КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции философии 1 страница
Философия выполняет две основные функции: мировоззренческую и методологическую. ■ Мировоззренческая функция философии ориентирована на отражение универсальных свойств и закономерностей бытия и познания. Философия выступает в качестве основы сознательного формирования мировоззрения, как теория, обосновывающая решения мировоззренческих вопросов. В процессе реализации мировоззренческой функции философии у человека складываются концепции бытия, человека, общества. Мировоззренческая функция состоит из комплекса подфункций: онтологической, гносеологической, социально-исторической. ■ Методологическая функция философии нацелена на выработку программы познавательной и практически-преобразовательной деятельности. Философия предоставляет возможность получения нового знания или достижения практических целей посредством разработки общеметодологических принципов и идей, которые конкретизируются в различных сферах деятельности человека - хозяйственной, политической, научной, педагогической и т. д. К методологической функции философии иногда относят в качестве ее подфункции аксиологическую функцию (иногда ее выделяют в особую функцию наряду с мировоззренческой и методологической). Аксиологическая подфункция (от греч. axis — ценность) связана с формированием у человека ценностных установок, идеалов, убеждений и методов их реализации. Следует отметить, что изучение философии имеет огромное значение для процесса становления личности, формирования ее мировоззрения. При этом важно не только рассматривать проблемы философии, но и размышлять над ними, анализировать предлагаемые решения, вырабатывать свою точку зрения на различные варианты решения проблем, выдвигать собственные идеи, догадки и т. д. Реализация этих моментов будет лишь способствовать духовному обогащению личности, развивать интеллект человека, его способность к теоретическому мышлению, а также творческую активность, необходимую человеку в XXI веке.
Таблица 5
1.5. Проблема основного вопроса философии
Постановка проблемы соотношения бытия и сознания обусловлена самим существованием человека как мыслящего и действующего существа. Проблема соотношения бытия и мышления в немецкой философии, например, у Ф. Шеллинга, а затем у Ф. Энгельса получила название «основного вопроса философии». Мировоззренческая проблема «человек — мир» в философии рассматривается как проблема соотношения бытия и сознания. Эта проблема существует в различных формулировках: как отношение духа к природе, мышления к бытию, отношения души и тела, противоположения «Я» и «не-Я», в виде вопроса «создан ли мир духовным началом или существует вечно молодой» и т. д.
Основной вопрос философии (ОВФ) можно сформулировать как вопрос о соотношении двух типов реальности — объективной и субъективной. Основной вопрос философии имеет две стороны: вопрос о первичности мира или сознания и вопрос о познаваемости мира. Как относятся наши мысли об окружающем мире к самому миру, в состоянии ли наше мышление познавать мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире составлять верное отражение действительности? Тот или иной ответ на ОВФ определяет специфику различных философских направлений и школ. При решении первой стороны основного вопроса философии образовались два основных направления в философии — идеализм и материализм. Идеалисты утверждают, что духовные сущности (духовная сущность), субъективная реальность, существуют до появления природы, материального бытия, материалисты же началом (основой) считают природу, материю.
Таблица 6
С точки зрения субъективного идеализма внешний мир, вещи и т. п. существуют благодаря сознанию человека, являются продуктом его деятельности. С точки зрения объективного идеализма внешний мир, вещи и т. п., а также наше сознание существуют благодаря какому-то высшему духовному началу (мировому разуму, мировой Воле, Богу). ▲ Материализм имеет продолжительную историю. Зачатки материалистического учения - ● стихийного материализм а - прослеживаются в даосизме в Древнем Китае, в школе чарвака-локаята в древней Индии, милетской школе в Древней Греции. Позднее формируется другая форма материализма — ● механистический материализм. Развитие эта форма материализма получила в философии Нового времени, однако подходы к нему встречаются в античности (например, атомистическое учение). Представители механистического материализма - Ф. Бэкон (1561–1626 гг.), Т. Гоббс (1588–1679 гг.) — в Англии, Ж. О. де Ламетри (1709–1751 гг.), П. А. Гольбах (1723–1789 гг.) — во Франции и др. – при построении своих концепций опирались на достижения в области естествознания, главным образом в механике, которая длительное время была ведущей областью естествознания. Философы-механицисты абсолютизировали ряд понятий и принципов механики, вследствие чего материальный мир представлялся им в виде сложного и неизменного механизма, в котором все причинно обусловлено и подчиняется необходимости. Выдвигая на первый план механические формы движения, представители этого направления переносили понятия и законы механики в область физики, химии, биологии и т.д. Эта позиция обусловила мировоззренческий кризис в XIX веке в ряде областей естествознания, а новые открытия в естественных науках требовали диалектического осмысления.
