Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия древней Индии. 2. Философская мысль в Древнем Китае




ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Шесть тысяч лет назад вследствии массового переселения зародились первые великие цивилизации на берегах Нила, Евфрата, Янцзы, Хуанхэ и Инда. Глубокий кризис потряс старые традиции. На смену древней “магической, ритуальной культуры” пришли новые учения и мировые религии, изменившие облик мира и определившие пути дальнейшего развития человечества.

Изучение стран Востока выявило под покровом их экзоти­ческих одежд идеи, стремления и надежды, свойственные людям всех конти­нентов. Запад и Восток шли к истине очень сходными дорогами. Но если западный мир открыл путь абстрактного мышления, противопоставив субъекта объекту деятельности, то Восток нашел себя в созерцании, сосредоточении, самопознании и самоуглублении.

1. Философия Древней Индии представлена философией ведического периода, Бхагавад-Гитой, Ведантой. Системами йоги. Джайнизмом, Буддизмом и др. системами.

Философия зародилась в эпоху замены родовых отношении классо­вым обществом и государством в странах Древнего Востока, прежде всего в Древней Индии и Древнем Китае. В Древнем Египте и Древнем Вавилоне в силу исторических причин не сложились полноценные философские школы.

Как свидетельствуют памятники древнеиндийской философской куль­туры, философия в Индии возникла во II-нач. I тыс. до н. э. Покорение страны скотоводческими племенами ариев, разложение первобытно-общинного строя привели к созданию новых социальных отношений и связей между людьми.

Древнейшим памятником индийской мысли являются Веды, сыгравшие огромную роль в развитии духовной культуры Индии.

В переводе с санскрита "Веды" означает "знание". Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний и т. д. Веды дают представление о мировоззрении древних и являются первым философским учением о мире, человеке, нравственности.

Характерной особенностью древнеиндийской философии было развитие определенных систем, школ и деление их на две большие группы: ортодоксальные, признающие авторитет Вед (Веданта, Миманса, Санкхья, Ньяя, Йога, Вайшешика) и неортодоксаль­ные, не признающие их авторитета (Джайнизм, Буддизм, Чарвака-локаята).

В ряде учений проявилась материалистическая тенденция. Например, в древнейшем материалистическом учении Чарвака-локаята, относящемся к неортодоксальной традиции, отрицалось существование другого мира, жизнь после смерти, опровергалось существование бога, Чарваки — атеисты. Они утверждали, что мир материален, а вера ложна, религия нужна только бедным. Они — гедонисты, так как видели смысл жизни в счастьи, а счастье понимали как наслаждение. Чарваки выводили знание из ощущений и чувств.

Другая школа материалистического толка — вайшешика, следовала ор­тодоксальной традиции. Это первая школа атомизма, которая при объяснении действительности особое значение придавала учениям о субстанциях, атомах и душах. Школа признавала пять субстанций: воду, землю, воздух, огонь, эфир. Эти физические элементы состоят из вечных, неделимых атомов, а действия последних восходят к воле Бога. Избавиться от страданий воз­можно лишь через истинное познание.

Мифилогическая стадия индийской культуры получила свое отражение в стихийно сложившейся Ригведе. В ней проявилось первобытное арийское многобожное мировоззрение. В Ригведе приведены имена более трех тысяч богов, которые олицетворяли явления природы, считались не столько творцами, сколько их организаторами. Богам противостояли демоны — дезорганизаторы, олицетворявшие стихийные бедствия.

Мир богов похож на мир людей. Индра — царь богов и военный судья. Брихаспати — наставник, Рудра — охотник, Пуруша — пастух, Вшивакарман — мастеровой. Главным считался тот бог, к которому обращались с молитвой. Агни заведовал Землей, Индра — воздухом, Сурья — небом.

Любопытен в этой связи "Гимн Пуруше". Он представляет собой вариант антропоморфического и мифологического мировоззрения. Пуруша ("мужчина") — это человек-Вселенная. Возникновение мира из Пуруши представлено как религиозный обряд. Боги принесли Пурушу в жертву. От Пуруши произош­ли Солнце, Небо, Земля, ветер, пространство, гимны, боги, животные, люди. Так, брахманы возникли из уст пуруши, кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер, шудры — из ног. Пуруша — это космический разум, он "знаток вед", в него "вложена мысль".

