Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОНТОЛОГИЯ (ФИЛОСОФСКАЯ) 3 страница




Специальные и общие фундаментальные науки образуются на основе различного способа отражения действительности. Фундаментальные науки стали обособляться в качестве выделения всех более или менее связных представлений о явлениях. Специальные фундаментальные науки рассматривают определенные аспекты действительности, имеющиеся на разных уровнях иерархии материального. Например, такое свойство материального, как отражение, рассматривают на всех уровнях материального, в разных науках. Поэтому, вероятно, необходима особая, специальная фундаментальная наука, которая (не отрицая необходимости общего рассмотрения отражения на разных уровнях) специально рассматривает это свойство материального на всех уровнях.

Специальные фундаментальные науки недостаточно развиты ввиду того, что не определено их место в системе науки, не выявлена специфика их предмета.

Основным видом фундаментальных наук являются общие науки, которые выступают более развитыми по сравнению со специальными.

Естествознание и биологические науки представлены двумя основными видами общих фундаментальных наук.

Субординацию разных видов общих наук установить сложнее. Вероятно, их следует далее выделять по видам объектов и степени развитости объектов. В таком случае следует выделить естествознание и обществознание, так как общество более развито, чем дообщественная природа. К естественным наукам следуют отнести все науки, не касающиеся объяснения общества. Естественные науки, вероятно, субординируются на науки о неживой и живой природе. Науки о неживой природе далее можно подразделить по формам движения материи, идя от глубинных микроуровней к макроуровням движения. В свою очередь, науки о жизни также следует субординировать. Элементом общественных наук являются технические.

Рассматривая соотнесение общественных (гуманитарных) и иных наук учитываем степень развитости объекта. Что же касается соотнесения развитости предметов общественных и иных наук, то исходим из равнопорядкового их развития. Они развиты в равной мере. Имеются основания для утверждений о том, что гуманитарные (общественные) науки в отдельных отраслях обогнали технические и естественные науки. Имеются, вероятно, свидетельства и обратного.

К общественным (социальным) наукам в той или иной мере относят науки о технике и медицине. Вероятно, эта последовательность и отражает степень их развитости.

При рассмотрении общественных фундаментальных наук степень их развитости не имеет особого значения. На этом уровне развития научного отражения действительности различие между субординированными науками небольшое, а поэтому условность такой субординации по степени их сложности незначительна.

Система наук показывает основные комплексы наук и их субординацию на основе степени развитости отражаемого их объекта и их собственной развитости. В таком виде воспроизводится как последовательность их исторического возникновения, так и современная их структура.

Здесь эта система изображена в самом общем виде. Общими усилиями “возможно” уточнить используемую для этих целей терминологию, расписать конкретные науки по образованным группам, определить границы каждой из них и т.д.

Систематика меганауки. Множество наук воспринимается неодинаково всеми людьми. Для некоторых людей его вообще не существует. Для других оно является совокупностью небольшого числа обособленных наук. Для третьих множество наук оказывается комплексом (НКМ) каким-то образом интегрированных наук. И это наиболее развитое их восприятие. Будущее множества науки - стать системой наук, что можно назвать меганаукой.

Множество наук

┌──────────┼───────────┐

совокупности ® комплекс ® система

(НКМ) (меганаука)

 

 

 


Идея общего представления систематики наук в форме треугольника встречалась в истории классификации наук, но в иной трактовке. На ее основе Кедров пытался построить систематику наук. В целом, треугольность науки вытекает из законов логики. Систематика понятий при их обобщении ведет к уменьшению их числа по мере этого обобщения. Явственно это проявляется в систематике живых существ, особенно в кладизме. Так 25 иерархических уровней живых существ объясняются на этой основе. Наиболее последовательно эта идея осуществляется в кладограмме. Только ее надо перевернуть на 180 градусов по вертикали для того, чтобы превратить ее в модель Порфирия. При этом в кладограмме хорошо видна асимметричность такого треугольника. Конечно, этот наглядный образ является результатом определенной идеализации строения науки.

