Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие традиционной казачьей культуры в XVIII – XX вв




План

Тема 4. Донская казачья субкультура в XVIII – начале XX вв.

 

Данная тема посвящена изучению процессов, связанных с изменениями в традиционной казачьей субкультуре и развитием её как составной части российской культуры. Определяются её своеобразные черты, основные традиции, выясняется, в чём проявился её рационализм.

1. Развитие традиционной казачьей культуры в XVIII – XX вв.:

а) образ жизни, бытовая культура и одежда донских казаков;

б) казачьи обычаи, обряды и язык.

2. Трансформация культурных традиций во второй половине XIX – начале XX вв.:

а) развитие народного образования, появление донской интеллигенции;

б) достижения науки, литературы, искусства.

 

ПОНЯТИЯ: транспериферия, донская субкультура, рационализм донской казачьей субкультуры.

 

а) Образ жизни, бытовая культура и одежда донских казаков.

Казачество как социальная общность является исключительным феноменом отечественной и мировой истории и культуры, поскольку в нем одновременно мы наблюдаем бытие и общение людей различных культур. Из каждой культуры казачество в процессе формирования заимствовало элементы, способствовавшие выживанию в специфических условиях пограничного государства. Именно в названном моменте отчетливо видна рациональность донской казачьей субкультуры. Наиболее данная рациональность проявляется в системе казачьего самоуправления, которая являлась для казачества формой свободного решения своей судьбы, судьбы своей культуры. Это способствовало развитию в казачьем самосознании исторической и всеобщей ответственности за будущее донского края и его жителей.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Является ли культура донского казачества частью общерусской культуры? Почему?

Транспериферия – почти автономное административно-территориальное образование, имеющее культурно-исторические, экономические, социально-политические особенности и традиции относительно самостоятельного развития. Транспериферия представляет собой не только исторически сложившуюся часть государства, но и самостоятельную культурную целостность. Однако усиление государственной «машины» центра привело в нашем случае к свертыванию и превращению транспериферии в культурную провинцию.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Культуры, каких народов оказали заметное влияние на развитие культурных традиций донского казачества?

2. Вспомните, как изменилось военно-политическое и общественное устройство Области Войска Донского после потери автономии?

В XVIII в. в Войске Донском произошли значительные перемены в хозяйственных занятиях населения.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Укажите основное занятие населения Дона в XVII в.

2. Как казачество относилось к земледелию?

3. Какие хозяйственные занятия выходили на первый план в качестве средств существования?

XVIII в. – время начала донского земледелия. Распахивать и засевать землю в Войске, прежде всего, стали крестьяне, приходившие на Дон. Хорошее качество донских черноземов и высокая урожайность способствовали тому, что, и часть казаков занялись распашкой земли. Система земледелия и орудия труда были примитивными, а основными культурами – рожь и овес лишь к концу XVIII в. казаки стали сеять пшеницу.

В XIX – начале XX вв. земледелие продолжает оставаться главным в хозяйстве казаков.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Что выращивали казаки в XIX в.?

2. Какими орудиями труда пользовались для обработки земли и сбора урожая?

3. Какова была урожайность донских них в XIX – начале XX вв.?

С петровской эпохи казаки начали заниматься виноградарством и виноделием. Петр I выписал для них из Франции виноградные лозы и мастеров. Виноград выращивался в станицах по правому берегу Дона, на Северском Донце и у Донских устьев.

Большим подспорьем в казачьем хозяйстве являлось садоводство.

Из огородных культур на Дону выращивали арбузы, дыни, огурцы, лук, чеснок, капусту.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. С какого времени на Дону стало развиваться виноградарство?

2. Назовите донские станицы, где преимущественно занимались виноградарством и виноделием.

3. Где в начале XX в. находилась Донская войсковая школа виноделия и виноградарства?

4. В каких районах и станицах Дона преимущественно занимались садоводством?

5. Когда и где на Дону были образованы «войсковые лесничества»?

6. Когда на Дону стало развиваться табаководство? Назовите наиболее крупные табачные фабрики Дона.