Метафизическая стадия в развитии индийской культуры связывается с венцом индийской философии — Упанишадами. В переводе с санскрита это слово означает "сидеть около", т.е. у ног учителя, получая настав­ления, или "тайное, сокровенное знание". Упанишады — это сборник расска­зов, заклинаний, поучений, молитв, обрядов, гимнов, аллегорий, загадок, т.д. По форме Упанишады представляют собой диалог учителя с учеником, в кото­ром выясняется первопричина, первоначало бытия. Такой первоосновой бытия, духовным началом называется Брахман или Атман, реже — Пуруша. Брахман и Атман обычно используются как синонимы, однако Брахман чаще обозначает бога, вездесущего духа, а Атман — душу. Несмотря на различия в толковании понятий, Брахман и Атман в различных текстах все же чаще всего Брахман рассматривается как духовный абсолют и внутренняя сущность всех его проявлений.

Центральной идеей Упанишад является тождество духовной сущности в человеке и природе. Утверждается тройственная природа Брахмана-Атмана. Действительность, бытие возникает, созидается и уничтожается в соответ­ствии с периодически повторяющимися циклами. Эта цикличность бытия обозначается в виде вечно вращающегося колеса (чакры).

Теория познания Упанишад делит знания на два вида: низшие и выс­шие. Низшее знание — это знание эмпирической действитель­ности. Высшее — это знание истинное, знание духовное. Оно приобретается при помощи медитации, практики йоги. Ушпанишады утверждают, что счастье в освобождении от всяких мирских привязанностей.

Именно в Упанишадах находим идеи о переселении душ (сансара) и возмездия за прошлые деяния (карма). “Дхарма” — нравственный закон, опре­деляющий поведение людей. Высшая цель жизни — слияние с Атманом-Брахманом еще при жизни. Упанишады проповедуют подвижничество, подаяние, честность ненасилие, правдивость.

Упанишады — это своеобразный фундамент, основание для всех после­дующих философских школ и течений.

Бхагават-Гита. В середине первого тысячелетия до н.э. в Индии возникли глобальные философские системы. Одна из них содержится в эпической поэме. "Махабхарата", состоящей из 18 книг, ее философская часть называется “Бхагаватгита” рассказывающей о битве бхаратов (бхараты — потомки легендарного царя Бхараты). В "Махабхарате" даны цельные Философские концепции, главная из которых — изложена богом Кришной.

В учении о должном действии поднимается проблема соотношения действия и активности, с одной стороны, и свободы — с другой. Бездействуя, человек связан, а действуя — свободен. Лучше — действие, свобода и спасение — в исполнении долга, но в состоянии отрешенности: должное дело должно совершаться “без привязанности”. До сих пор действие представлялось след­ствием желания. Кришна разрывает эту связь. Надо действовать, но не стремиться к плодам действий. (См. А. Н. Чанышев. Курс лекций по древней философии. М., 1981, С 70-71). Идеальный человек — это “делатель, свободный от связей, настойчивый, решительный, без себялюбия, неизменный при не­успехе, успехе...” (Философские тексты “Махабхарата. Бхагавадгита. Ашхабад. 1979. Вып. 1. Кн. I-IV, С 19-23).

Веданта непосредственно опирается на Веды. Философия Веданты от­носится к IV-II вв. до н.э. Суть учения заключается в следующем: мир — это школа жизни. Ученик всюду и во всем следует за учителем. Центральным является учение о Брахмане-Атмане как субстанции и совокупности бытия, о соотношении телесной души и духовной души, об истинном знании, о способах избавления от кармы и сансары.

В Веданте содержатся идеи об иллюзорности материального мира, говорится о необходимости разграничения иллюзии и реальности, а это дос­тижимо лишь при помощи истинного знания.

Йога является одной из ведических философских школ. Йога означает в переводе с санскрита “соединение, средство, соглашение, управление”. Йога — это система освобождения от страданий.

Йога представляет собой единство философии и практики. Существовало несколько видов йоги: джняна-йога (йога познания), раджа-йога (йога самоуглубления), бхакти-йога (йога освобождения), карма-йога (йога должного действия). Йога предполагает медитацию и достижение состояния самадхи — полного просветления, которое возможно при определен­ных техниках сосредоточения. Практика йоги направлена на достижение пол­ного контроля над чувствами и сознанием человека, а также предполагает соблюдения правил приема пищи. Мясная пища способна умножить страдания, растительная же несет радость и доброжелательность.

