Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Право собственности на землю




Институт права собственности на землю является ключевым в земельном праве. Устанавливая многообразие форм собственности. Российская Федерация гарантирует их равенство перед законом и развитие всех форм хозяйствования на земле.

Граждане, как это определено ст. 36 Конституции Российской Федерации, владеют, пользуются и распоряжаются землей и природными ресурсами свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Действующее законодательство раскрывает правомочия собственности путем установления "традиционной триады" - право владения, пользования и распоряжения.

Под правом' впадения понимается основанная на законе юридическая возможность иметь определенное имущество, содержать его в своем хозяйстве, прости иметь в наличии т. е. право фактического господства над имуществом

Под правомочием пользования понимается основанная на законе возможность эксплуатации хозяйственного, коммерческого, торгового или иного имущества путем извлечения из него полезных свойств либо его потребления. Землепользователь, осуществляя пользование земельным участком вправе: 1} самостоятельно хозяйствовать на земле; 2) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды; 3) возводить жилые, производственные', культурно-бытовые и иные строения и сооружения; 4) собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений и др.

Правомочие распоряжения означает возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, местоположения, состояния или назначения.

Только при наличии права владения, права пользования и права распоряжения можно говорить о праве собственности.

В соответствии со ст. 9. ч. 2 Конституции РФ земля в России может находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. Установление множественности форм собственности на землю явилось им из основных достижений земельной реформы в нашей стране, и было провозглашено в 1990 г Законом РСФСР "О земельной реформе". До этого на всем протяжении существования советского государства действовало право исключительной государственной собственности на землю: земельные участки гражданам и юридическим лицам предоставлялось только в пользование, любые сделки с землей были запрещены.

Теперь рассмотрим подробно все формы собственности.

В государственной собственности находятся земли, не принадлежащие гражданам, юридическим лицам и муниципальным образованиям. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".

Земли, принадлежащие на праве собственности РФ, являются федеральной собственностью. Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта Федерации.

Статья 17 Земельного кодекса предусматривает три основных критерия нахождения земельных участков в федеральной собственности.

Во-первых, право федеральной собственности на земельный участок может быть прямо признано федеральным законом. Во-вторых, право федеральной собственности возникает в результате осуществления процедуры разграничения государственной собственности на землю, которая предусмотрена ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". В-третьих, право федеральной собственности может быть приобретено РФ по основаниям, которые предусмотрены в гражданском законодательстве. Такими основаниями являются юридические факты, перечисленные в ст. 8 ПС договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему; акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом а качестве оснований возникновения права собственности на землю; судебное решение; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. В состав земель федерального значения входят:

- земельные участки для обеспечения обороны и безопасности

государства, охраны государственной границы РФ;

-земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, федеральными объектами связи, метеорологической службы, добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов государственной власти, а также земли закрытых административно -территориальных преобразований, земли лесного и водного фондов федерального значения. Земли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения;

земельные участки государственных природных заповедников В том числе биосферных, государственных природных заказников, национальных и природных парков, памятников природы и т. д.;

земельные участки России академии наук, отраслевых академий наук, научно- исследовательских учреждений, образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования и других научно-исследовательских и учебных учреждений федерального значения.

Все остальные земли, находящиеся в государственной собственности, принадлежат субъектам РФ. Правовой основой для признания права собственности на землю за всеми субъектами РФ является Федеративный договор. Согласно Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации, земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик.

Федеративным договором закреплено право государственной собственности республик на землю и иные природные ресурсы.

В соответствии со ст. 19. Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п 1 ст. 215 ГК)- В ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 12) говорится, что территорию муниципального образования составляют земли городских сельских поселении, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образовании независимо от форм собственности и целевого назначения. В состав муниципальной собственности входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований. ' " Земельный Кодекс предусматривает две основные особенности регулирования отношений муниципальной собственности на землю. Во-первых, в собственность муниципальных образовании могут безвозмездно передаваться государственные земли, находящиеся как в пределах границ муниципального образования, так и вне их. Цель такой передачи - обеспечение развития муниципальных образований.

Во-вторых, в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге при разграничении государственной собственности на землю земельные участки не передаются в муниципальную собственность. Однако законами этих субъектов Федерации может быть предусмотрена возможность передачи земельных участков, находящихся в собственности указанных субъектов Федерации, в собственность муниципальных образований.

Как уже было сказано выше, по законодательству Российской Федерации правом частной собственности на землю обладают как граждане России, так и иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица. Это право закреплено в Конституции РФ (ст. 36: граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю).

Нужно отметить, что частная собственность на землю может быть нескольких видов.

индивидуальная собственность граждан;

общая совместная собственность;

общая долевая собственность;

собственность юридических лиц.

Статья 15 Земельного кодекса предусматривает правило о том. что все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, т.е. равное право на приватизацию земельных участков. В то же время земельное законодательство содержит запрет или ограничения на приватизацию определенных земельных участков. Во-первых, к числу таких земельных участков относятся участки которые, согласно ст. 27 Земельного кодекса полностью изъяты из оборота и не могут быть приватизированы. Есть также земельные участки относящиеся к землям, ограниченным в обороте, и не подлежащим приватизации, кроме случаев, установленных федеральным законом.

В соответствии с действующим законодательством граждане и юридические лица имеют право по своему выбору приобретать право собственности на земельные участки земель следующих категорий:

сельскохозяйственного назначения;

промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

При этом земли сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам и юридическим лицам с долей иностранного капитала более 50 процентов предоставляться на праве собственности не могут, в соответствии с ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения",

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.