Основной отраслью сельского хозяйства в Войске было скотоводство. Помимо лошадей казаки имели в своем хозяйстве крупный рогатый скот, овец, свиней. Особой популярностью пользовались те породы скота, которые не требовали особого ухода и затрат.

К началу XX в. скотоводство потеряло свое былое значение в казачьем хозяйстве. Из промышленного оно превратилось в потребительское.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Какие породы скота разводили казаки в XVIII в.?

2. Какие округа специализировались на производстве и выращивании скота в XIX в.?

3. Охарактеризуйте отличительные качества лошади донской породы.

4. Какие конные табуны считались лучшими на Дону в XIX в.?

5. Когда и где на Дону были учреждены первые скаковые общества?

Продолжали развиваться на Дону промыслы и торговля.

Наиболее старое и распространенной промысловое занятие казаков – рыболовство и переработка рыбы. В основном этим занимались жители станиц в низовьях Дона. Для переработки рыбы сооружались так называемые рыбоспетные заводы. Некоторые из этих предприятий примитивно оборудованных работали круглый год.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Какая рыба ловилась на Дону в XVIII в.?

2. Назовите орудия рыбного лова того времени.

3. Как перерабатывалась рыба?

4. В какие страны вывозилась в XIX в. донская рыбная продукция?

С рыбным промыслом была тесно связана добыча соли.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Где располагались соляные озера?

2. С помощью, каких орудий добывалась донская соль?

В XVIII в. на Дону быстрыми темпами развивалась торговля.Основной формой внутренней торговли являлись ярмарки. Наряду с которыми увеличивалось количество форм постоянной торговли: лавки, гостиные дворы, магазины, склады и т.д. Большую роль в донской торговле стали играть к началу XX в. иностранные фирмы и торговые дома.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Какими предметами торговали на Дону в XVIII – XIX вв.?

2. Назовите основной донской торговый центр XVIII в.

3. Какие крупные ярмарки существовали на Дону в этот период.

4. Когда и по чьей инициативе возникло Общество донских торговых казаков?

5. Укажите крупные торговые центры Дона начала XX в.

Донская промышленность в XVIII в. являлась малоразвитой. Существовавшие к концу этого века донские предприятия назывались «заводиками», но занимались они в основном переработкой животноводческой, сельскохозяйственной продукции и полезных ископаемых.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Какие заводы и предприятия действовали на Дону в XVIII в.?

Временем бурного развития донской промышленности стал XIX в..

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Когда на Дону началась добыча каменного угля?

2. Где появился первый чугуноплавильный завод?

3. Когда и между какими населенными пунктами была проложена первая на Дону железная дорога? Укажите ее значение.

4. Как было развито судоходство?

Изменение образа жизни постепенно изменяло повседневную жизнь казачества, его культуру.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Какие изменения произошли в бытовой культуре казаков?

2. Что такое «станица», «зимовище», «юрт»?

Ко второй половине XIX в. складывается облик селений Дона – станиц, хуторов, слобод. Наиболее распространенными населенными пунктами являлись станицы (чаще до 500 дворов). В станице была главная площадь (майдан) с церковью и общественными постройками (административными и торговыми). Разбивка на кварталы носила регулярный характер: улицы и переулки располагались под прямым углом. Хозяйственные постройки обустраивались ниже по течению реки и назывались «базками», «рынками».

Хутора – сравнительно небольшие поселения до 100 дворов, удаленные от станицы и дорог. Первоначально они застраивались хаотично, но затем их планировка становится регулярной – чаще линейной или прямоугольной. В хуторах в последней трети XIX в. стали строить церкви.

Крестьянские поселения – слободы – создавались под надзором казачьих старшин и были весьма сходны с казачьими хуторами.

Усадьба казака может быть названа открытой, т.к. изгородь из плетней и невысоких «стенок», сложенных из местного камня (ракушечника, песчаника) без раствора («на сухую»), имела значение скорее межи, нежели защиты. В передней части размещался цветник, часть фруктового сада, сюда же выходил фасад куреня с парадным крыльцом, верандой и галереей. Хозяйственная часть с летней кухней или печкой – «грубкой», сараями располагалась позади куреня; за ней, в третьей части – сад и виноградник.