Механистические, метафизические материалисты были материалистами только в объяснении природы, но не общества, считая, что в обществе нет механической причинности. Они утверждали, что в нем действуют моральные принципы, что «мнения правят миром». Высшей формой материализма является ● диалектический материализм, в основу которого легли философские, экономические, политические взгляды К. Маркса (1818–1883 гг.) и Ф. Энгельса (1820–1895 гг.). В последующем взгляды основателей диалектического материализма ожидала двойственная судьба: с одной стороны, в течение довольно длительного периода они были «канонизированы» в странах социализма, впоследствии от некоторых их положений (главным образом в социально-философских концепциях) отказались. С другой стороны, на основе диалектического материализма, интенсивно разрабатываются проблемы онтологии, гносеологии, и других разделов философии. Диалектический материализм в социальном аспекте основывается на идеологии и деятельности передовых социальных групп, ориентируется на данные общественных и естественных наук, на мобилизацию сил для прогрессивных изменений в общественной жизни. ▲ Идеализм существует в виде объективного и субъективного. ● Объективный идеализм в качестве исходного начала принимает мировое сознание, мировой разум. Это начало в разных философских учениях называется по-разному: Дух, Брахман, Идея, Воля и т. п. Это идеальное духовное начало порождает мир вещей, предметов, а также человеческое сознание. Поскольку это начало существует вне человеческого сознания, объективно, то эта форма идеализма называется объективным идеализмом. Классическими представителями объективного идеализма в европейской философии являются Платон (428–347 гг.) — в античной, Ф. Аквинский (1225–1274 гг.) — в средневековой, Гегель (1770–1831 гг.) — в философии Нового времени, в индийской философии — ортодоксальные школы (например, веданта). Платон в своем учении различает два мира: мир идей и мир вещей. Все виды вещей имеют свой прообраз в виде соответствующей идеи. Платон вводит в свою философскую систему божество, демиурга, который с помощью мировой души на основе идеи как прообраза создает мир вещей из пассивной, неопределенной материи. Идея сотворения материи была представлена в христианской философии в виде принципа креационизма, утверждающего сотворение мира из ничего. Этого принципа придерживался Фома Аквинский. В немецкой классической философии в учении Гегеля исходным началом утверждалась «Абсолютная идея». ● В субъективном идеализме мир вещей считается зависимым от сознания человека. Представителями субъективного идеализма являются Дж. Беркли (1685–1753 гг.), И. Фихте (1762–1814 гг.) и некоторые другие философы. Дж. Беркли обосновывал относительность воспринимаемых качеств. С его точки зрения, все, что мы знаем о предметах, сводится лишь к ощущениям величины, формы, твердости, цвета, запаха, вкуса и т. д. Поэтому вещь, по Беркли, представляла собой простую совокупность ощущений человека. Отсюда следовал известный тезис Дж. Беркли: «Esse - percipi»— «Существовать — значит быть воспринимаемым». Об объективном же существовании, то есть существовании вне и независимо от восприятия человека, с точки зрения Беркли, вообще говорить нельзя. Таким образом, субъективные идеалисты считают мир существует таковым, каким он представляется. Материализм и идеализм представляют собой монистические философские учения. Однако, кроме монистических, существуют дуалистические учения (например, учение Р. Декарта (1596–1650 гг.), считавшего, что материя и сознание являются субстанциями, независимыми друг от друга В связи со второй стороной основного вопроса философии – вопроса о познаваемости мира – существуют также различные точки зрения. Большинство философов отвечают на этот вопрос утвердительно, однако некоторые все же оспаривают возможность достоверного познания мира, говорят о принципиальных границах человеческого познания. Эта философская позиция получила название агностицизма (от греч. αγνωστος - недоступный познанию). Агностицизм имеет свою историю. В античном агностицизме он существовал в форме скептицизма. Греческие скептики ставили три вопроса: Какова природа вещей? Как должны мы к ним относиться? Что проистечет для нас из этого отношения? На эти вопросы давались следующие ответы: а) поскольку каждому тезису о природе вещей можно противопоставить столь же обоснованный антитезис, то природа вещей нам неизвестна; б) к вещам нужно относиться, безусловно, скептически, воздерживаясь от категорических суждений о них; в) воздержание от суждений ведет за собой невозмутимость и отсутствие страданий, в чем и состоит счастье. В эпоху Возрождения и Нового времени скептицизм М. Э. де Монтеня (1533–1592 гг.) и П. Бейля (1647–1706 гг.) был направлен против догматического отношения к авторитетам, позволял бороться с предрассудками, с устаревшими традициями. Агностицизм Нового времени представлен Д. Юмом (1711–1776 гг.) и И. Кантом (1724–1804 гг.). Юм утверждал, что мы можем только гадать о том, что существует за нашими восприятиями. Особое