Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последствия перенесенных менингитов




В клинике нервных болезней в качестве последствия пе­ренесенных заболеваний описывают микроцефалию и гид­роцефалию, интеллектуальную недостаточность (олигофре­нию), расстройства зрения, слуха, речи, моторики и другие психопатологические расстройства.

Микроцефалия. Микроцефалия является следствием пе­ренесенного внутриутробного менингоэнцефалита или ме­нингита в первые месяцы жизни ребенка. Обычно при мик­роцефалии наблюдаются тяжелые формы олигрофрении. Характерной чертой является малый размер черепа (рис. 51) и мозга, особенно недоразвиты большие полушария. Вес моз-


 

га очень мал: 200—400 г. Со сто­роны физического развития на­блюдается диспластичность те­лосложения, отставание роста от средних возрастных норм. Харак­терна походка — больные ходят, согнувшись вперед. Дети-микро­цефалы подвижны, однако эта подвижность дефектна, здесь мно­го лишних нецелесообразных дви­жений, отсутствует устойчивость. Характерна общая гипотония, раз­болтанность суставов. Со стороны психики отмечается тяжелое сла­боумие, чаще в форме имбецильности или глубокой дебильности. По характеру эти дети веселы и добродушны. Речь обычно недоразвита. Последние годы во вспомогательных школах делают попытки обучать некоторых микроцефалов (с менее выраженной формой умственного недоразвития) в специ­альных классах для имбецилов. У умерших микроцефалов отмечается упрощенный рисунок борозд и извилин. При ги­стологическом исследовании обнаружены неправильное рас­положение клеток в слоях коры, недостаточность их коли­чества, бледность волокон.

Гидроцефалия. Сущность данного заболевания состоит в патологическом увеличении объема мозговой жидкости в мозговых желудочках или в подоболочечных простран­ствах мозга.

Водянка головного мозга чаще возникает после воспа­лительных или токсических процессов, поражающих мозг и его оболочки в период внутриутробного развития или в самом раннем детстве. Наиболее частыми причинами яв­ляются менингит, сифилис. В последнее время подчерки­вается патологическая роль природовых травм. Указанные патологии вызывают раздражение сосудистых сплетений в желудочках мозга, продуцирующих мозговую жидкость, вследствие чего происходит увеличение ее количества. Вме­сте с тем затруднен отток жидкости в связи с закрытием в результате воспаления межжелудочковых сообщений или

 


ликворовсасывающих аппаратов. Таким образом, жидкость скап­ливается в замкнутом простран­стве и, не имея выхода, начина­ет оказывать давление на мозг, который, в свою очередь, переда­ет это давление костям черепа. У маленького ребенка черепные швы еще полностью не подверг­лись окостенению и давление со стороны массы мозга вызывает их расхождение, в связи с чем объем черепа резко увеличивает­ ся (рис. 52). Скопление жидко­сти, нарушение ее нормальной циркуляции оказывают патологическое влияние на дея­тельность мозговых клеток.

Признаки гидроцефалии выражаются в прогрессирую­щем увеличении черепа в своеобразных нейропсихических изменениях.

В нервной системе обычно отмечается ряд патологичес­ких симптомов со стороны черепно-мозговых нервов. Так, может отмечаться снижение остроты зрения и слуха в связи с поражением слухового и зрительного нервов, возможно развитие парезов и параличей. Своеобразны изменения пси­хики. Такие дети хорошо подражают взрослым и произво­дят впечатление очень развитых. У некоторых избирательно развиваются музыкальные или художественные способнос­ти. Своеобразные особенности наблюдаются со стороны речи — особая манера разговаривать, сопровождать свою речь рифмованием, остротами, шутками.

В ряде случаев гидроцефалия нерезко выражена, тогда говорят о гидроцефальном синдроме, который может на­блюдаться не только после перенесенной нейроинфекции, но и вследствие травматического процесса (родовая череп­но-мозговая травма). В этих случаях при обследовании де­тей отмечается некоторое увеличение размеров черепа, раз­витая сосудистая сеть под кожей головы, указывающая на застойные явления в сосудах головного мозга и ликворной системе. В неврологическом статусе выявляется рассеян-

 


ная неврологическая симптоматика в общей и артикуляци­онной моторике. Дети жалуются на головные боли в период учебной нагрузки, головокружения, повышенную утомля­емость и истощаемость. Некоторые дети с явлениями гид­роцефального синдрома становятся неусидчивыми, беспо­койными. Отмечается нестойкость активного внимания, его истощаемость, память приобретает механический характер. Логическое мышление недостаточно, что затрудняет обуче­ние по школьной программе. Некоторые дети после умствен­ной нагрузки становятся вялыми, бездеятельными, что так­же затрудняет обучение. Все дети нуждаются в лечении и специальном обучении в зависимости от выявляемых

трудностей.

Таким образом, мы проследили течение различных по этиологии менингитов, некоторые из них могут сочетаться с поражением вещества мозга, тогда говорят о менингоэнцефалите.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.