Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Продукты труда людей




┌───────┴──────┐

несистемные® системные

┌───────┴──────┐

менее развитые ®более развитые

(искусственные) (естественные)

По Кондакову, не системы, а классификации (систематизации он не признает) делятся на искусственные и произвольные по лежащему в их основе признаку. В первом случае признак бывает не существенным для исследуемого явления, а во втором наоборот - существенный для данного явления признак. [135]. Другими словами, у естественных систем признак систематизации относится к их существенным признакам, а у искусственных нет, хотя и имеет какое-либо практическое значение для исследования. "... Естественная система должна основываться на родственных связях, то есть иметь генеалогическую основу, и поэтому естественная система может быть только одна. Ч. Дарвин выразил эту идею словами: "Всякая истинная классификация есть генеалогическая" [101.1.9].

Менее развитые виды идеальных систем называют искусственными. Искусственные системы образуются на основе отдельных, чаще всего не главных, не функциональных свойств отражаемых объектов. В естественных системах целостность образуется на основе общих главных, внутренних свойств отражаемых объектов действительности.

Определяющий характер естественных систем предполагает построение именно такой системы научной картины мира, что требует специального рассмотрения сущности, строения и схематизма этого вида системности.

Действительная системность основана на принципе единства мира, а поэтому на возможности создания единой системы ее научного отражения. Важным для этого следует считать положение о том, что единая система научного понимания действительности может быть построена из изоморфных ей частных подсистем, иными словами макро- и микроразрезы научного отображения действительности могут быть изоморфными (одинаковыми по структуре).

Естественная системность научной картины мира – во многом еще будущий результат сознательной деятельности. Из нее следует исходить как из рабочей гипотезы для того, чтобы определить пути построения меганауки.

Значение систематизации идеального растет ввиду усложнения действительности. Построение систем можно считать одной из главных задач науки. Во многих науках стремятся к построению систем. Например, "в настоящее время физики заняты поисками общего принципа классификации микрочастиц для того, чтобы на его основе разработать их "периодическую систему" [100.12]. То же самое отмечается в минералогии. Существует 10000 названий минералов, из них 1700 относятся к самостоятельным минералам, остальные же либо являются названиями разностей, либо различным названием одних и тех же минералов. Список минералов ежегодно пополняется 30-40 новыми названиями. Все это порождает необходимость систематики минералов. "Существуют также генетические классификации, в которых учитываются способы образования минералов... Создание генетической классификации дело будущего, но уже сейчас можно говорить о том, что генетический принцип является фундаментом, на котором должна базироваться современная литература..." [155.164].

В науке растет значение систематизации и во все большей мере растет значимость "естественных", генетических или диалектических систем. Названные виды систем начали строить давно. Стремятся к этому и современные ученые.

Успехи систематики довольно значительны, особенно в некоторых науках. Предложены многообразные способы систематизации, которые позволяют в определенной мере упорядочить идеальное. Система химических элементов Менделеева обеспечила значительный прогресс химии, соответственно – система форм жизни биологии.

Оценивая состояние систематизации можно отметить три главных негативных момента подобных работ. Первым недостатком можно считать то, что систематики разных отраслей науки работают обособленно и предлагаемые ими способы почти не имеют ничего общего. В общем, систематизация в разных науках идет различными путями. Вторым недостатком можно считать "недиалектичность" многих способов систематизации, то, что они явно не отражают развития действительности. Диалектика не определяет способы систематизации, оказывается ненужной для систематизации. Т ретьим недостатком можно также считать безрезультатный поиск возможностей схематизации (моделирования, формализации, визуализации) на основе универсальных принципов.

При поисках критериев систематизации следует учитывать степень распространения соответствующих свойств действительности. Всеобщим (универсальным) критерием может быть только теория развития (диалектика). Поэтому и следует направить основные усилия на поиск способа использования диалектики в качестве критерия систематизации и схематического отражения ее.

Выработка способов систематизации в различных науках дает различные результаты, которые надо, в свою очередь, систематизировать. Развитость способов систематизации можно отразить следующей последовательностью:

различные ® унифицированные ® универсальные.

Первые могут иметь некоторую общность, вторые - общее, а третьи представляют всеобщие способы.

Способы

систематизации

┌───────┴──────┐

различные ®общие

┌───────┴──────┐

унифицированные®универсальные

Выработка общих, и тем более универсальных (всеобщих), способов систематизации имеет громадное значение. Успехи систематики зависят не только от прогресса в каждой данной сфере действительности, сколько от общего прогресса построения универсального способа систематизации. Основой этому может быть только диалектика.

