Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы и перспективы возрождения казачества




а) политизация казачьего движения. Казачье движение и органы государственной власти

Современное российское государство полностью признало казачество.

В 1992 – 1995 гг. шла разработка нормативно-правовой базы, определялся порядок организационного оформления казачества.

В 1994 г. правительство РФ приняло Постановление «О концепции государственной политики по отношению к казачеству». В нём были определены стратегические моменты взаимоотношений казачества и государства: обозначены основные виды и формы государственной службы, выработаны принципы сочетания государственного управления и самоуправления, обозначены территориальные формы объединения казаков, отмечены особенности казачьего землепользования, выражено отношение к общественным объединениям казачества.

В 1995 г. принят Указ Президента Российской Федерации «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» (от 9 августа 1995 г.) определил главное направление: воссоздание с учетом реалий жизни конца XX в. системы реестровых казачьих войск, которые подчинены главе государства.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Какие виды службы по этому указу определялись за казаками?

2. Почему нормативные акты по казачеству принимались длительно и сложно?

На территории России к концу 1997 г. были зарегистрированы 438 общественных объединений казаков в 75 и 89 субъектов федерации.

В Министерстве юстиции Российской Федерации зарегистрированы 18 организаций казаков, из них:

4 – международные (Союз казачьих войск России и Зарубежья, Всевеликое Войско Донское, Единый международный союз казачек, благотворительный фонд «Казачья школа»);

2 – общероссийские (Союз казаков, Союз казачьих формирований);

12 – межрегиональных (Сибирское казачье войско, Оренбургское казачье войско, Казачий фонд культуры, Великое братство казачьих войск, Всеуральское казачье войско, общество «Казачье братство», Астраханское казачье войско, Объединенные казачьи войска Сибири, Уссурийское казачье войско, Белый союз казачьих войск).

 

б) социальный состав и идеология современного казачества

Официальными целями движения провозглашались развитие казачьей культуры, традиций, духовности, воспитание молодежи, патриотизм, возрождение традиционной казачьей службы. Руководством движения использовались те идеологические принципы, которые лежали в основе существования казачества в дореволюционный период. Однако законодательная база, существовавшая в 1990 – 1991 гг., позволяла действовать только в соответствии с законодательством об общественных объединениях.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Сформулируйте исходную идеологию казачества.

Казачество, как явление, вопреки насаждающимся представлениям, отнюдь не однозначно. По крайней мере, оно заключает в себе двоякое содержание, возникшее как итог многовекового развития.

В 1989 – 1991 гг. произошло становление первых организации казаков в Ростовской области, с их последующим региональным объединением. Сформировалась исходная идеология, возникла первоначальная собственная экономическая и организационная база возрождающегося казачества. Донское казачество поддерживало те казачества, которые заявили о создании своих национально-государственных образований: Донской, Приднестровской и др. республик. Т.о., казачество, переставая быть только культурно-историческим и общественно-патриотическим, вступило в новый этап своего развития.

Этот процесс развивается без заметного непосредственного прямого влияния политических партий. Ведущим направлением деятельности движения признается духовное, историческое возрождение казачества, как самобытной, этнической формации, воспитание патриотизма, сохранение и воссоединение культурных традиций и обычаев.

С 1994 г. органы власти начали регистрацию органов территориального самоуправления казаков в рамках административных границ районов и городов.

27 октября 1996 г. Большой объединительный Круг принял решение о создании новой структуры. Было создано Войсковое казачье общество «Всевеликое Войско Донское» – орган территориального общественного самоуправления, объединяющего уже давно созданные казачьи общества: хуторские, станичные, окружные. Стал очевиден факт, что казачье движение переросло рамки общественной организации и становится органом территориального общественного самоуправления.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Какие обязательства взяло на себя это общество?

2. Какие территории входят в состав Войска?

3. Кто ныне является Войсковым атаманом?

Казачество большую часть своей истории было связано с государственной службой, и именно в этот период казачество приобрело те черты, которые характеризуют его как специфическую часть российского народа. Сочетание службы государству и специфического военно-земледельческого уклада жизни явилось предпосылкой становления традиционных форм государственной службы казачества, доказавшей свою высокую эффективность на протяжении нескольких столетий.

Выход Закона о жертвах политических репрессий, о репрессированных народах, а затем Указов Президента РФ дал могучий толчок процессу возрождения казачества. Происходит возрождение прогрессивных казачьих традиций в области экономической, социальной, политической и духовной жизни: поддержка казачьего движения государством – все это позволило в сравнительно короткий срок завершить организационную стадию движения, принять программные и уставные документы, сломать стереотипы негативного отношения к казачеству.

Вместе с тем, позиция казачества не участвовать в политике оказалась нереальной. С 1992 г. движение заметно политизируется, особенно после того, как казачество стало ставить вопрос о своем месте «во власти». Этому способствовали слом командно-административной системы, углубление экономического, социального и политического кризиса в стране, начавшийся распад СССР.