Треугольник как наглядный образ меганауки вытекает из функции обобщения и конкретизации, фундаментальных и прикладных наук. Конечно, он не такой “ровный”, это всего лишь идеализированное представление о системе наук. Он, вероятнее всего, асимметричен (он не равносторонний). Левая сторона небольшая, а правая вытянута. И он, скорее всего, прямоугольник.

Б

 

А С

Здесь Б - самое общее понимание действительности - субстанция. И в простом случае она проявляется в А - пустоте (вакууме, а может быть, в поле). Поэтому отрезок АБ минимален. Что же касается самых сложных объектов действительности, например, отношений людей, то длинен путь опосредования между субстанцией и ими - БС; при этом АС - действительность.

Треугольник можно перевернуть на 90 градусов для того, чтобы представить его содержание в плоскости координат Декарта. В таком случае правая сторона - действительность, а левый угол - философская онтология, которая одновременно является самым общим объяснением действительности и объяснением самого простого ее элемента, скажем, пустоты (вакуума).

 

 

С

 

Б А

И главная здесь проблема - определить ее основные сферы. Воспользуемся в частности следующей моделью:

Действительность

┌─────┼─────┐

природа ® жизнь ® общество

┌──────┼───────┐

практика ® политика ® идеология

В свою очередь, в составе идеологии следует выделить весь комплекс ее составляющих, в том числе и науку.

Сис­те­мная ин­те­гра­ция на­ук, призванная отразить на­уч­ную кар­ти­ну ми­ра, пред­по­ла­га­ет ре­ше­ние мно­гих про­блем. От­ме­тим здесь то­ль­ко ряд ас­пек­тов такой интеграции. Вы­де­лим сле­ду­ющие ее «бло­ки». Как и отдельная наука, их система включает в себя методологию, гносеологию и онтологию.

Онтология представляет систему наук (смотри схему на следующей странице). Из них выделим только один ряд, который включает он­то­ло­гию (философскую), био­ло­гию, зоо­ло­гию, ан­тро­по­ло­гию, со­ци­оло­гию, эко­но­ми­че­ские науки.

Фи­ло­софс­кая он­то­ло­гия объ­яс­ня­ет дейс­тви­те­ль­ность во­об­ще. Она име­ет от­но­ше­ние к познанию всех наук, в том числе и эко­но­ми­ки. Тем са­мым она - ис­ход­ная сту­пень их по­зна­ния. И так далее «спускаемся» по уровням меганауки от общего к частному. Например, объяснение экономики биологией дано в шко­ль­ном учеб­ни­ке П. Кемп, А. Армс «Вве­де­ние в био­ло­гию» [129]. Ан­тро­по­ло­гия и со­ци­оло­гия по­ка­зы­ва­ют бо­лее со­де­ржа­те­ль­но эко­но­ми­че­ский ба­зис об­щес­тва. Все это - фун­да­мен­та­ль­ные на­уки, ко­то­рые име­ют де­ло не то­ль­ко с эко­но­ми­кой, хо­тя рас­сма­три­ва­ют и ее в той или иной ме­ре.

При системном подходе к науке ее действительность надо изучать, начиная с самого общего подхода к ней, т.е. отталкиваясь от философии. Поскольку основное содержание философии относится к основанию (метанауке), то здесь имеется в виду философская онтология, т.е. самое общее понимание действительности.

Об­щее

Философская онтология


На­уч­ная Биология
кар­ти­на Зоология

ми­ра Антропология

 


Со­ци­оло­гия

 

Эк. науки

 

 

Част­ное

Эко­но­мика

Об­щество

Жизнь людей

Жизнь животных


Жизнь вообще

Действительность

Первый уровень системы наук о действительности - философская онтология. Эта подсистема наук имеет значение не только для общества, но и для всех сфер мира.

Одна из главных функций философии состоит в выявлении самой общей картины действительности, в формулировке всеобщих законов ее развития. Трактуя философию как отражение всеобщего у всех видов действительности, следует установить порядок внутри философских наук. При таком исходным считаем два положения - признание позитивного значения существующей философии и недостаточность ее в современный период.

