Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология допроса 2 страница




Ложное алиби может быть: а) заранее подготовленным; б) неподготовленным.

Подготовленное ложное алиби бывает: квалифицированным (когда преступник заранее готовит «доказательства», подкрепляющие выдвинутое алиби - например, подготавливает свидетелей, фабрикует документы и т. д.); простым (заранее продуманная, но голословная ссылка на какие-либо обстоятельства, факты).

Критерий подготовленности показаний распространяется на все виды ложных показаний. По этому признаку ложь делится: а) на заранее подготовленную; б) ситуативную (если приходится давать неверные показания внезапно (например, в ходе внезапно проводимого допроса).

Все виды ложных показаний могут носить как оправдательный, так и обвинительный характер. Они могут быть одновременно обвинительными в отношении одних лиц и оправдательными в отношении других. Они могут быть и нейтральными - например, ложные сведения о событии преступления, в действительности имевшего место, без указания при этом на конкретное якобы виновное лицо.

В практике правоохранительных органов на основе теоретических представлений о механизмах лжи, проявляющихся в утаивании, вымысле, искажении информации о реально происшедших событиях, разработано немало различных рекомендаций по ее диагностике.

Интересные и не потерявшие своего значения правила оценки достоверности свидетельских показаний предложены П. Сергеичем и П.С. Пороховщиковым: 1) свидетель говорит правду, когда передает то, чего не мог выдумать (например, свидетель передает такие фаты, которые для него непонятны и которым он затрудняется верить, между тем как юристу они могут представляться вполне возможным); 2) незначительные подробности в рассказе свидетеля могут подкреплять его показания о важных обстоятельствах; 3) если свидетель удостоверяет факт сам по себе безразличный, не подозревая о его значении для дела, показания заслуживают доверия; 4) неопределенность фактов, передаваемых свидетелем, не есть доказательство неточностей его показаний; 5) косвенное указание на факт может быть более убедительно, чем прямое его удостоверение; 6) ненамеренное не может быть лживым (поэтому надо ловить те случае, когда свидетель сказал больше того, что хотел сказать, и этим выдал то, что хотел скрыть); 7) упущение несомненного, хотя бы и существенного обстоятельства в показании свидетеля не есть признак его недобросовестности; 8) совпадение в показаниях нескольких свидетелей, особенно если между ними есть друзья и враги подсудимых, свидетельствует о достоверности факта.

При разборе свидетельских показаний П. Сергеич рекомендует еще ряд правил: 1) как можно реже спорить против свидетельских показаний; 2) род занятий свидетеля определяет склад его понятий, выражений и отношений; 3) в словах свидетеля следует отличать удостоверение фактов от их оценки (достоверность показаний зависит от добросовестности, от условий, при которых создавалась уверенность свидетеля в фактах); 4) чем хуже нравственная роль свидетеля, тем меньше страстности должно быть в разборе его показаний.

Целостная концепция диагностики лжи создана А.Р. Ратиновым и Н.И. Гавриловой. В соответствии с данной концепцией знание содержательной стороны искажений формирования свидетельских показаний ориентирует юриста на контроль за соответствующими позициями в показаниях, где они чаще всего бывают. Это: 1) расчленение, дробление на независимые и не связанные между собой части целостного объекта, явления, события, действия; 2) объединение различных несвязанных, самостоятельных объектов, явлений, фактов в общее целое, каковым последние в действительности не были; 3) преувеличение реальных размеров, длительности, силы, яркости, интенсивности проявлений при описании событий, действий, отдельных объектов; 4) преуменьшение действительных размеров, длительности, силы, интенсивности каких-либо явлений, свойств, признаков, действий; 5) добавление и наделение описываемых событий, действий, предметов мнимыми и несвойственными им признаками, чертами, особенностями поведения; 6) изъятие и пробелы в описании событий, действий за счет опускания их признаков, свойств, деталей, проявлений; 7) перестановка, замещение одного реального объекта, признака, свойства или действия другим, смещение и замена их во времени или переноса с одного места на другое; 8) искажение формы, структуры, последовательности реального события, явления, действия; 9) отождествление исходных объектов, предметов и лиц и, наоборот, ошибочное различение одного и того же или однородных объектов (ошибки распознания); 10) ошибочные высказывания (оговорки) и ошибочное понимание сказанного в процессе речевого общения участников расследуемого события, а впоследствии – допрашивающего и допрашиваемого.

