Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к современному уроку




Составитель: Л.А. Косолапова

Характерной чертой развития системы образования в настоящий момент является противоречивость.

С одной стороны, разрабатываются образовательные стандарты, что подчёркивает как значимость качественных знаний и умений, так и их одинаковость, единообразие; вводится тестирование, обеспечивающее, по замыслу, равные возможности поступления в вуз всем выпускникам, но ориентирующее учащегося не на системное, а, нередко, на частное знание, не позволяющее учесть и оценить особенности личности (стиль мышления, оригинальность).

С другой стороны, все более привлекательным и неизбежным представляется переход к гуманистической парадигме, которая отдаёт приоритет целостной личности, а не одной из её сторон («ЗУНы») или выполняемых функций (исполнитель).

Современный урок отражает в себе указанные противоречия.

Характеризуя современный модернизированный урок, будем учитывать две аксиомы:

- урок - фрагмент целостного образовательного процесса, сохраняющий все его признаки;

- урок - целостная система, где ни один компонент не может меняться независимо от других.

Что меняется в современном модернизированном уроке в отличие от традиционного?

 В соответствии с первой упомянутой тенденцией развития образования в современном уроке усиливается ориентация на достижение конкретно сформулированного ожидаемого результата.

Таким образом, повышается технологичность урока, что возможно в силу системности урока. В соответствии с ожидаемым результатом можно подобрать адекватное содержание, структуру, методы, формы организации учебной деятельности детей.

Следовательно, учителю необходимо четко определить ожидаемый результат урока в целом; результат каждого этапа, определив при этом основной этап, роль и место остальных этапов урока; продумать, при помощи каких методик будет отслеживаться планируемый результат.

Вместе с тем в соответствии со второй тенденцией развития образования результат сегодня - это не только знания, умения, навыки, а целостная личность, и это определяет следующий подход к модернизации урока.

 

Усиливается внимание к развивающим и воспитательным задачам (результатам) урока.

Их также следует прогнозировать, достигать, измерять в соответствии с тенденцией к повышению технологичности урока.

Свидетельствует ли это о том, что знания как результат становятся вторичными? Нет, большое значение имеют полнота, глубина, прочность знаний, но также – и это важно – личностная значимость знаний.

 

ƒ Для современного урока характерна ориентация на живое, личностно значимое знание учащихся.

В современном образовании большое внимание уделяется тому, чтобы знания научные, теоретические «вырастали» из личного субъективного опыта ученика, были пережиты и в дальнейшем востребованы, применимы в жизни, не были бы «чужими», абстрактными. Более подробно этот вопрос рассматривается в технологии личностно-ориентированного обучения.

 

Современный урок предполагает обеспечение системных, обобщенных знаний способов деятельности.

Знания должны помогать человеку видеть суть вещей, закономерность, а не единичный, возможно, случайный факт. Поэтому в содержании предметного курса учителю важно выделить эти системные знания (ведущие идеи) и помочь учащимся осознать общий подход (теорию), проясняющий все частные случаи (как это делается по технологии развивающего обучения).

Пытаясь совместить два последних подхода к модернизации урока, учитель может почувствовать противоречие: знания учащихся, оставаясь личностными (субъективными), должны одновременно быть обобщенными, системными (теоретическими, объективными). Разрешить данное противоречие позволяет следующий подход.

 

Современный урок опирается на творческую познавательную деятельность учащихся.

Если обучение ориентировано не на запоминание готовых («чужих») знаний, а представляет собой совместный с учителем поиск истины (через затруднение, противоречие, ошибку и поиск причин ошибки), то ученик становится субъектом познавательной деятельности, выстраивает свою, важную для него теорию.

Знания и умения (в их современном восприятии) – важнейший результат обучения, но не ценой здоровья ребёнка. Решение данного противоречия предопределяет следующее направление модернизации урока.

 

На современном модернизированном уроке максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Поэтому в настоящий момент недостаточно выделить условные группы «сильных», «средних» и «слабых» учащихся, опираясь на полноту освоения ими учебной программы, и планировать посильные задания для каждой группы. Сохранению психического и физического здоровья способствуют учёт особенностей восприятия ученика (аудиал, визуал, кинестетик), особенности мышления (аналитик, синтетик) и др.

Упомянутым аспектам уделяется большое внимание в технологии нейро-лингвистического программирования, которая может привести к манипулированию сознанием ребенка, следовательно, несовместима с выбираемой гуманистической парадигмой. Вместе с тем существуют варианты разрешения возникающего противоречия.

Манипулирование личностью исключается, если учитель, изучив индивидуальные особенности детей, предлагает учащимся задание на выбор, планирует в месте с ними предстоящую учебную деятельность, обсуждает с ребёнком наиболее удобные для самого ученика способы получения, запоминания, предъявления информации. В таком случае урок обогащается приёмами, характерными уже для личностно-ориентированного обучения.

‡ Современный урок – это диалог интерактивной формы, динамичность.

Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения. Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».

Современный модернизированный урок – неодинаковый и противоречивый, так как изменения могут происходить путём совершенствования различных элементов педагогической системы в зависимости от субъективных предпочтений учителя. Вероятно, это урок переходного периода. Рассмотренные нами подходы могут способствовать более системной, осмысленной модернизации урока.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.