У всей действительности имеется всеобщее, которое состоит в том, что оно существует. Поэтому и должна быть одна содержательная наука о сущности действительности (бытия). Такой общепризнанной обособленной науки нет. В печати предлагают в качестве такой онтологию. Необходимо иметь в виду, что онтология часто не просто утверждает бытие и раскрывает его в самом общем виде, а преподносит его полемически. Если абстрагироваться и преодолеть данный характер онтологии, то вполне возможно науку, дающую самое общее понимания действительности, назвать онтологией. Она должна давать самое общее представление о мире и самое главное о всеобщих законах его развития. Можно использовать две науки: "онтология" показывает сущность бытия, а «диалектика» - всеобщие законы его состояния. "Онтология есть учение о наиболее общих (универсальных) законах действительности (как материальной, так и идеальной). Точнее говоря, онтология изучает наиболее общие законы наблюдаемого мира” [214.44].

Нужно ли на самом общем уровне отражения действительности давать самое общее представление о ней в качестве самостоятельного предмета науки? Многие исследователи придерживаются этой идеи. Существование такого самого верхнего уровня системы науки представляется содержательным при пересмотре содержания научной картины мира.

Самая общая наука должна намечать и главные формы проявления бытия, а именно материальное бытие и идеальное. Наметив в общем эти две сферы бытия, онтология не должна их раскрывать, она должна только показать первичность первого и вторичность второго. Специальное раскрытие в самом общем виде этих форм действительности должно быть предметом ее прикладных наук: материализма и "идеализма".

II уровень системы науки. На этом уровне науки следует специально рассматривать содержательно самые общие свойства материального и идеального. Содержательность такого предмета о материальном очевиднее. Здесь должны быть раскрыты пространство, время и т.п. свойства материального. Менее ясно содержание предмета об идеальном. В самом общем виде на этом уровне должно даваться представление об идеальном и его предшественниках, его видах, значении и т.п.

При этом и здесь, и в последующем очень важно постоянно подчеркивать, что имеет значение не только степень фундаментальности наук, но и разные уровни фундаментальности. Начиная со второго абстрактного уровня, значение имеет и последовательность наук на каждом уровне абстрактности. На втором уровне наук существуют всего две науки. Они неравноценны. Поскольку материя первична, а идея вторична, то первой нужно объяснять материю, а затем идею. Это будет отражать и историзм, и структуру действительности (не действительности вообще, а уже при существовании идей).

III уровень системы наук. На нем представление о действительности конкретизируется рядом наук. Материальное подразделяется на два вида: неорганическое и органическое (мертвая и живая материя). Соответственно можно объяснить и самое общее понимание каждой из этих сфер материального.

Здесь нетрудно сделать ошибку. Высказывая мнение о необходимости создания фундаментальной науки о неживой материи, мы исходим из того, что такой науки нет. Физика не претендует на роль такой науки, хотя ранее она выполняла такую роль. Предлагаемая наука должна быть прикладной к более общей науке о материи, но фундаментальной относительно физики и химии. Соответственно, для оценки биологии должна быть создана более общая, чем биология, но менее общая, чем материализм, наука о живой материи.

Сфера идеального принадлежит не только специалистам, посвятившим ей жизнь. Она почти в равной мере принадлежит в своей фундаментальной части всем. Мы не можем быть все психологами, логиками и т.п. Но как только мы начинаем заниматься наукой интересующих нас неидеальных сфер бытия, так сразу же обязаны адекватно познать идеальное, по крайней мере, ее основной раздел - научное отражение людьми действительности. Положительный эффект усилий исследователя может быть соизмерен в той мере, в какой он является специалистом в понимании идеального. Поэтому пусть за нефилософами не признают право высказывать мнения на этот счет, тем не менее, ученые часто это делают. Представители всех наук показывают, как в идеальном можно отразить результаты своих исследований.

На третьем уровне идеальное должно быть конкретизировано двумя видами идеального - субъективного и объективного. Субъективное идеальное - это индивидуальное сознание, а объективное идеальное - это общественное сознание. Объективное идеальное не есть объективное материальное и вторично по отношению к нему. По отношению к индивидуальному сознанию оно выступает в качестве объективного. Поэтому и следует, прежде всего, различать два вида идеального: индивидуальное и общее. Переход от второго к первому обеспечивает педагогика.