Преодоление недостатков систематизации предполагает 1) разработку единого для всех наук универсального способа систематизации, который 2) одновременно показывал бы диалектичность всех сфер действительности.

Универсальный метод не отвергает необходимости всех остальных. Одновременно "универсальность" не может быть абсолютной и показывать все различия объектов действительности. Она позволит создать "скелет" всего идеального, который будет наполнен другими методами науки.

Построение идеальных систем для отражения развития действительности есть систематизация. Систематизация - вид сознательной деятельности и происходит всегда на основе определенных исходных положений и в соответствии с определенными заранее установленными принципами. Адекватность принципов систематизации определяется уровнем развития научного отражения действительности и постоянно растет. Специальное рассмотрение принципов систематизации повышает эффективность данного вида сознательной деятельности.

В качестве принципов систематизации выступают, в конечном счете, все обособляемые положения науки. При этом каждый раз необходимо подчеркивать не все используемые для систематизации положения науки (что невозможно), а основные и мало учитываемые или отрицаемые кем-то положения.

Система научного отражения действительности должна строиться на основе максимума всех представлений. Практически нельзя их все обсудить, а поэтому выделяют основные принципы - их обсуждают, формулируют, уточняют и т.д. Чаще всего, к сожалению, игнорируют фундаментальные, не всегда общие очевидные представления о действительности. Философские категории и законы обычно не используют. Все основные положения философии есть наиболее важные принципы классификации. Они также относительны и предполагают работу по их уточнению.

Помимо философских положений, выступающих в виде принципов систематизации, таковыми является и множество других, из которых здесь упомянем только ряд наиболее важных.

Идеальное постоянно возрастало, переходя на все более развитые стадии. На основе более развитых форм идеального системность отражения материального выше. Систематизация идеального приводит к его дифференциации и интеграции.

Интеграция идеального есть процесс его объединения в единую систему. На стадии превращения идеального в науку и меганауку интеграционная тенденция идеального претерпевает качественное изменение. Необходимость и историческая неизбежность интеграции вызваны целым рядом закономерностей развития действительности и ее идеального отражения.

Потребность интеграции научного отражения действительности (развитие науки, ее использование для обоснования принимаемых решений, обучение наукам) требует четкого осознания многих проблем, которые рассматривают в качестве философского понимания действительности. Одним из таких кардинальных аспектов науки следует считать изучение отражения соотнесений различных объектов действительности в меганауке.

Единство мира составляет общую основу развития монизма идеального его отражения. Единство мира порождает необходимость единства идеального его отражения. Развитие идеального ведет к повышению степени его единства - интеграции. Большие размеры мира и его идеального отражения не позволяют его воспринять в целом вне единой системы.

Рост интеграции идеального происходит посредством его упорядочения. Разным стадиям интеграции соответствуют и свои способы упорядочения. Можно говорить и о том, что интеграция есть высшая форма упорядочения.

Интеграция может происходить только посредством дифференциации отдельных элементов научного отражения действительности.

Систематика объективной действительности отражается теорией. Построение теории означает выявление в соответствующей сфере действительности основной тенденции развития, разбиваемой на ряд стадий (обособленных этапов). В таком случае, начальным будет простейший вариант данного явления, конечным - сложнейший. Между ними располагают промежуточные формы данного явления. Такая последовательность отображает генезис более сложных видов.

Историзм как принцип построения научного отображения и систематизации наук, в частности, является обязательным моментом. Историзм структуры научного состоит в том, что вся система наук на всех уровнях должна отражать генезис мира. Переход к более конкретному рассмотрению более узкой действительности показывает дополнительный аспект развития. На эмпирическом уровне историзм превращается в историческую последовательность, в хронологию.

При построении систем необходимо выделить круг родственных явлений и упорядочить их относительно друг друга на основе их сложности, развитости, типа генезиса.

Рассмотрение множества как системы на основе каждого признака ее элементов имеет определенное практическое и научное значение и не исключает необходимости дополнительных системопостроений этих совокупностей. Любой родовой признак по существу выступает как системообразующий фактор соответствующей совокупности явлений.

Образование двух обособленных множеств означает, что отнесенные к каждой из них объекты различаются тем свойством, на основе которых образованы множества. Если каждое из множеств само представляется большим, то в нем выделяют виды (подсистемы) на основе других дополнительных свойств.

Системное отражение основано на использовании всего положительного накопленного опыта в объяснении того, что представляют знания: родовидовые соотнесения, анализ и синтез, дедукция и индукция и т.п.

