями определяется в соответствии с долей каждого из них в общем объеме произведенной и реализованной продукции. Как правило, в синдикаты объединяются предприятия, выпускающие однородную продукцию.

С. Трест предполагает такое объединение предприятий, при котором они утрачивают свою юридическую и экономическую самостоятельность в области как сбыта, так и производства. Сила каждого предприятия в таком объединении определяется пакетом акций, которым владеет каждый из них и в соответствии с которым осуществляется распределение доходов между ними. Особенностью треста является то, что он несет всю полноту ответственности всем своим имуществом за результаты хозяйственной деятельности всех входящих в него предприятий.

Д. Концерн представляет собой такое объединение независимых предприятий, при котором устанавливается в той или иной мере финансовый контроль головной фирмы. Она несет ответственность за хозяйственную деятельность объединенных предприятий в пределах принадлежащих ей пакетов акций каждого из них. В связи с процессом диверсификации производственной и коммерческой деятельности, начиная с 60-х годов текущего столетия, наметились два направления консолидации хозяйственной деятельности предприятий: конгломератизация и диверсифицированная концентрация.

Е. Конгломерат - это многоотраслевое объединение, возникающее в результате интенсивной экспансии головной фирмы в многочисленные, но мало связанные между собой отрасли хозяйственной деятельности. Между входящими в него предприятиями отсутствует технологическое и функциональное единство. Экспансия головной фирмы осуществляется путем скупки контрольных пакетов акций тех или иных предприятий, в связи с чем надо отметить определенный динамизм в смене основного профиля деятельности конгломерата. Хотя нельзя и не признать, что весьма сложно, вернее, невозможно выделить главенствующую отраслевую направленность в деятельности конгломерата.

Основными чертами конгломерата является, во-первых, отсутствие отраслевого ядра; во-вторых, диверсификация конгломерата осуществляется в основном путем поглощения, подчинения уже функционирующих предприятий; в-третьих, в конгломерате ведущую роль играют банки и другие финансово-кредитные учреждения, которые осуществляют поглощение и подчинение предприятий через интенсивную спекулятивную деятельность на биржах, включая выпуск обратимых привилегированных акций и облигаций с последующим их обменом на акции поглощаемых фирм. Можно сказать, что сами конгломераты являются результатом деятельности кредитно-финансовых учреждений, которые имеют тесные взаимосвязи с коммерческими банками, страховыми, биржевыми, инвестиционными компаниями.

Ж. Диверсифицированные концерны представляют собой многоотраслевые корпорации со сложной структурой взаимосвязей относительно независимых предприятий, связанных между собой системой участия, производственной кооперацией, патентно-лицензионными соглашениями, общими научно-исследовательскими и производственно-технологическими программами, единой системой финансирования.

В отличие от конгломератов диверсифицированный концерн сохраняет явно выраженное отраслевое ядро своей деятельности, то есть имеет вполне определенный отраслевой профиль выпускаемой конечной продукции. Поэтому в нем, как правило, объединяются предприятия смежных отраслей, поставляющих необходимые материалы и сырье, комплектующие изделия, узлы, детали, агрегаты, что не исключает возможности открытия принципиально новых направлений деятельности. Однако это базируется на научно-техническом и производственном потенциале корпораций. У диверсифицированного концерна расширение гаммы предлагаемых товаров и услуг происходит, как правило, за счет внутренней, а именно производственной диверсификации путем развертывания подетальной и технологической специализации, организации выпуска новых материалов и изделий.

В диверсифицированном концерне банки или другие финансово-кредитные учреждения играют не ведущую, а вспомогательную роль и в основном осуществляют финансовое обслуживание как собственных предприятий, так и предприятий-поставщиков и покупателей. Поглощение, присоединение предприятий осуществляется напрямую с использованием имеющихся собственных финансовых ресурсов.

З. Система участий. От головной фирмы или материнской компании формируется система участий, в соответствии с которой предприятия могут выступать в разнообразных формах: отделения, дочерние фирмы, филиалы, ассоциированные предприятия. Отделением называется такое предприятие, у которого от 95 до 100% принадлежит материнской компании. Поэтому можно говорить о том, что отделение фактически лишено какой-либо самостоятельности. К дочерним компаниям относятся предприятия с долей участия материнской компании в их капитале, равной 50-95%. Филиалы представляют собой такие предприятия, 25-50% акций которых находятся в руках головной (материнской) компании. Ассоциированные предприятия характеризуются 10-25%-ным участием материнской компании в их капитале.

В результате функционирования системы участия предприятия формируют крупнейшие хозяйственные структуры, характеризующиеся определенной иерархической соподчиненностью. Это позволяет материнской компании держать под финансовым контролем огромное количество предприятий, расположенных на различных уровнях организационно-экономической структурной пирамиды, при незначительном контрольном пакете акций (3-10%) в совокупном корпоративном капитале. Причем в качестве головной компании могут выступать как кредитно-финансовые учреждения, прежде всего банки, так и промышленные компании.

5. С точки зрения законности различают следующие виды монополистических объединений:

А. Легальные монополии, образующиеся на законном основании. К ним можно причислить формы монополизации, как бы защищенные от конкуренции:

а) патентная система. Такая система действует в нашей стране и соответствии с патентным законодательством. Закон устанавливает, что выданный физическим и юридическим лицам патент удостоверяет приоритет автора изобретения, полезной модели, промышленного образца и исключительное право на их использование. Данный закон регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;

б) авторские права. Так, законодательство Российской Федерации об авторском праве устанавливает, что автору (физическому лицу, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства) принадлежит исключительное право на использование его произведения в любой форме и любым способом. Закон регулирует отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещаний (смежные права);

в) товарные знаки. Согласно законодательству Российской Федерации о товарных знаках, владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.

Б. Нелегальные монополии. Монополии, возникающие вне законной области: наркокартели, занимающиеся незаконной продажей наркотиков и оружием.

6. С точки зрения открытости различают следующие виды монополистических объединений:

А. Открытая монополия – фирмы, вышедшие на рынок с новой продукцией. Они не обладают никакой степенью защиты от конкуренции.

Б. Закрытая монополия – защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером могут быть патентная защита или институт авторских прав.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.