Перечисленные виды (формы) ошибок, как правило, относятся не ко всем показаниям свидетеля, а к каким-то отдельным фактическим обстоятельствам, моментам, деталям. Они обычно сочетаются с точными деталями сообщения, перемешиваются с ними, что усложняет задачу юриста. Надо учитывать и то, что они могут быть результатом и добросовестных заблуждений (неточностей восприятий, ошибок в оценке и истолковании, забывания, наслоения последующих впечатлений и др.), и заведомой лжи. Однако обращение внимания на них и последующая работа по исследованию дела позволяют диагностировать их причину.

При диагностике лжи и искренности можно ориентироваться на критерии (признаки) реальности показаний. Эти критерии опираются на знание юристом аналогичных жизненных ситуаций, его житейский и профессиональный опыт. Сравнение показаний на основе таких знаний позволяет в ряде случаев выявить противоречия. К подобного рода признакам относятся:

1. Признак речевых способностей обнаруживается в соответствии речевых способностей сообщения языковой подготовке, культурному уровню, профессиональной принадлежности свидетеля и пр. Правдивые показания обычно формулируются своими словами, ложные – нередко с чужих слов, изобилуют несвойственными данному лицу терминологией и оборотами речи, носят подчас заученный характер.

2. Признак компетентности заключается в оценке способности свидетеля придумывать описываемое событие. Такая оценка делается на основе наблюдения за его показаниями и изучения особенностей личности. Правдивые показания могут выходить за рамки уровня осведомленности данного лица и превосходить его способность к измышлению. Такой свидетель описывает события, которые часто сам не может объяснить, но они объяснимы компетентным юристом или экспертом. Ложные сообщения обычно ограничиваются опытом, знаниями, положением свидетеля (в обществе и на работе).

3. Критерий уникальности. Если на основе сообщения событие выглядит индивидуальным и неповторимым, то есть больше оснований считать его правдивым. Ложные сообщения, как правило, схематичны и лишены уникальности. Правдивые показания отличаются большим количеством деталей по сравнению с ложными, которые чаще всего ограничиваются лишь тем, что необходимо для изображения нужного лжецу варианта события, а потому беднее деталями.

4. Признак эмоциональной насыщенности сообщения. Замечено, что правдивые сообщения содержат сравнительно большее количество личностных, эмоциональных моментов, связанных с описываемым событием. Ложные показания в этом отношении бывают беднее, лишены эмоциональных оттенков, относящихся к предмету описания, либо неожиданны по своей эмоциональной окраске.

5. Признак кажущихся несоответствий. Добросовестный свидетель, воспроизводя событие так, как оно им было воспринято, описывает подробности не всегда согласованно, не стремясь пригладить свои показания и устранить несоответствия, источники которых ему не ясны. Лжец все детали своих показаний намеренно приводит в строгое соответствие друг с другом.

6. Критерии показной искренности. Нередко преступники, чтобы скрыть что-то важное или чтобы увести сотрудника правоохранительных органов от раскрытия какого-то тяжкого преступления, совершенного ими, проявляют показную искренность, с большой внешней выразительностью и словесной правдивостью признаются по второстепенным вопросам либо в совершении какого-то незначительного правонарушения. Когда следователь сталкивается с таким поведением, ему надо задать себе вопрос: «Не хочет ли подозреваемый, проявляя демонстративную искренность по каким-то вопросам, скрыть что-то более важное?», - и принять меры, чтобы ответить на него.