Отражаемая сознанием объективность развивается в соответствии с законами диалектики. Субъективное сознание также развивается. Развитие объекта обычно обращает на себя внимание и поэтому часто оказывается в тени развития субъекта. Две системы (и отражающая, и отражаемая) развиваются. Развитие объекта является первичным. Соответственно, каждую из них и следует раскрыть более конкретно обособленными научными предметами.

Таким образом, идя от самого общего к частному, от самого абстрактного к конкретному, следует выделить общее у родственных явлений множеств и оформить это множество в качестве содержания обособленных научных предметов. Чем более конкретен уровень науки, тем больше число наук в ряду. На каждом иерархическом уровне наук следует соотносить прикладные науки.

Итак, содержательная система общих наук: асиметричная, многомерная, иерархическая, пространственная, информационная модель, начинающаяся с самого общего отражения свойств действительности на самом абстрактном уровне и конкретизирующая конечными объемами информации, отражающими свойства более конкретных элементов действительности, вплоть до самых специфичных представлений о частных свойствах отдельных проявлений действительности.

Систематика научных дисциплин имеет самостоятельное значение. В то же время, не следует забывать, что степень разумности систематики научных дисциплин определяет и разумность каждой отдельной дисциплины, ее внутреннего содержания.

Систематика научных дисциплин не может быть единовременным решением. Развитие наук приводит к увеличению их числа, изменению предметов их и т.д. «Вообще каждая наука периодически должна возвращаться к вопросу о предмете своего исследования с целью его уточнения» [5.10].

Синтез научных дисциплин может иметь место только в том случае, если все они построены на основе общих принципов.

Система наук не может быть адекватно схематично изображена в плоскости и пространстве. Однако это не отвергает необходимости плоскостного изображения определенных ее аспектов и элементов.

Один человек не может построить систему, как и не может знать всей системы наук. Речь идет о том, чтобы показать возможности построения системы на основе определенных положений, не строя одному всей системы. В таком случае предложение остается гипотезой. При реализации оно станет научным фактом.

Современное состояние науки еще далеко от ее характеристики в качестве меганауки.

Пропедевтический принцип педагогики определяет учебные дисциплины. Скажем, общеэкономическую науку рассматривают как единство трех наук трижды, например, микроэкономика 0, микроэкономика 1, микроэкономика 2. В этом проявляется пропедевтика экономического образования.

 

2 мегаэкономика

2 макроэкономика

 

2 микроэкономика

1 мегаэкономика

1 макроэкономика

1 микроэкономика

 


0 мегаэкономика

0 макроэкономика

0 микроэкономика

 

Общественные науки. Общественные науки - элемент системы общих наук. При этом система наук об обществе и общественные науки не совпадают. Общество объясняют не только общественные науки, но и все более общие науки.

Науки

┌────────┼───────┐

естественные® биологические ® общественные

(о природе) (о жизни) (об обществе)

Науки об обществе. Самое общее представление о характере общественного развития представлено в онтологии, материализ­ме, диалектике. Законы диалектики отражают и самое общее у об­щества. Самое общее представление о материальном относится также и к обществу. Самое общее представление о живой материи относится также и к обществу. Соответственно и самое общее по­нимание о надорганизменных процессах относится и к обществу. Схематично это можно показать следующим образом:

самый общим уровень - субстанция и ее состояние;

второй уровень - материальный вид бытия;

третий уровень - органический вид материального

бытия;

четвертый уровень - надорганизменный вид

органического материального

бытия;

пятый уровень - частный вид надорганизменного

органического материального бытия.

Каждый из первых четырех уровней объясняет в том числе и общество. Все содержание этих наук относится и к обществу, но и не только к обществу. Их объект шире и чем выше уровень, тем шире объект, но все их содержание должно относиться ко всему частному, в том числе и общественному.

На каждом из этих уровней наук мы рассматриваем и общество, отношения людей как частный случай более общих и сущностных материальных явлений.

На самом общем уровне мы рассматриваем не только общество. Нас интересует еще и то, что это относится и к обществу. То же самое следует сказать и о втором, и о третьем, и о четвертом уровнях.