внимание он обращал на критику привычных представлений о причинности. Кант говорил, что мы знаем то, что является предметом наших чувств, но мы принципиально не можем знать, каковы предметы сами по себе («вещь в себе»). Пытаясь познать «вещи в себе», например, решить вопрос о том, конечен мир или бесконечен, разум впадает в противоречие, антиномию, и вопрос остается в принципе неразрешимым. Тенденция к агностицизму проявляется в ряде направлений современной философии. В экзистенциализме некоторые представители утверждают непознаваемость человеческого существования, предлагая оценивать эту непознаваемость положительно, ибо «познание утяжеляет существование». Агностицизм имеет онтологические основания. Дело в том, что материальные объекты, с точки зрения диалектического материализма, диалектически противоречивы, они представляют собой единство внешнего и внутреннего, явления и сущности. Путь к агностицизму открывает метафизическая интерпретация их соотношения, абсолютизация одной из сторон единства. Таблица 7
Глава 2. История философии 2.1. Восточная философия. Философия Древней Индии
Одной из самых древних в истории мировой цивилизации является индийская культура. Оригинальное, самобытное духовное наследие Индии на протяжении многих веков служило источником вдохновения для многих мыслителей как на Востоке, так и на Западе. В XVIII – XIX вв. Запад «открыл» для себя Индию вновь. Вольтер, Руссо, Шопенгауэр, Ницше, Л.Толстой, А.Швейцер и др. были большими поклонниками индийской культуры, религии, в частности буддизма. В середине 1 тысячелетия до нашей эры, в эпоху активного формирования государств, на основе культуры, религиозных верований местного населения (племен дравида, мунда и др.) и завоевателей (арийских племен) начинают возникать зачатки философского знания, легшие в основу, так называемой, предфилософии Древней Индии. Таблица 8
■ Древнейшим памятником культуры Индии являются Веды - священные книги, в которыхизложены мифологические и религиозные представления, религиозные гимны, сведения о ритуале, социальных отношениях, размышления об устройстве мира, жизни человека и т. д., а также зачатки философской мысли Древней Индии. Некоторые идеи Вед влияние на последующую религиозную и философскую мысль. В Ведах говорится, что есть три сферы Вселенной: небо, земля и воздушное пространство между ними; им соответствуют три группы богов (всего 33 божества). Но в дальнейшем выдвигается мысль о некоем едином духовном начале, Брахмане, стоящем выше богов. Вводится понятие Атман — человеческое сознание, душа. Утверждается, что тело смертно, душа вечна. Душа может переселяться из одной телесной оболочки в другую («странствие души по разным телам» называется «сансара»). Переселение души в то или иное тело зависит от поведения человека до его телесной смерти (закон кармы). Благочестивое поведение в конечном счете может освободить душу от связи с телесностью, наступает «мокша», что в переводе с санскрита означает «освобождение». Философские школы Древней Индии принято подразделять на неортодоксальные (не признающие авторитета Вед) и ортодоксальные (полностью признающие его). Неортодоксальные школы — джайнизм, буддизм, чарвака, локаята; ортодоксальные — веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя. Обратим внимание на главные идеи этих школ. ■ Согласно онтологии джайнизма, существуют пять субстанций: материя, время, пространство, покой, движение. Материя состоит из четырех элементов: земли, воды, огня, воздуха. Кроме того, каждое живое существо имеет душу. Душа привязана к материи некоей тончайшей материальной оболочкой. Задача человека — достигнуть освобождения. Для этого нужно разъединить душу и материю. Путь к этому – правильная вера, правильное познание и правильное поведение. Основным в джайнизме является познание (от обычного к ясновидению и телепатии), необходимость соблюдения пяти обетов, особенно обета непричинения вреда живому - ахимса. ■ Основателем религиозно-философского учения - буддизма - стал, согласно легенде, принц Сиддхартха Гаутама (Будда, 560-483 до н.э.). Согласно буддизму, в этом мире все имеет конец, все преходяще, все изменяется, поэтому нет никакой гарантии достижения чувства спокойствия, удовлетворения, благополучия и, избавления человека от страданий. Согласно закону кармы (закон причинности. Предопределенность судьбы и воздаяние за поступки), душа будет перевоплощаться из тела в тело, в зависимости от выполнения дхармы (закона, норм поведения определенной касты) своей варны (касты). Соблюдение моральных норм в поступках ведут к очищению, к «улучшению» кармы. Однако страдание все равно остается. Буддизм предлагает план личного совершенствования, целью которого является нирвана. В буддизме сосуществуют множество разнообразных концепций, в которых можно выделить некоторые общие идеи. Прежде всего, это - идея «срединного пути». Согласно ей, нужно избегать крайностей (в том числе и аскетизма). Центральным пунктом буддизма является признание «четырехблагородных истин» и «восьмеричного пути». «Благородные