С определенной степенью достоверности об искренности – лживости можно судить по свободе высказываний или замедленному и тщательному подбору слов, контролируемой сдержанности в разговоре или многословной говорливости, ответам на вопросы по существу или тщательному избеганию прямых ответов на вопросы и др. Когда разговор идет о постороннем, допрашиваемый чувствует себя в безопасности и говорит спокойнее, легче, многословнее. При всем этом следует самым тщательным образом учесть индивидуальные особенности собеседника. Так, учителя, философы, психологи, журналисты и т.п. обычно говорливы, хорошо выражают свои мысли, а финансовые, технические, канцелярские работники, как правило, отличаются противоположным.

При диагностике лжи и скрываемых обстоятельств может осуществляться на основе наблюдения за невербальными (неречевыми) реакциями человека. Часто можно наблюдать противоречия между высказываниями человека и его телодвижениями, жестами, позами, мимикой. Невербальный «язык» обычно выдает человека, говорящего неправду. Это объясняется непроизвольным, неосознаваемым проявлением неискренности. В психологии выделены так называемые «жесты неискренности», к которым относятся: 1)защита рта рукой (рука прикрывает рот, большой палец прижат к щеке); 2) прикосновение к носу (легкое прикосновение к ямочке под носом или одно быстрое, почти неуловимое прикосновение к носу); 3) потирание века; 4) почесывание и потирание уха; 5) оттягивание воротника рубашки; 6) частое приглаживание волос; 7) нервозность в поведении (периодическая прочистка голоса, покашливание, частое курение сигареты, ерзание на стуле, постукивание по стулу, потирание ладоней, непроизвольное изменение интонации, темпа и тембра речи, появление дрожи в голосе, паузы при ответах на вопросы, слишком быстрые ответы на вопросы и т.п.); 8) напряжение лицевых мышц; 8) вегетативные реакции (покраснение лица, подергивание губ, учащение дыхания, расширение или сужение зрачков, повышенное потоотделение, тремор кистей, рук, ног).

Важнейшим показателем искренности – лживости по невербальным признакам является их органическое единство со смыслом речевых высказываний. Фальшивая улыбка выдает себя тем, что не гармонирует с холодным, безучастным, настороженным, враждебным взглядом. При искренней улыбке, прежде всего, улыбаются глаза. Кроме того, фальшивая улыбка характеризуется симметричным сокращением лицевых мышц, а при искренней – несимметричным. Дисгармония вербально – невербальных смыслов другого человека мы улавливаем нередко интуитивно, включая своеобразный «психологический детектор лжи». Это сильнее проявляется у людей с художественным типом личности, а также у женщин.

К тактико-психологическим приемам разоблачения ложных показаний относятся:

1. Использование положительных свойств личности допрашиваемого. Каждому человеку свойственно стремление к самоуважению, и поэтому, апеллируя к честности, порядочности допрашиваемого, к его заслугам в прошлом, авторитету в коллективе, его личному и социальному статусу, можно убедить его быть откровенным, правдивым.

2. Пресечение лжи. Данный прием применяется тогда, когда нет необходимости давать возможность подозреваемому или обвиняемому лгать, когда у следователя имеется достоверная информация по поводу обстоятельств, выясняемых во время допроса. В этом случае ложные показания допрашиваемого немедленно отклоняются, ложь пресекается путем предъявления имеющихся доказательств или других средств воздействия. Потеряв надежду на возможность дезинформировать следователя, изобличенный фактами, допрашиваемый часто переходит ото лжи к правде.

3. Выжидание. Этот прием применяется к лицам, у которых происходит борьба мотивов: одни побуждают к даче ложных показаний или отказу от дачи показаний (например, боязнь мести со стороны соучастников), а другие – к признанию своей вины, раскаянию в содеянном. Учитывая колебания допрашиваемого, следователь, сообщая определенные сведения, умышленно «закладывает» в его сознание такую информацию, которая должна обеспечить победу позитивных мотивов, а затем делает перерыв в допросе, выжидая, когда допрашиваемый сам откажется от мотивов, побуждающих его к даче ложных показаний.