Сейчас нет всех называемых наук в системе, но отсутствую­щие надо сформировать. На основе современных фундаментальных наук это во многом представляет чисто техническое дело, поскольку основное содержание этих наук имплицитно входит в существующие науки. Это требует "черного" передела наук.

Только на пятом уровне системы общих наук предмет исследования ограничивается обществом в целом, и далее идут общественные науки в собственном смысле слова, т.е. рассматривающие только общество и ничего больше.

Название наук условно. Например, общую теорию социологии можно называть истматом, как это было ранее. В таком случае система социологических наук представляется аналогичной системе всех наук, т.е. в виде треугольника. Ее вершиной является общая теория социологии. Каждое явление рассматривается более содержательно прикладной социологической наукой. В частности, экономический базис общества рассматривается ее подсистемой экономических наук. Последняя, в свою очередь, является сложной системой. Ее общей теорией является политэкономия или общая теория экономики и т.п.

Самое общее понимание общества дается в общей теории социологии (ОТС), и нам представляется, что эта нау­ка должна содержательно сохраняться. Ее совершенствование не предполагает существенного изменения ее содержания. Только надо не "растаскивать" ее, как это иногда предлагают - вывести эстетику, этику и т. п. из нее. Рассматривая общество, ОТС должна коснуться, в общем, всего общественного, в том числе и названных аспектов общественного развития. Но ОТС не исчерпывает и этих аспектов общественного развития (т. е. эстетического, этического и т. д.), а поэтому помимо нее необходимы самостоятельные науки или подсистемы наук для более конкретного рассмотрения разных аспектов общества.

ОТС рассматривает общество в самом общем виде, и поэтому она, безусловно, должна уделить внимание экономическому базису. ОТС должна, в самом общем виде, рассмотреть общественно-экономические формации как последовательные стадии развития общества.

Более конкретно по сравнению с ОТС общество рассматривают не в целом, а по частям, по отдельным ее сферам. В принципе, все то, что ОТС только намечает в виде общего понимания, должно быть рассмотрено более конкретными общественными науками обособленно.

Различная степень сложности рассматриваемых объектов приводит к тому, что подсистемы наук о различных аспектах общества оказываются неодинаковыми по объему. Можно назвать какую-то одну сферу общественного, которая исчерпывается на более конкретном уровне (т. е. на шестом) единственной наукой. С другой стороны, рассмотрение экономики предполагает систему экономических наук для того, чтобы исчерпывающе отразить экономику и сделать теоретичными всевиды представлений об экономике.

На шестом уровне общество рассматривают целым рядом прикладных наук: экономикой, эстетикой, этикой, атеизмом, науковедением и т. п. При этом данные науки определенным образом соотносят на одном уровне.

В основе развития общества лежит развитие МПСО. Социология должна указать этот факт, а экономические науки призваны конкретизировать его. Для отражения МПСО возникла система технических наук. Ее следует образно представить аналогично в виде треугольника. И ее общей теорией может быть наука МПСО, которая сама включает в себя объяснение техники, и соответственно в нее входит общая теория техники [см. 55].

Э кономические науки. Все экономические науки есть общественные науки. Экономические науки представляют подсистему общественных наук, поэтому рассматривать экономические науки можно только на основе осознания всей системы общественных наук. Общественные науки шире экономических наук, которые есть элемент общественных наук.

На этом уровне экономическое, т. е. экономический аспект общественного развития, рассматривает в самом общем виде общая теория экономики (ОТЭ или ФТЭ). ОТЭ не изучает общество в целом, а только экономическую сферу (базис) общества. Ее интересуют не люди, а производители и не отношения людейвообще, а экономические отношения людей.

Она представляет "основание экономической науки" [161. 39.66], служит исходной для всех экономических наук, введением в экономическую науку.

Рассмотрение элементов хозяйственной деятельности ведется в самом общем виде в рамках ОТЭ. Однако ОТЭ не исчерпывает всех экономических знаний, которые представляют большой объем. Она только вводит экономические знания, которые затем конкретизируют подсистемы прикладных экономических наук.