истины» гласят : v жизнь в мире полна страданий; v существуют причины страданий - желание обладать невечным, преходящим; v можно прекратить страдания, если найти его причины; v существует путь, ведущий к прекращению страданий – «восьмеричный путь» избавления от страданий. «Восьмеричный путь» включает: правильные взгляды, правильную решимость преобразовать жизнь, правильную речь, правильное поведение и т. д. В итоге наступает нирвана — великое освобождение, особое состояние, в котором происходит угасание страстей, а вместе с ними и страданий. Нирвана освобождает от «цепи перерождений» (сансары). Так буддизм утверждает всеобщий закон причинности, развивает учение о всеобщем изменении, о душе как некоторой последовательности психических состояний и другие. ■ Материалистические тенденции в философии Древней Индии представлены в школах чарвака и локаята (чарвака-локаята). Исходя из того, что единственный надежный источник познания — чувственное восприятие, локаятики отрицали существование богов, переселение души, судьбу и т. п., поскольку все это выходит за пределы восприятия. Душа человека — есть результат особой комбинации материальных элементов, на которые она распадается после смерти человека. Чарваки утверждали, что в жизни человека сочетаются страдания и наслаждения и следует стремиться к максимуму наслаждений, но на основе духовной дисциплины. ■ Самая влиятельная из ортодоксальных школ — санкхья (с санскрита «санкхья» переводится как «совершенное знание»). В онтологии последователи санкхья исходят из того, что «ничего не может возникнуть из того, что не существует». Это означает, что любое следствие существует в причине (в потенциальном виде). У мира в целом есть первооснова - пракрити. Пракрити выступает в двух формах: вьякта (проявленная) и авьякта (непроявленная). Авьякта — это некий принцип материальности, возможность всех вещей; вьякта — это природа, совокупность существующих вещей. В пракрити есть три гуны: саттва (блестящее, освежающее, легкое), раджас (деятельное, стимулирующее), тамас (пассивное и страдательное). В непроявленной материи гуны находятся в равновесии, с его нарушением образуются конкретные явления. Наряду с пракрити, как утверждает санкхья, существует пуруша — чистый дух, сознание как таковое. Эволюция Вселенной начинается с контакта пуруши с пракрити и движется в двух направлениях — психическом (появляются органы чувств, органы действия, ум человека) и физическом (возникает) эфир, воздух, свет и т. д.). В школе санхья рассматривается проблема страдания человека в этом мире. Люди стремятся избегнуть страданий, погружаясь в деятельность, творчество. Однако искусство, ремесло и т. д. приносят лишь временное облегчение. Следует понять, что страдания существуют из-за неведения, из-за отсутствия у людей совершенного знания. Чтобы избежать страдания, надо выяснить, в чем заключается истинное «Я». Обычно «Я» понимается как тело и чувства, ум и интеллект. На самом деле «Я» — это чистое сознание, вечный и бессмертный дух. Когда человек это поймет, то истинное «Я» перестанет подвергаться превратностям тела и души, освободится от страстей, будет спокойно существовать в самом себе. А в мировом процессе, когда пракрити осознает свою истинную природу, эволюция прекратится. Тем самым, санкхья видела путь избавления от страданий в приобретении «совершенного знания». ■ Школа йоги, несмотря на идейную близость к школе санкхья, призывает к ограничению деятельности ума. На это нацелен «восьмеричный путь» йоги, предусматривается воздержание от грехов, дисциплина тела и ума, сосредоточение и т. п. Йога решает проблему «освобождения» на пути отказа от связей с внешним миром, самоуглубления и отказа от обычного мышления. При устранении аффектов мудрец достигает освобождения еще при жизни. ■ В школе вайшешика подчеркивается, что коренной причиной страдания является незнание. Нужно знать характеристики мира, понимать цикличность существования его, судьбу - «адришта», как первоосновы созидания и разрушения. ■ В школе ньяя на первом плане вопросы о познании, его источниках, отличии истинного познания от ложного. Анализируются ошибки в логических рассуждениях, рассматриваются разновидности спора. ■ В школе миманса комментируются и разрабатываются предписания ритуалов, развивается учение о пяти источниках правильного познания. ■ Веданта («веданта» — «завершение Вед») утверждает, что единственная истинная реальность — духовное начало, Брахман, который творит ум и материю. Человек состоит из тела и души, подлинная реальность — душа (Атман) как своего рода проекция Абсолюта (Брахмана) на человеческую личность. Обычно человек способен понять нечто телесное, конечное; душа ошибочно связывает себя с телом. Но есть другая возможность. Поскольку Атман — творение Брахмана, то самопознание приближает человека к познанию Абсолюта. Нужно осознать тезис: «Ты есть То», где «То» — имя Брахмана, а «Ты» — Атман. Когда наступает мистическое слияние Атмана с Брахманом, происходит освобождение.
Таблица 9
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |