Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Резиновое» время




Как правило, кинооператор стремится создать картину окружающего мира с максимальным правдоподобием. Но бывают исключения. Иногда

кинематографисты умышленно

завышают или занижают скорость съемки, и это сразу меняет характер происходивших событий. Экранное время, а значит, и действие, которое происходило во времени и в пространстве, приобретают иные по-казатели по сравнению с теми, кото-рые фиксировала кинокамера. Эф-фект движения ускоряется или за-медляется. Это происходит потому, что кинооператор может совершить «чудо» — изменить течение времени. Только на киноэкране возможно увидеть «растянутое» или «сплю-щенное» время, а также событие, которое развивается от настоящего к прошлому, — для этого достаточно пустить мотор кинокамеры в обрат-ном направлении.

Проекция изображения на экран происходит с частотой 24 кадра в се-кунду. Поэтому если киноопера-

тор вел съемку движущегося объекта со скоростью 48 кадров в секунду, то на экране объект пройдет за секунду лишь половину пути, проделанного в действительности, и скорость движения замедлится вдвое. А если съемка велась со скоростью 12 кадров в секунду, то объект на экране будет двигаться в два раза быстрее, чем это было в жизни (рис. 24),

— А зачем это нужно? — мог спросить пещерный художник. — Никто не поверит в правдивость такого зрелища!

— Правдивость не стоит понимать буквально. Ведь у нас уже шел раз-говор о том, что искусство не копи-рует факты, а вскрывает их суть и дает им авторскую оценку,

— Ну и что же мы вскроем, исказив характер реального движе-ния? — мог спросить предок.

...На берег выкатываются гребни волн. Водяной вал встает во весь рост, закручивает свою вершину, на-двигается на нас и вдруг с грохотом обрушивается на прибрежную гальку и тянет, тянет к нашим ногам длинные пенные языки. Обессилев, они тащат назад мелкие камешки и уходят под основание следующей водяной горы...

— Если кинооператор снял такой кадр, вдвое увеличив скорость дви-жения пленки в камере, что получится на экране? Что увидит зритель?

— По-моему, он увидит, что волны идут вдвое медленнее, чем на самом деле. Только и всего, — мог ответить пещерный художник.

— Да, вдвое медленнее, — под-твердили бы мы. — Но это не все. Ведь человеку свойственно восприни-мать любую информацию эмоцио-

нально, и, увидев такую необычную картину, зритель не будет подсчи-тывать, во сколько раз медленнее ка-тятся волны прибоя, а подумает о вечности природы, о красоте окру-жающего нас мира... И если бы нужно было снять ки-нокадры для иллюстрации отрывка из стихотворения Александра Сер-геевича Пушкина «К морю»: «Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой...» —

то, наверное» следовало бы снять морской прибой именно так, заме-длив движение волн, и это могло бы передать настроение поэта.

А теперь представим себе другой вариант, где движение будет усилено.

...Герой нашего фильма стоит в тя-гостном раздумье (бывают же такие минуты в жизни человека!), а над его головой тянутся тяжелые мрачные тучи. Если такой кадр снять со ско-ростью вдвое меньшей, чем нор-мальная, что получится? *

 

 

— Это вы опять о роли пейзажа? — мог спросить предок.

— Нет. Сейчас дело не в самом пейзаже, а в скорости движения туч.

— Я вас понял, — сказал бы пре-док. — Тучи будут выглядеть не-обычно. Они будут клубиться над ге-роем и угрожать ему, как какие-то живые существа! Кинооператор, из-менив частоту съемки, усилит ощу-щение тревоги, даст понять, что ге-рою грозят какие-то испытания.

С первого взгляда кажется, что из-менение динамических характерис-тик влияет только на внешние пока-затели действия. Но на самом деле это не так. Создавая картину, ~в которой движение выглядит необычно, кинооператор предлагает вглядеться во внутреннюю суть происходящего, задуматься над его значением. Это становится возможным потому, что зритель видит явление, событие или факт в совершенно иной изобразительной трактовке по срав-нению с уже знакомой, много раз ви-денной и понятной. Ощущение «так не бывает» — это своего рода пси-хологический порог, остановившись перед которым зритель должен как то истолковать себе увиденное и при-нять авторскую точку зрения. Хотя может произойти и так, что непод-готовленный зритель не заметит созданный кинооператором образ и увидит в нем только внешнее несо-ответствие привычным ритмическим ориентирам.

Этот прием дает возможность осу-ществить самые разные творческие намерения. Достаточно вспомнить суетливо дергающиеся фигуры трех персонажей сатирических фильмов режиссера Л. Гайдая («Самогонщи-ки» или «Пес Барбос и необычный

кросс»), которые были сняты с за-ниженной частотой кадросмен, и тра-гические сцены из фильма «Комис-сар» (режиссер А. Аскольдов, опера-тор В. Гинзбург), когда человек, сра-женный пулей, падает на землю и зритель видит, как в нереально за-медленном темпе проходят послед-ние секунды человеческой жизни. Факт, растянутый во времени, дает возможность с особой остротой вос-принять его смысл. Такой метод съемки называется «рапид», что в пе-реводе означает «быстрый», «скорый». На экране он дает эффект замедленного действия.

Изменение скорости съемки не всегда имеет цель придать проис-ходящему действию образное значение и усилить его эмоциональную окраску. Так, например, в спортивных фильмах, которые делаются для профессионалов, рапидная съемка дает возможность тренерам анализировать действия спортсмена. Незаменимы такие съемки для научно-технических целей. Специальная киноаппаратура позволяет увидеть в замедленном темпе даже такие процессы, как полет пули, разрушение каких-либо предметов при взрыве и т. п. Но это уже особая область кинематографа, которая касается" только

специалистов.

А в заключение мы рассказали бы пещерному художнику историю об одном неожиданном творческом ре-шении.

Это было давно. Оператор крутил кинокамеру ручкой, как во времена братьев Люмьер. Он снимал колонну актеров, которые изображали ка-торжан, медленно бредущих в дале-кую сибирскую ссылку. Дело было зимой, механизм камеры замерз. За-

густевшая смазка привела к тому, что все было снято с очень малень-кой скоростью. Кинооператор по-боялся признаться в своей халат-ности (а ведь это он должен был по-заботиться, чтобы накануне такой съемки смазка была удалена!), отнес материал в проявку и стал дожи-даться режиссерских упреков... Но произошло неожиданное! Режиссер, увидев материал на экране, пришел в неописуемый восторг! Колонна ка-торжан, вязнущая в глубоком снегу, выглядела совсем не так, как в жизни. Люди, толкаясь, падая, судо-рожно спешили — куда? На каторгу, навстречу дальнейшим страданиям! Снятый кадр приобрел новую, трагическую окраску. Бытовая обы-денность исчезла, странный темп движения впечатлял...

— А что это был за фильм и кто его снимал? — мог спросить нас пещерный художник.

Об этом рассказал студентам ВГИКа один из старейших мастеров русского кинематографа, кино-оператор и режиссер, профессор Юрий Андреевич Желябужский. К сожалению, названия фильма и фамилию оператора мы, студенты, не запомнили...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.