4. Допущение легенды. Нередко следователь, зная либо догадываясь о том, что подозреваемый (обвиняемый) дает ложные показания – легенду, предоставляет ему возможность изложить ее. Вступая в своего рода игру с допрашиваемым, он исходит из намерения выудить у того как можно больше деталей, подробностей и как можно точнее и обстоятельнее зафиксировать рассказ в протоколе допросов. Дав возможность допрашиваемому высказать все, что ему вздумается, следователь предъявляет весомые доказательства, опровергающие легенду. Застигнутый врасплох и не подготовленный к созданию новой лжи, допрашиваемый может дать правдивые показания.

5. Внезапность. Данный прием заключается в неожиданном для допрашиваемого решении следователя провести после допроса то или иное следственное действие, в то время как допрашиваемый, убежденный в неосведомленности следователя о тех или иных обстоятельствах, считает это действие невозможным. Например, следователь заявляет обвиняемому, дающему ложные показания, о намерении провести очную ставку с лицом, которого, по мнению допрашиваемого, уже нет в живых.

6. Разновидностью использования фактора внезапности на допросе является такой распространенный прием изобличения, как неожиданное предъявление доказательств. Эффективность этого приема зависит также от того, допускает ли подозреваемый (обвиняемый), что данные доказательства могут оказаться у следователя.

7. Последовательность. Иногда бывает целесообразно предъявлять доказательства последовательно (по примеру нарастания доказательственной силы) и систематически, подробно останавливаясь на каждом из них, чтобы подозреваемый (обвиняемый) «прочувствовал» всю силу доказательств и всего их комплекса.

8. Снятие напряжения. Нередко во время допроса подозреваемый (обвиняемый) не отказывается от разговора, но и не может вести его, так как чувствует себя скованным, чрезмерно напряженным. В этом случае следователь, воздействуя на допрашиваемого определенным образом - иногда только интонациями голоса, отдельными фразами - старается снять эту напряженность. Успешное снятие напряженности довольно часто влечет за собой откровенное признание.

9. Использование «слабых мест» личности допрашиваемого. Под «слабым местом» личности следует понимать такие его особенности, используя которые можно добиться правдивых показаний на допросе. «Слабым местом» допрашиваемого могут быть склонность к меланхолическим переживаниям, вспыльчивость, тщеславие и т. д. Так, в запальчивости и гневе подозреваемый (обвиняемый) может рассказать то, чего не высказал бы в обычном состоянии (например, выдаст своих соучастников). В то же время следственная этика запрещает апеллировать к низменным качествам допрашиваемого (жадности, стяжательству и др.).

10. Инерция. Это своеобразный прием, сущность которого сводится к тому, что следователь, беседуя с обвиняемым, незаметно переводит разговор из сферы отвлеченного в сферу разговора по существу. При этом обвиняемый, говоря о «постороннем», «по инерции» проговаривается о том, о чем не хотел бы говорить. Для получения большего эффекта необходимо чаще осуществлять такие переходы от одного предмета беседы к другому.

11. Отвлечение внимания. Подозреваемый (обвиняемый) всегда пристально следит за ходом допроса с целью уловить, что для следователя важно и что представляется ему второстепенным. В связи с этим допрашиваемый стремится сосредоточить свое внимание на чем-то одном - по его мнению, главном. Учитывая это обстоятельство, следователь искусственно переводит внимание допрашиваемого на темы, не имеющие первостепенного значения, и тем самым отвлекает его внимание от более важных тем. Все это предпринимается в расчете на то, что допрашиваемый будет относиться с меньшей осторожностью, небрежнее к тем обстоятельствам, о которых следователю было бы желательно получить более детальную информацию.