К началу XVIII в. самым распространенным в низовьях Дона становится двухэтажный дом – курень с четырехскатной крышей, крытый камышом, квадратный в плане. Первый этаж – подклет строили из камня и использовали для хозяйственных нужд. Второй – из деревянных пластин, которые затем окрашивали в зеленый, синий, желтый цвета или обмазывали глиной. Второй этаж снабжался галдареей – вид крытой веранды, куда вела внешняя лестница с парадным резным крыльцом с навесом наверху. По периметру дома выше подклета делался деревянный балкончик – балясник, служивший для открытия и закрытия ставен.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Что такое галдарея, балясник?

В середине XVIII в. казачья знать начала строить жилища из кирпича, которые сохраняли характерные черты куреня, но ставни и двери из тонких досок, кованые решетки на окнах, необычайно толстые стены придавали дому своеобразный вид – их называли домами-крепостями. В интерьерах домов появились лепные потолки и печи из цветных изразцов. Полы устилались персидскими коврами. Вдоль стен с одной стороны ставили лавки, а с другой – стулья с шелковыми подушками, шитыми золотом. На стенах висели ружья, сабли, пояса с серебряными пряжками, сафьянные мешочки для пуль и богато украшенная конская сбруя.

Убранство куреня XVIII в. дополнялось яркими предметами персидского и турецкого производства: ковры, инкрустированная посуда, оружие, зеркала, а также традиционными изделиями донских промыслов – гончарно-керамическими, кожевенными, медными. Мебель в основном была встроенной (лавки, полки, скамьи). В интерьере куреня XIX в. уже встречаются такие предметы, как горка для посуды (поставец), столики, настенные часы, керосиновые лампы, картины (в домах зажиточных казаков).

Большое значение имел приусадебный участок с хозяйственными постройками, вытянутый в глубину и отгороженный забором от улицы, куда он выходил палисад цветником. При теплом, продолжительном лете немалое значение в хозяйственной жизни семьи казака имели летние помещения: навес, летняя кухня, летняя столовая (под навесом или в тени раскидистых тенистых деревьев). В усадьбу, кроме того, входили базы (хозяйственный двор с сараями для содержания скота, кормов, инвентаря), огород, сад.

Костюм донского казачества сформировался в результате взаимодействия различных культур, что связано с особенностями возникновения и развития этого самобытного этнического образования.

В костюме донского казачества в течение длительного времени не существовало социальных различий – только территориальные, обусловленные особенностями заселения донских земель.

Казаки верхнедонских станиц одевались весьма непритязательно, практически одинаково с жителями южнорусских губерний. Примером такого костюма служит одежда казаков-некрасовцев.

Низовые же казаки выглядят красивее верховых: одеваются щеголеватее и изысканнее, в более дорогие ткани.

К началу XVIII в. сложился традиционный тип мужской одежды, обязательной принадлежностью которого был зипун – так называлась верхняя распашная одежда без ворота. С зипуном носили рубахи, бешметы (кафтаны), шаровары, сапоги, шапки.

В 1801 г. была приписана обязательная военная форма всему Войску Донскому. Форменная одежда состояла из куртки, шаровар, заправленных в сапоги, пояса с портупеей, чекменя, шинели, кивера. Куртку, чекмень и шаровары шили из синего сукна с красными выпушками и лампасами. Но с течением времени одежда казаков меняется, и к 1917 г. Форма казаков имела одинаковый вид с общеармейской формой русской армии.

В XVIII в. среди казачек в донских станицах получили распространение сукман, кубелек («татарское платье»), рубашка и колпак. Плетеный пояс из красных или синих шерстяных ниток дополнял костюм.

Во второй половине XVIII в. сукман и кубелек одевали в основном уже только пожилые женщины как праздничную или обрядовую (похоронную) одежду.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Дайте описание сукмана и кубелька.

Зимними головными уборами являлись шали и платки. Яркие шелковые и шерстяные шали с рисунком на красном, зеленом или белом фоне носили в праздничные дни, бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Как выглядела донская шуба?

