Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос. Величина спроса




Спрос - это намерение потенциального покупателя (физического лица, предприятия, фирмы, государства) приобрести конкретный товар или услугу в определенном месте, в определенное время и в определенном количестве. Спрос представляет собой один из полюсов столкновения двух хозяйствующих субъектов и рассматривается во взаимодействии с предложением. Это намерение должно совпадать с возможностью покупателя оплатить данный товар. Товары и услуги производятся для тех, кто хочет и может заплатить за них определенную цену.

Очень наглядно это определение спроса иллюстрирует современная ситуация в России. Производство продукции во многих отраслях народного хозяйства страны сокращается не потому, что нет потребности в соответствующих товарах, а потому, что на них нет спроса: потребители не могут оплачивать необходимую им продукцию. Другими словами, спрос определяет количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. Максимальная цена, по которой покупатель согласен купить определенное количество данного товара, называется ценой спроса.

Спрос всегда конкретен, поскольку ориентирован на покупку определенного товара или услуги. В микроэкономическом плане спрос рассматривается по отношению к рынку какого-то конкретного товара на уровне одного лица или группы лиц. С макроэкономической точки зрения спрос охватывает определенную группу товаров в масштабе общества. Поэтому различают индивидуальный и совокупный спрос.

Объем спроса, объединяющего всех потребителей товаров, зависит от многих факторов: от объема спроса на товар; от цены за единицу товара; от цен на другие товары; от денежного дохода потребителей; от вкусов и предпочтений потребителей, а также моды; от ожидания цен; от количества покупателей; от государственных расходов и величины налогов; от степени влияния производителя на рынок.

Спрос обладает объемом или величиной. Под объемом спроса понимают количество товаров или услуг, которое покупатели хотели бы приобрести за определенный период времени. Если население готово заплатить за поставленные товары больше денег чем раньше, то говорят об изменении уровня спроса.

Перечисленные выше факторы воздействуют на величину спроса, как в сторону повышения, так и понижения.

Основное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих факторов снижение цены на товар ведет к соответствующему возрастанию величины спроса на данный товар. И наоборот, при прочих равных условиях повышение цены приводит к соответствующему уменьшению величины спроса. Данную закономерность можно выразить в виде закона спроса: чем больше количество товара, который необходимо продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, или, другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара. В основе этого закона лежат следующие обстоятельства:

здравый смысл и элементарное наблюдение действительности. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Высокая цена отбивает охоту у потребителей покупать товары, а низкая усиливает их желание совершить покупку.

в любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта.

эффект дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении других товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя и у него появляется возможность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.

В реальной жизни действительности на объем спроса оказывают воздействие неценовые факторы. К ним можно отнести следующие: реклама; потребительские вкусы; число покупателей; доход; цены на сопряженные товары (взаимодополняемые и взаимозаменяемые); ожидания.

В результате кривая спроса перемещается влево или вправо:

Кроме этих факторов состояние спроса в той или иной стране определяется уровнем экономического, социального, культурного и политического развития общества, структурой производимого валового национального продукта, размерами национального дохода и характером его распределением, уровнем жизни населения, политикой государства в конкретный период времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.