12. Создание впечатления хорошей осведомленности следователя. Сущность этого приема заключается в том, что следователь, не обманывая допрашиваемого, в то же время убеждает его в своей осведомленности. Это может достигаться, во-первых, умением вести себя определенным образом (например, умением держать паузу); во-вторых, с помощью достоверной информации (например, отдельные детали биографии, факты из дела и т.д.). В результате у допрашиваемого создается впечатление, что следователь знает не только отдельные подробности из дела, но и все факты. Это в итоге может заставить подозреваемого (обвиняемого) прекратить запирательство.

13. Создание «незаполненности». Этот прием применяется в тех случаях, когда при отсутствии достаточного количества доказательств следователь ведет свои рассуждения, опираясь на ряд достоверных фактов. Он только показывает подозреваемому (обвиняемому) «незаполненные» места в деле. В то же время, рисуя в основном достаточно ясную и полную картину события, он вместе с допрашиваемым прослеживает логику отдельных фактов и предлагает ему заполнить неясные места. Эти незаполненные места и неясности, отмеченные следователем, вызывают у допрашиваемого беспокойство и естественную потребность освободиться от нелогичности, привести все сказанное в соответствие с логикой.

14. Форсированный темп допроса. Этот прием состоит в том, что следователь, используя активную позицию, берет инициативу в свои руки и опережает мысль «противника по общению» заранее заготовленными ходами в форме вопросов или суждений. При высоком темпе подачи вопросов допрашиваемый, приняв этот темп, окажется не в состоянии тщательно обдумывать и «растягивать» ответ.

15. Методы правомерного психического воздействия.

Воздействие одного человека на другого может быть физическим или психическим. Первое всегда связано с применением физической силы, направленной на внешние покровы тела и организм другого человека. Физическая сила может быть применена по желанию или против желания лица, к которому она применяется, против его воли и потребностей. Психическое воздействие направлено не на телесную организацию, а на психику другого человека, его чувства, сознание, волю.

Психическое воздействие – это осуществляемый в личных или общественных интересах процесс передачи информации путем использования различных способов и средств с целью вызвать необходимую реакцию со стороны лица, на которое оказывается воздействие (реципиента), и тем самым обусловить желаемую позицию и поведение этого лица в нужном направлении.

Из данного определения можно выделить следующие основные признаки этого процесса:

1) психическое воздействие рассматривается как составная часть единого процесса взаимодействия людей;

2) воздействие представляет собой одностороннее влияние, целью и результатом которого являются определенные изменения в психологической характеристике реципиента;

3) исходным детерминирующим началом процесса воздействия является действие, посредством которого в психику внедряются намерения субъекта воздействия, а от реципиента ожидают желаемых ответных реакций (действий).

Однако воздействие одного человека на другого может оказываться не только посредством совершения каких-либо действий, то есть движений, активно направленных на объект и преследующих определенную цель, но и путем бездействия, которое в определенных условиях может вызывать изменения состояния, поведения и деятельности индивида. Например, следователь длительное время специально не вызывает на допрос подозреваемого, то есть он определенным образом бездействует. Это может привести к изменению эмоционального состояния подозреваемого. Он начинает испытывать чувство беспокойства, тревоги от неопределенности своего положения, что нередко побуждает к совершению активных действий, направленных на разрядку внутренней напряженности и избавление от неприятных тяжелых переживаний. Значит, бездействие, будучи пассивным с энергетической точки зрения, может обладать определенными активными свойствами в информационном плане, где различие между действием и бездействием почти утрачиваются.

Отмечая это обстоятельство, Т. В. Церетели указывает, что бездействие одних лиц служит мотивирующим фактором в поведении других, а это позволяет полагать, что все факторы мотивации поведения в их системе образуют сложное содержание информации, выступающей в качестве основы управления социальным и индивидуальным поведением людей.