Джайнизм является неортодоксальным философским течением Древней Индии, возникшим в VI в. до н.э. Термин “джайнизм” происходит от имени одного из основателей Вардхамана, по прозвищу Победитель (“Джина”). Джайнизм отрицает святость Вед.

Главное в философии джайнизма — этика, учение об освобождении чело­века от страстей. Джайнизм требует соблюдения четырех обетов: ахимса — ненасилия, сатья — правдивости, астейя — неворовства, апариграха — не­привязанности, отрешенности. Джайны дают обет целомудрия.

Джайнизм допускает женщин к монашеству и изучению священных книг, верит в сансару, карму и мокшу (освобождение от страданий). Закон кармы нельзя смягчить жертвоприношениями богам. Но все же его можно победить, Джина — это тот кто победил закон кармы. Джайнизм выдвигает учение о “Трех жемчужинах”: для освобождения еще при жизни от человека требуются правильное поведение правильное познание и правильная вера.

Буддизм возник в индийской философии в VII-VI вв. до н.э. Цель этого вероучения, по мнению основателя буддизма Гаутамы, состоит в достижении нирваны, т.е. состояния полной невозмутимости, освобождения от страданий. Страдание несет земная жизнь — это закон бытия. Прекратить поток страданий возможно, избавившись от привязанности к земной жизни. Достичь же этого можно следуя принципам праведной жизни и усвоив учение о “четырех благородных истинах”. Буддизм называют учением о “страданиях”: жизнь есть страдание; страдания вызываются желаниями; путь избавления от страданий — это путь избавления от желаний; путь избавления от желаний — следование учению буддизма.

В буддизме содержится учение о всеобщей изменчивости, отрицается существование души как сущности и утверждается идея о наличии потока изменяющегося сознания.

Буддизм требует этического совершенствования в соответствии с учением о “восьмиричном пути спасения”: человек должен правильно себя вести, правильно жить, правильно говорить, правильно мыслить, уметь сосредо­тачиваться, успокаиваться и т.п. Это индивидуальный путь достижения счастья. Но он не устраняет причины страданий и несчастий в реальной жизни. Одним из основополагающих является в буддизме учение о том, что все многооб­разие форм бытия связано цепью причинно-последовательных отношений. Все сущее в его конкретных формах относительно, нереально и лишено смыс­ла.

Буддизм отрицает крайности в отношении к жизни, осуждает страсть к наслаждениям, аскетизм, отвергает ритуальность и преклонение перед авторитетами. Буддизм уравнял людей в их стремлении достичь нирваны, отбросил социальные и национальные предрассудки. Он призвал к терпимости, ненасилию, впервые провозгласил достоинство человека, способного стать нравственной личностью. В мире рабства и неравенства, страха перед силами природы родилась идея: все есть одно, все существа — проявление единого, все есть видоизменение единой сущности. Человек есть единое во всем, он должен научиться владеть собой, своими желаниями, состояниями, уметь модифицировать их. Это и есть путь к истинной свободе и счастью.

Древнеиндийская философия оказала огромное влияние на мировую человеческую мысль. Она обратилась к внутреннему миру человека, открыла безграничные возможности нравственной личности.

2. Философская мысль в Древнем Китае оформилась в виде Даосизма и Конфуцианства, ставших взаимодополнительными полюсами китайской философии.

Древнейшим литературным памятником Китая, запечатлевшим философ­ские идеи, является “Книга перемен” (Ицзин). “Книга перемен” пытается связать процессы, происходящие в природе, с небесной сферой и системой звезд. Небесная природа творит все много­образие постоянно изменяющегося поднебесного мира. Этим обусловлено название памятника в котором зафиксирован переход от мифологических к философским идеям, иному характеру мышления.

Основу философии Древнего Китая составили комментарии и толко­вания “Книги перемен”. Они отразили национальные черты китайского наро­да, патриархальный уклад жизни, прагматизм и обращенность к реальной земной практике. Формирование философских идей в Древнем Китае относится ко второй половине VI-первой половине V вв. до н.э.