ОТЭ не изучает конкретную деятельность. Тем самым она теряет практическую ценность для людей, не научившихся пользоваться всем научным обоснованием деятельности. Помимо нее существует система конкретных экономических наук, которая имеет практическое значение, т. е. объясняет, как практически делать то или иное действие.

ОТЭ не может исчерпать всех представлений об экономическом, а поэтому она является только исходной, вводной наукой в экономическую действительность, самой фундаментальной экономической наукой.

На более конкретном уровне различные аспекты экономического рассматривают комплексы наук иерархического строения. При этом на более конкретных уровнях происходит перекрещивание экономических наук так, что одно и то же экономическое явление рассматривают в разных науках с разных точек зрения, в разных разрезах. На седьмом уровне экономическое начинают рассматривать подсистемами экономических наук.

Социальный аспект экономической деятельности отражают подсистемой наук. Различные общественно-экономические формации и их частные виды изучаются самостоятельными экономическим дисциплинами.

Территориальный аспект экономической деятельности. В таком случае, рассматривают различные территориальные экономические комплексы: экономику мира в целом, экономику регионов, стран, территорий (например, Поволжский эконо­мический район), экономики областей, районов, отдельных местностей и поселений людей.

Отраслевой аспект экономической деятельности рассматривают подсистемой наук на разных иерархических уровнях - все более подробные экономические комплексы отраслевого типа: например, экономику промышленности - экономику машино­строения - экономику тепловозостроения - экономикуконкретного тепловозостроительного предприятия.

Функциональный аспект экономической деятельности рассмат­ривают подсистемой наук иерархического типа. В таком случае, выделяют отдельные функциональные аспекты экономической дея­тельности: экономику труда в целом, экономику основных фондов и т.п. Каждый из этих аспектов далее конкретизируют по отрас­лям, территориям и т.д. вплоть до предприятий.

Финансовый аспект экономической деятельности рассматривают также подсистемой наук тем же самым способом.

Управленческий аспект экономической деятельности отражают также системой наук иерархического типа. В ней можно выделить ряд подсистем.

Непосредственно к ФТЭ субординируются технические, технологические и экологические науки. ФТЭ рассматривает все эти аспекты также, но только в самом общем виде как элементы, факторы экономической деятель­ности. Конкретное раскрытие этих сфер действительности дается соответственно техническими, технологическими, экологическими науками.

Все кни­ги, в том чис­ле мис­ти­че­ские и ре­ли­ги­оз­ные, так или ина­че, хотя бы частично, объ­яс­ня­ют эко­но­ми­ку. Ху­до­же­ствен­ные про­из­ве­де­ния, также ото­бра­жа­ют ее в той или иной ме­ре. Мно­гие из них объ­ек­ти­вно и со­де­ржате­ль­но рас­кры­ва­ют эко­но­ми­ку, ее про­бле­мы, тен­ден­ции. Со­от­ветс­твен­но, ис­то­ри­че­ские ра­бо­ты уде­ля­ют мно­го вни­ма­ния эко­но­ми­ке, осо­бен­но ис­то­рии эко­но­ми­ки и эко­но­ми­че­ской мыс­ли.