В это время происходит развал общественной организации Всевеликое Войско Донское (выход из организации Ростовского казачьего округа полностью Черкасского, Таганрогского и др. почти всех казачьих организаций). Правление Войска под руководством Козицына Н.И., поддержав на выборах Губернатора Ростовской области представителя Коммунистической партии Иванченко Л.А., образовало и учредило Казачью партию, не осознавая, что казачество всегда было вне партий. Больших успехов это мероприятие не принесло, казачество не приняло партийную идеологию.

Необходимо отметить, что вся деятельность Правительства Российской федерации в государственном регулировании развития системы казачьих организаций приобретает черты целенаправленной поддержки возрождения казачества, как сословия, предназначенного для несения государственной, в основном, военной или связанной с ней службой, что является нежизненной в основе своей, линией.

Во-первых, ошибочна идея абсолютизации возрождения казачьей общины. Еще в начале XX в. капитализм обнажил ее пороки. К 1917 г. недовольство ею среди казаков носило массовый характер реформы на казачьи земли. Казаки требовали ликвидации сословных обязанностей, введения военной службы на общих основаниях. Именно на этом большевики и поймали их, издав соответствующие декреты в конце 1917 г.

Во-вторых, правительственные намерения наделить землей казаков самым болезненным образом заденут интересы не казаков, составляющих в традиционных казачьих районах свыше 70-80% общей массы населения. Попытки ее реализации потребуют мобилизации, как минимум 50-60% всего наличного земельного массива.

В-третьих, нереальным является план возрождения прежних казачьих войск, которые были порождением феодальной системы, отвечали требованиям лишь того времени. Уже возникновение механизированных армий в XX в. поставило под вопрос и само их существование.

Был предложен к рассмотрению проект федерального закона «О российском казачестве» (1996 г.) обусловлено необходимостью определения правового статуса российского казачества, создания правовых условий для его возрождения.

Проект закона должен был регулировать отношения, связанные с созданием казачьих общин, казачьих общественных объединений и казачьих обществ с учетом исторических особенностей казачьего землепользования, хозяйственного уклада. Рассматривал привлечение казачьих обществ к государственной и иной службе.

Закон содержал понятия: «казак», «российское казачество», «казачье общество», «казачья община» и ряд других. Под «российским казачеством» понимается общность граждан Российской Федерации, относящих себя к казакам или вступившим в организации российского казачества на добровольной основе. Из смысла определения, очевидно, что российское казачество это не объединение «этнически чистых» казаков, а оно включает в себя как потомков казаков, так и лиц, не являющихся потомками казаков, но считающих себя казаками. Такой подход оставляет открытыми двери в казачество для гражданина любой национальности, разделяющего идеи казачьего движения.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Рассмотрите, как закон давал толкование понятиям «казак», «казачье общество», «казачья община».

2. Чем отличается казачья община от казачьего общества?

Закон не обошел вниманием и третью форму самоорганизации казачества – общественные объединения казачества. К ним относятся разнообразные союзы казаков, братства, ассоциации, которые преследуют, по преимуществу, культурно-просветительные цели. Данные объединения не имеют право на заключение договоров о несении государственной и иной службы с органами власти и получение в связи с этим льгот, а также на свое наименование тождественное наименованию казачьего общества. Например, название Всевеликого Войска Донского может принадлежать только казачьему обществу, включенному в государственный реестр.

Центральное место в законе занимает раздел о службе российского казачества. Служба казачества разделяется на два вида:

- военная служба;

- служба на основании договоров с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Военная служба осуществляется казаками как, в общем, для всех граждан порядке, так и в особенном порядке – в резерве постоянной готовности. Казаки, наряду с выполнением ими службы и иной деятельности зачисляются в резерв постоянной готовности Вооруженных Сил и Пограничных войск Российской Федерации для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Необходимость создания резерва быстрого реагирования продиктована самой жизнью. Чеченские события выявили потребность в наличии хорошо обученных, подготовленных, мобильных, морально-устойчивых сил, способных самостоятельно решать поставленные задачи во внутреннем конфликте в «мирное» время. Такими силами и призваны быть казачьи резервные войска. Формирование таких войск позволит также говорить о службе казачества как об особом виде государственной службы, имеющем свою специфику.

Для казаков, состоящих на военной службе, в проекте закона предусматривается установить традиционные казачьи чины.

Служба казаков на основании договоров с органами власти позволит закрыть направления, где государство испытывает наибольшие трудности, а казаков обеспечить рабочими местами, привлечь их государственной службе.

в) проблема самоидентификации казаков;

г) перспективы казачьего движения.

Казачье движение явилось прямым следствием реформирования государственной, политической и экономической систем общества, и оно, естественно, несёт в себе все противоречия, сложившиеся в нашем государстве.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.