Системность отражения означает, что взаимные соотнесения между его элементами построены на основе выделения родовых и видовых свойств. Родовые - более общие, а видовые - более конкретные свойства. Родовые свойства имеют место уже у простых объектов и должны быть изучены при изучении простых объектов. «Род не может существовать до и вне своих видов, один вид происходит из другого вида, а не из рода» [114.334]. Род по-разному проявляется в своих видах - проще и сложнее. Имеются, вероятно, такие простые виды, которые почти ничем не отличаются от рода.

Родовидовые свойства - обобщенное представление специфики какой-то сферы действительности при отнесении к более общей сфере, которая выступает одновременно родовым признаком множества других конкретных явлений данной сферы. В семантике их называют гипонимией.

Системность отражения означает, что знания представляют единство синтеза и анализа. Анализ проводят под определенный синтез, а последний есть результат определенного анализа.

Систематика необходима для научного отражения развивающихся явлений. Она позволяет показать, что развитие идет от простого к сложному, что оно диалектично. Системность позволяет применить общепризнанные методы раскрытия содержания свойств явлений: от общего к частному, восхождение от абстрактного и конкретному, соответствие исторического и логического.

Строение научного отражения действительности на основе естественных систем происходит на "узловых" точках развития, т.е. непрерывный процесс следует представить дискретным. Например, существует 104 элемента и 1700 изотопов - разновидностей атомов элементов. Изотопы показывают, что качественность элемента недискретна, что элементы - центры определенной качественности. Каждый элемент обозначают определенным термином. Химические элементы есть, таким образом, вырванные узловые точки из всей массы изотопов.

Каждая система представляет элемент системы научных знаний. Каждая система не полностью, не завершенно отражает соответствующие аспекты действительности.

Система строится иерархично и структурно. У нее имеются более и менее абстрактные части. Если идти от одной из этих частей, то будет дедуктивное мышление, а если идти от другой, то - индуктивное мышление. В строении системы систем и каждой системы следует выделять оба направления и использовать их одновременно.

Осознание науки на основе изучения многообразной общности всего существующего приводит к познанию ее сущности. Объекты действительности системно отражаются в зависимости от наличия у них определенных свойств. Все однородовые явления объединяют в одну совокупность, которая по отношению к другим явлениям представляет систему, обладающую некоторым единством. Одновременно по отношению к другим явлениям она представляет определенный вид, а совместно с ними образует новый более общий род.

Чем сложнее явление, тем больше у него свойств, и, следовательно, необходимо больше их родовидовых субординаций для раскрытия их всех. Поэтому в отношении более сложных явлений – длиннее "цепочка" родовидовых субординаций. Тем самым более сложные явления предполагают и более сложные гносеологические системы для их раскрытия. С развитием явлений происходит накапливание фундаментальных свойств у более развитых форм.

12.6. Кладистика

Вышеприведенное объяснение системности было разработано в 1970-е годы. В последующем уточнял отдельные его положения. Скорректирую вышеприведенные рассуждения таким образом:

· не следует делить на естественные и искусственные системы [см. в частности, 78.13]. Последние - не системы вообще. Настоящая система «естественна» и отображает генезис, эволюцию и т.п. объекта, т.е. она разработана на основе диалектического мышления;

· системное отображение действительности - есть теория. Конечно, можно ограничить систему только графическими и т.п. элементами, а теорию считать более широким понятием, включающим систему;

· систематика возникает на основе стихийного овладения диалектическим мышлением. Скажем, систематика химических элементов Менделеевым, форм жизни. Переход к сознательному упорядочению делает более вероятным системную трактовку объектов. Скажем, сориты Лейбница можно считать таким результатом. В наше время таким фактом следует считать кладистику. В целом, диалектическое мышление не стало нормой, что и составляет главное препятствие систематике. Поэтому и важна проблема разработки технологии диалектического мышления как средства систематики и теоретической науки. Подробнее это показано в «Самоучителе мышления».

· Кладистика (кладизм) стихийно диалектична. Ее теоретизация позволит превратить ее в универсальный инструмент всех наук. Для этого важно систематизировать все множество инструментов сознательного познания действительности. В частности, прежде всего, принципы, приемы, правила, методы, алгоритмы. Гипотеза представлена кладограммой:

 

Принципы

┌───┴───┐

просто ® приемы

┌─────┴──────┐

просто ® правила (осознанные)

┌───────┴──────┐

отдельные ® множество

┌───────┴──────┐

методы ® алгоритмы

┌───────┴──────┐

просто ® все (методология)

Принципы – то, что надо применять.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.