Таким образом, содержательной стороной психического воздействия одного человека на другого является сложная динамическая система информации, которая может быть истолкована, как совокупность сведений о тех или иных событиях, фактах, с ними связанных, и взаимосвязи между ними.

Информацию для оказания воздействия человек получает двумя путями: первый путь – личное, непосредственное восприятие на основе индивидуального опыта данного лица; второй путь – опосредованный. Информация поступает к субъекту воздействия через других лиц посредством знакомства с документами и другими источниками. Этот путь значительней по объему и полней по содержанию, поскольку первый ограничен диапазоном деятельности конкретного человека, возможностями его органов чувств, памяти, интеллектуальными особенностями, временным интервалом и другими обстоятельствами.

Психическое воздействие одного человека на другого носит информационный характер, где участвуют, по крайней мере, два лица, одно из которых занимает ведущую, активную позицию по отношению к партнеру. При этом реципиент выступает не как пассивный объект, отражающий всё направленное на него воздействие. Напротив, он активно отражает это воздействие, в соответствии с ним строит свое поведение и деятельность, но инициатива в этом процессе принадлежит субъекту.

В зависимости от позиции, активности и целей личности в процессе воздействия одного человека на другого можно выделить следующие функции психического воздействия:

1) Функция информационной связи и информационного контакта. Любое воздействие предполагает наличие некоторого количества информации, которая одинаково необходима как субъекту воздействия, так и реципиенту. В процессе получения и передачи информации люди устанавливают между собой связь, вступая в информационный контакт. Это позволяет им оказывать взаимное влияние друг на друга и определенным образом реагировать на это влияние.

2) Функция эмоционального, психологического контакта. Информационная связь пробуждает у субъекта воздействия и реципиента заинтересованность в самой информации или в лице, от которого эта информация поступает. Воздействие в этом случае направлено на то, чтобы вызвать взаимную заинтересованность и эмоционально приблизится друг к другу.

3) Функция взаимопонимания. Воздействие одного человека на другого предполагает достижение между ними взаимопонимания, без которого невозможно достичь целей самого воздействия. Взаимопонимание – это сходство или созвучие взглядов на мир или ценностных ориентаций, понимание индивидуальных особенностей друг друга, угадывание мотивов поведения противоположной стороны, принятие ролей партнера, понимание отношения к себе со стороны другого человека. С одной стороны, взаимопонимание представляет собой логическое продолжение информационного и эмоционального контактов, а с другой стороны, это их исходное начало, так как является основой установления любого контакта.

4) Регулирующая функция. Эта функция связана с изменением у реципиента образа мыслей, чувств, мнений, позиций, установок, мотивов и, одновременно, с формированием на этой основе нужных взглядов, отношений и поступков. Это сознательная деятельность преследующего свои цели субъекта воздействия, связанная с выработкой решений и способов их реализации в практике, регуляция собственного поведения и поведения других лиц, формирование качественных особенностей личности.

5) Функция координации и кооперирования. Воздействие направлено на то, чтобы объединить разрозненные силы и средства для достижения одной цели, чтобы действия людей носили согласованный характер, чтобы каждый из них знал свои права и обязанности, чтобы в групповом взаимодействии наблюдались порядок и дисциплина. При этом координируются не только действия и функции участников процесса воздействия, но и информация, необходимая для решения поставленной задачи.

Перечисленные функции тесно взаимосвязаны и могут проявляться как самостоятельно, так и в сочетании одна с другой.

Однако без учета основных принципов осуществления психического воздействия в процессе расследования преступления основная цель правосудия не может быть достигнута.

К принципам применения психического воздействия относятся следующие:

1) Воздействие должно осуществляться с учетом конкретных особенностей личности. Для того, чтобы достигнуть результатов воздействия, надо всегда учитывать что психологический эффект каждого внешнего действия на личность обусловлен историей её развития, её внутренними закономерностями. Среди конкретных особенностей личности, прежде всего, следует учитывать тип темперамента. Лица с различным типом темперамента по-разному воспринимают одно и то же воздействие. Так, резкое требование недопустимо, и вызовет взрыв негодования у холерика и состояние угнетенности у меланхолика. А вот сангвиник и флегматик воспримут это требование совершенно спокойно. Таким образом, психическое воздействие дает нужные результаты лишь в том случае, если учитываются психические свойства и качества личности, а также ее психическое состояние в данное время.