Ото­бра­же­ние эко­но­мики работами

┌─────────┼──────────┐

мис­ти­че­скими ® ис­то­ри­че­скими ®спе­ци­альными

┌──────────┼───────┐

описательными ®умоз­ри­те­ль­ными®тео­ре­ти­ческими

┌──────────┼────────┐

спе­ци­альными® при­клад­ными ® фун­да­мен­та­ль­ными

Эко­но­ми­че­ские на­уки объ­яс­ня­ют эко­но­ми­ку спе­ци­аль­но. Их сис­те­ма со­сто­ит из фун­да­мен­та­ль­ных, при­клад­ных - спе­ци­аль­ных и от­рас­ле­вых наук. Из них ОТЭ - фун­да­мен­та­ль­ная, вы­пол­ня­ющая ин­те­гра­ци­он­ную функ­цию для эко­но­ми­че­ских на­ук. Экономические науки до­во­ль­но раз­ви­ты, и яв­но про­ис­хо­дит пре­вра­ще­ние их в сис­те­му. В то же вре­мя, этот про­цесс, как и лю­бой иной, не­рав­но­ме­рен. На­ука мо­жет стро­ить «до­ма», не по­стро­ив «фун­да­мен­та». Кон­крет­ные на­уки раз­ви­ва­ют­ся по­рой па­рал­ле­ль­но и не­за­ви­си­мо от ФТЭ. И то­ль­ко про­ти­во­ре­чия фун­да­мен­та­ль­ных и при­клад­ных на­ук за­став­ля­ют пред­ста­ви­те­лей и тех, и дру­гих ис­кать пу­ти ин­те­гра­ции по­ни­ма­ния эко­но­ми­ки в ка­че­стве еди­ной тео­рии, сни­мать про­ти­во­ре­чия при трак­тов­ке эко­но­ми­че­ских яв­лений.

Зна­че­ние име­ют и эм­пи­ри­че­ские ра­бо­ты по эко­но­ми­ке. Еще бо­льшее зна­че­ние име­ют те из них, ко­то­рые спе­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ва­ны на по­пыт­ку объ­яс­не­ния эко­но­ми­ки. К со­жа­ле­нию, до­стиг­ну­тая умоз­ри­те­ль­ность эко­но­ми­че­ских ра­бот не под­ни­ма­ет­ся обыч­но до уров­ня тео­рии. Тео­ре­ти­че­ское умоз­ре­ние об эко­но­ми­ке долж­но по­ка­зать вза­имос­вя­зи, за­ко­но­мер­но­сти, тен­ден­ции эко­но­ми­че­ских яв­ле­ний. То­ль­ко тео­ре­ти­че­ское объ­яс­не­ние по­зво­ля­ет адек­ват­но ко­ли­че­ствен­но их вы­ра­зить, ото­бра­зить гра­фи­че­ской мо­де­лью, но это все еще бу­ду­щее эко­но­ми­че­ских на­ук. Про­ти­во­ре­чи­вость, опи­са­те­ль­ность со­вре­мен­ных эко­но­ми­че­ских ра­бот пре­пятс­тву­ют этому.

ФТЭ при­зва­на ин­те­гри­ро­вать сис­те­му эко­но­ми­че­ских на­ук. Для это­го она долж­на пред­ста­вить эко­но­ми­ку в ка­че­стве еди­но­го це­ло­го. Ди­дак­тика требует огра­ни­чения ее содержания объ­яс­не­нием глав­ны­х яв­ле­ни­й эко­но­ми­ки, основ­ны­ми ее тен­ден­ци­ями, за­ко­на­ми, про­ти­во­ре­чи­ями. На осно­ве ОТЭ бо­лее кон­крет­но эко­но­ми­ку от­ра­жа­ют при­клад­ные эко­но­ми­че­ские на­уки: функ­ци­она­ль­ные (фи­нан­сы, ста­ти­сти­ка и т.п.), от­рас­ле­вые (эко­но­ми­ка про­мыш­лен­но­сти, транс­пор­та и т.п.), ре­ги­она­ль­ные. Каж­дая из них, в свою оче­редь, яв­ля­ет­ся слож­ной сис­те­мой. На­при­мер, ОТЭ объ­яс­ня­ет труд. Име­ет­ся и спе­ци­аль­ная на­ука о тру­де - эко­но­ми­ка тру­да. Мо­гут быть и бо­лее кон­крет­ные на­уки о тру­де, о на­ем­ном и, бо­лее кон­крет­но, эко­но­ми­ка по­ден­но­го тру­да, и еще бо­лее кон­крет­но - эко­но­ми­ка по­ден­но­го тру­да детей. ФТЭ не то­ль­ко де­тер­ми­ни­ру­ет при­клад­ные эко­но­ми­че­ские на­уки, но и за­ви­сит от них. Сте­пень ее тео­ре­тич­но­сти от­ра­жа­ет уро­вень тео­ре­ти­за­ции всех эко­но­ми­че­ских на­ук, их сис­те­мность в ка­че­стве эко­но­ми­че­ской кар­ти­ны об­щес­твен­ной жиз­ни. По­это­му представители ОТЭ за­ин­те­ре­со­ва­ны в улучшении ка­че­ства всех эко­но­ми­че­ских наук.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.