2. Чем было обусловлено распространение новых видов одежды и нивелирование внешнего облика казаков в конце XVIII в.?

К началу XIX в. в костюме донских казачек закрепился комплекс одежды, состоящий из юбки и кофты (кирасы). Именно этот комплекс в настоящее время считается народным костюмом на Дону, благодаря его описаниям в произведениях М.А. Шолохова, а также экспозициям музеев, имеющих в своих собраниях в основном только последние образцы элементов донского костюма.

Несмотря на приверженность казаков старинным обычаям, в чем они видели своеобразные признаки независимости и суверенитета, в XVIII в. в костюме появлялись изменения, которые постепенно привели к переходу на общеевропейские виды одежды: фраки, сюртуки, пиджаки.

б) Казачьи обычаи, обряды и язык.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Вспомните, какие обстоятельства наложили отпечаток на становление духовной культуры донского казачества?

2. Почему на Дону на протяжении веков ни одно из вероучений не занимало господствующего положени?

В казачьем отношении к вере проявилась самобытность казачества, отстаивающего право свободного выбора: во что верить и как верить

Привитие детям религиозных обрядовых норм долгое время было чисто внутрисемейным делом. Религиозная веротерпимость являлась отличительной чертой казачьей общины.

Церковные праздники казаки отмечали совместно. Основные циклы календарных обрядов распределялись по временам года и были связаны с дохристианскими верованиями, православным календарём и циклом сельскохозяйственных работ.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Как отмечали казаки религиозные праздники?

В первой половине XVIII в., после того как Пётр I запретил женитьбы и разводы на казачьем кругу, на Дону стали вводить церковный брак. С тех пор начали в донских станицах играть казачью свадьбу. Усложнился сам свадебный обряд.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Какие изменения произошли в обряде бракосочетания?

2. Рассмотрите свадебные чины: дружка, сваха, повозник, храбрый поезд.

3. Как изменилась роль женщины в семье и казачьей общине? С чем это было связано?

Интересные элементы встречались и в родильной обрядности. Эти обряды сопровождали появление ребёнка на свет, символизировали его принятие семьёй и общиной, помогали очиститься, защититься от влияния недобрых сил.

Это и обычаи, связанные с рождением ребёнка: о пребывании матери и ребёнка вне дома до 40 дней, одаривание младенца оружием «на зубок», о пострижении его на 40 день.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Укажите различия в воспитании мальчиков и девочек.

2. Чем определяется характер различий?

Трехлетние казачата умели ездить верхом на лошади по двору, а пятилетние бесстрашно скакали на лихом дончаке по улицам городка на радость отцу и матери. С четырнадцати лет мальчик джигитовал и рубил лозу (длинные гибкие стебли кустарников) шашкой. К шестнадцати годам брал призы на военных смотрах, а отец покупал ему форму, оружие и коня. С девятнадцатилетнего возраста казаки начинали служить Отечеству, и нередко; провожая сына в армию, родители не знали, увидят ли они его вновь. Вот почему и проводы на службу, и благополучное возвращение служивых донцов домой давали повод достойно отметить эти события.

Незадолго до призыва казак ходил по гостям и приглашал на проводы, которые устраивались в доме новобранца. Кульминационным моментом считалось родительское благословение, во время которого отец напутствовал иконой, а мать вешала на шею сына образок (маленькую иконку) и мешочек с родной землей. После этого казак выходил во двор и садился на коня. Дальше он ехал сам либо к церкви, где служили молебен, либо на площадь. Вслед за тем донцов до околицы провожали все станичники. Коня под уздцы могла вести жена или невеста казака. Пели песни, молодцы показывали умение владеть конем и оружием, иногда накрывали столы.

Если казак благополучно возвращался со службы, то он обычно приносил с собой в местный храм хоругви, иконы, крест, евангелие и т.п. На встречу возвращающихся донцов выходила во главе с атаманом вся станица. Старший урядник рапортовал начальству об успешном завершении службы, а затем все отправлялись в храм, где совершался благодарственный молебен. Затем, возле станичного правления, служивым молодцам предлагались станичные хлеб-соль и гулянье. Казаки веселились от души.