2) Для осуществления воздействия необходимо знать общие закономерности психики человека, ее развития. Нужны знания общих закономерностей усвоения человеком информации, особенностей ее восприятия в процессе общения; факторов, влияющих на активизацию процесса усвоения информации, на ход мышления; влияния эмоциональных процессов на мыслительные; влияния прошлого опыта, мировоззрения лица на оказываемое воздействие. Необходимо также располагать и знанием психических закономерностей, проявляющихся в деятельности по осуществлению правосудия, знанием условий этой деятельности, их влияния на психику людей;

3) Процесс воздействия, его элементы, обратная реакция лица, на которое воздействуют, должны предварительно прогнозироваться и планироваться. Прогнозированию и планированию подвергаются условия, средства воздействия, поведение всех участников общения при воздействии, способы получения информации о реакции на воздействие, методы стимулирования, усиления реакции и т. д.

4) Положительное восприятие воздействия обязательно должно стимулироваться. Достигается это различными способами: словесным поощрением (с учетом процессуальных возможностей данной стадии правосудия) и т. д.

5) Воздействие во всех случаях строго ограничивается процессуальными правомочиями. Не должно нарушать прав лица, на которое оно оказывается. Воздействие при осуществлении правосудия всегда нормативно обусловлено.

6) При планировании воздействия должна быть выявлена, учтена вся структура воздействия на данную личность. На каждую личность всегда оказывается множественное воздействие, осуществляемое в процессе всех тех отношений, в которые вступает человек. В зависимости от условий деятельности, общения, целей, интересов, психического состояния человека это воздействие может быть различным по своей силе и последствиям для данной личности. Это воздействие может быть также отрицательным и положительным. Все это обязательно надо учитывать при планировании воздействия на всех стадиях осуществления правосудия. Так, на предварительном следствии кроме следователя на обвиняемого оказывают воздействие члены его семьи, соучастники; при рассмотрении дела в суде круг лиц, оказывающих воздействие на обвиняемого, значительно увеличивается за счет одновременного общения его со многими участниками судопроизводства. В исправительно-трудовом учреждении воздействие оказывают не только воспитатель, но и мастер в цехе, а также другие лица, отбывающие наказание.

Усилия следователя, воспитателя могут быть напрасными, если не учитывались все оказываемые воздействия. Причем необходимо не только учитывать их, но и осуществлять действия, направленные на регулирование – усиление, ослабление или ликвидацию – других воздействий

7) При воздействии обязательно учитываются те внешние условия, в которых оно осуществляется. Внешние условия должны помогать достижению целей воздействия. Необходимо во всех случаях знать, предвидеть те условия, которые способны обеспечить результативность применения судебно-психологических методов воздействия. В связи с этим одни условия (отвлекающие, мешающие) должны быть убраны, другие (помогающие проявлению определенного психического состояния, направленности психических процессов) должны быть созданы.

8) Воздействие должно осуществляться с учетом совокупности конкретных фактов, обстоятельств, которые служат базой для возникновения определенной направленности мыслительных процессов у лица, на которое оказывается воздействие.

9) Воздействие всегда должно быть комбинированным, реализовываться с учетом возможного регулирования, изменения, возбуждения определенного эмоционального состояния лица, на которое оно оказывается. Воздействие, задевающее, волнующее, потрясающее и вдохновляющее представляет сложную динамическую систему слов, эмоций. Такое воздействие способно оказать большое влияние на личность. Методы судебно-психологического воздействия должны строиться с учетом и с предельным использованием всего этого сложнейшего влияния на человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.