Даосизм. Виднейшим философом является Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.), с чьим именем связано учение о дао-пути вещей. Это учение изложено в книге “Дао дэ цзин”, которая была подготовлена последователями Лао-цзы и уви­дела свет на рубеже IV-III вв до н.э. Даосизм стал первой философской системой Древнего Китая, дожившей до наших дней. Он отразил противоречи­вый характер окружающего мира. Ключевая идея даосизма состоит в том, что жизнь природы и людей протекает по определенному естественному пути — дао. Закон дао и субстанция ци (воздух, эфир) лежат в основе мира. Дао постоянно рождается в любой точке Вселенной. Лао-цзы учил, что все постоянно меняется, пребывает в непрерывном движении и изменении. Человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Фактически это идея всеобщего закона движения и изменения мира, согласно которому все явления и вещи, развиваясь и именяясь, достигают определенного уровня, а затем постоянно переходят в свою противоположность. Развитие при этом идет не по восходящей, а по кругу.

Даосизм трактует дао как вечное, неизменное, лишенное формы непознаваемое начало, которое не воспринимается органами чувств. Это нематериальная духовная основа природы и человека.

Даосы требовали выполнение принципа “недеяния”, невмешательства в процесс развития природы, что чрезвычайно важно сегодня на фоне углубления экологических проблем. Диалектика жизни представлялась гар­монией противоположностей.

Лао-цзы отмечал огромную роль знаний в жизни человека. Идеальное знание — это созерцательное знание, констатирующее явления в мире (“Поскольку все сущее изменяется само собой, нам остается только созер­цать его возвращение к своему корню”). Даосы выделяли уровни знаний (“знающий людей — лидер, знающий себя — просвещен”) и предложили своеоб­разную методологию познания: по себе можно познать других. Любопытны суждения даосов в социально-политической области. Лао-цзы считал, что люди для достижения счастья должны вернуться к естественному единству с природой, отказаться от орудий труда, государства и сословного разде­ления людей, от советов честолюбивых мудрецов, которые алчут власти. Лучшим правителем считается тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Хуже тот, которого народ любит. Еще хуже тот, которого народ боится. Но хуже всего тот, которого народ презирает. Лучше всего когда правитель спокоен. Тогда люди становятся простодушными. А когда правитель деятелен, тогда люди несчастны.

Конфуцианство. Другим выдающимся китайским мыслителем был Конфуций (551-479 гг до н.э.). Его философские воззрения оформились в теоретическое направление т.н. конфуцианства.

Фундаментальным понятием конфуцианства является “жэнь” — человеколюбие, гуманность. Его основной принцип — “Чего не желаешь себе, того не делай людям”; “ли” — почтительность, церемониал, ритуал; “сяо” — почтение к родителям; “ди” — почтение к старшему брату; “чжун” — верность правителю и своему господину. Выполнение всех этих требований обеспечивало незыбле­мость существующего порядка вещей.

Конфуций уделял особое внимание учебе и воспитанию, однако считал, что только представители высших слоев могут обладать мудростью, только у них врожденное высшее знание. “Ниже — знания, приобретенные уче­нием, еще ниже — знания, приобретенные в итоге преодоления трудностей” (Антология мировой философии. С., 1969. Т. 1. Ч. 1. С 195).

Ко II в до н.э. конфуцианство становится официальной идеологией Китая. Конфуцианство прославилось своим учением о “середине”. Суть его заключается в том, чтобы познать цель жизни и суть вещей, не впадая в крайности. Смысл жизни — в постижении сути вещей. Только с помощью знания человек может действовать. Знание может изменить природу сердца и совершенствовать тело. “Разум — закон поднебесной”. Существует только истина и ложь. Истина творит добро, ложь-зло... Всякое суждение предполагает различие истины и лжи, выбор истины и претворение этой истины в поступках на основе знания.

Оба основных течения китайской философии — даосизм и конфуцианство заложили основные традиции для ее дальнейшего развития. Если даосизм выдвинул идею гармонии человека и космоса (даосы “странствуют за пределами человеческого”), то конфуцианство бази­руется на этике гармонии человека с обществом (Конфуций “странствует в человеческом”).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Антология мировой философии. В 4-х тт. М., 1969.Т 1.Ч 1

2. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972.

3. Древнекитайская философия. В 2-х тт. М., 1973.

4. История китайской философии. М.,1989.

5. Франкфорт Г. и др. В преддверии философии. М.,1984.

6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

7. Чаттерджи С. и Датта Д. Индийская философия. М., 1994.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.