Одной из бытовых традиций донского казачества, связанной с подготовкой к воинской службе, было проведение военных игр. Войсковой атаман еще устраивал военные смотры-переписи малолеток (девятнадцатилетних молодых казаков, записываемых с этого возраста на службу).

Элементы воинских ритуалов были очень сильны в поминальной обрядности.

Переходным возрастом для девочек было тринадцатилетние. С этого времени им запрещалось находиться в обществе мужчин. Дома они приобщались к ведению хозяйства и шитью. Девушкам разрешалось проводить время в обществе подруг за играми в камешки, в жмурки, в лапту. Они пели и плясали, иногда под надзором бабушек водили хороводы, зимой катались на льду. Замужние казачки спокойно в свободные часы собирались и пели песни и псалмы. Угощали соседок всяческими плодами, закусками, семечками (жаренные, подсушенные на сковороде семена арбуза и тыквы, которые очень любили щелкать на Дону, особенно женщины). Иначе говоря, казачка сумела уже обеспечить в это время достаточно разнообразную пищу, организовать ведение домашнего хозяйства так, что у нее оставалось время на посиделки. Такие посиделки, как правило, устраивали жены войсковых старшин, приглашая к себе соседок.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Какие обстоятельства наложили отпечаток на формирование донского говора?

Язык донского казачества своеобразный. Он получил название донских говоров. Эта народная речь, или донской диалект, относится, безусловно, к русскому языку, но в то же время имеет значительные особенности. На Дону до сих пор сохранилась лексика, практически утраченная в других областях России.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Что обозначают слова: займище, казан, подзатыльник?

2. В составе донской лексики имеется большая группа слов, употребляемая только на Дону. Это: бабук, водак, луданый, водяник, варка, рашка, сандоль, сапа, чакан, чалба, чукавый. Что они обозначают?

Немало в донском говоре и местных новообразований, появившихся на протяжении истории становления донского казачества. Это такие слова, как бухало, буйло, водворок, вытяжина, долгушка, коневитый, конистый, лаповик, холина, чаюха и т. п. Каково их значение?

В традиционном диалекте, особенно в рассказах, воспоминаниях казаков употребляются специфические донские слова и выражения, отражающие старинный казачий быт, военные занятия, складывавшиеся общественные отношения. Например, курень, майдан, юрт, односум, скулемать, жалмерка, ухондокать.

Своеобразие лексики донских говоров усиливается благодаря значительному числу слов тюркского происхождения, заимствованных в процессе длительных военных и мирных (торговых, матримониальных) контактов и связей донских казаков с тюрко-язычными соседями. Не вызывает сомнения тот факт, что долгое время на Дону татарский язык был распространенным средством общения. Донские казаки в массе своей могли легко разговаривать со своими соседями на их языке. Безусловно, со временем татарский язык утратил эту первоначальную роль, но слова тюркоязычного происхождения прочно закрепились в донском говоре.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Приведите примеры таких слов.

2. Много слов тюрко-язычного происхождения среди донских названий орудий и средств производства: бармаки, каюк, макара, тагун, турлук, гардал, жерделы, чакан и т.д. Что они обозначают?

Через тюркские языки и непосредственное общение проникли в донскую речь заимствования из иранских языков.

Взаимодействие с соседским калмыцким народом имело следствием употребление казаками некоторого количества калмыцких слов. Например, будан (бульон, плохо приготовленное жидкое кушанье), шулюн (говяжий бульон, жидкий суп), шурпек (коршун) и др.

Безусловно, сказывается в лексике донских говоров влияние украинского языка, более заметное на Нижнем Дону. Примечательно, что именно это обстоятельство послужило причиной появления прозвища низовых казаков со стороны верховых. Их дразнили булочниками или бублечниками, поскольку на нижнедонских базарах широко торговали булками и булочками. Донской говор впитал немало украинских слов (некоторые из них в свою очередь имеют польское происхождение).

В целом же донской говор при всех разноязычных вкраплениях, представляет собой достаточно самостоятельную, своеобразную лексическую систему, не совпадающую с системами русских диалектов, хотя, безусловно, близкую по своей сути к ним.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.