Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-политические предпосылки и характерные черты эпохи просвещения. 2. Французский материализм XVIII века и традиции просветительской мысли в России




1. В истории философский мысли ХVIII век принято считать эпохой Просвещения. Термин этот, впервые введенный Вольтером и Гердером, был позднее подхвачен и уточнен Кантом и Гегелем. В своей статья “Ответ на вопрос: что такое Просвещение?” Кант образно назвал его как “выход человека из своего несовершеннолетия” и определил как закономерную исто­рическую эпоху в развитии человечества, сущность которой заключает­ся в активном использовании человеческого разума в целях обществен­ного прогресса.

С социально-политической точки зрения эта эпоха являлась периодом глубоких перемен в экономической, политической и духовной жизни народов, ожидания революционных потрясений. Не случайно, что многие просветительские идеи нашли свое разрешение в главных исторических событиях ХVIII века — Великой французской революции и войне за независимость в Северной Америке. Хронологически просве­тительский период можно условно ограничить датами: с начала века до штурма Бастилии (1789).

2. С наибольшей силой век Просвещения проявил себя во Франции где деятельность просветителей подготавливала революцию. Теоретической базой воззрения французских мыслителей стали не только взгляды, рожденные в Англии, но и традиции континентальной философской мысли (Декарт, Гассенди, Бейль и др.).

В концентрированном виде идеи французских мыслителей нашли свое выражение в громадном коллективном труде — “Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел” — изданном в 1751-8О год в 28 томах. Участниками издания стала большая группа просветителей (Вольтер, Дидро, Д’Аламбер, Гольбах, Гельвеций, Руссо и др.), названная энциклопедистами.

Французский материализм был по преимуществу механистическим. В ХVIII веке биология и химия все еще находились в зачаточном состоянии и поэтому основой общего мировоззрения, как и в прошлом столетии, явились механика (физика) вместе с математикой и логикой. Законы механики твердых тел, законы тяготения философы-просветители возводили в ранг всеобщих и утверждали, что биологические и социальные явления развиваются по тем же законам.

Наряду с этим, материализм французских просветителей был метафизическим, таким же по своему характеру были их теория познания и метод. Исходя из признания материальности окружающего мира и природы, они считали структуру материи неизменной, а механические законы движения материальных частиц — всеобъемлющими. Одним из самых ярких представителей французского Просвещения был Франсуа Вольтер (1694-1778). Опираясь на философию Локка (чьим “завзятым поклонником” он себя считал) и естественно­научные взгляды Ньютона, Вольтер близко подошел к идее о вечности и несотворённости материи, ее объективном существовании и вечном движении он отождествлял природу и материю. (См. Антология мировой философии. Т. 2. С 547, 548). Но считал конечную причину движения божественной.

Крупнейший систематизатор механико-метафизического мировоззрения середины ХVIII века Поль Гольбах (1723-1789) в программном произведении “Система природы” писал: “По отношению к нам — материя есть то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства”.

Как и другие французские материалисты Гольбах исходил из того, что атомы, или корпускулы, составляющие весь материальный мир и весь строй природы, являются неизменными, поскольку неизменны все природные законы.

Идеи механистического материализма получили развитие в работах философа-просветителя и естествоиспытателя Жюльена Ламетри (1709-1751). В своем сочинении с характерным названием “Человек-машина”, он утверждал, что люди и животные являются искусно построенными и самостоятельно заводящимися механизмами, причём животных он считал “простой”, а человека “просвещенной” машиной. Лидер просветительского движения Дени Дидро (1713-1784), редактор “Энциклопедии” в своих трудах отстаивал идеи о материальности мира, о вечной и неделимой материи, как единственной субстанции, существующей вне и независимо от человеческого сознания. “Неужели вы не видите, — спрашивал он, — что все качества материи, все ее доступные нашему ощущению формы по существу своему неделимы? Во Вселенной есть только одна субстанция, и в человеке, и в животном” (Антология мировой философии. Т. 2. С 658). Природа, состоящая из бесчисленного множества элементов, находится в вечном развитии, погибая в одной форме и возникая в другой.

Социологические взгляды французских просветителей ХVIII века при всей их неоднородности и противоречивости, в целом носили прогрессивный характер. Стоя на позиции рационализма, они считали, что движущей силой истории, общественного развития, являются разум, прогресс Просвещения.

Все они страстно критиковали пороки и недостатки феодально-клерикального общества, сословные привилегии и несправедливые порядки, создавали идеальные, по их мнению, модели будущего устройства где восторжествуют разум, равенство и счастье. Наиболее известным из них был Руссо. В своей теории “естественного человека” Жан Жак Руссо (1712-1778) исходил из того, что это природный человек, наделенный от рождения естественными правами. Руссо, как и другие просветители, считал, что человеческая природа вечна и неизменна, она является общей всем и одинакова у всех. Проклиная феодальное общество, нарушающее естественные права человека, Руссо находил причину несправедливости и имущественного неравенства людей в частной собственности. .”Естест­венное право не может допустить, — с негодованием восклицал он, — чтобы горсть людей утопала в роскоши, тогда как огромное большинст­во нуждается в самом необходимом”. Исходя из естественных прав человека, Руссо выдвигал идею всеобщего социального равенства.

В рассуждениях об “Общественном договоре” Руссо утверждал, что государство возникло в результате соглашения, договора между людьми, определившего взаимные обязательства сторон: народа и государства. По мнению философа, народ имеет суверенное право расторгнуть договор в случае злоупотреблений властей. Развивая эту мысль дальше, Руссо приходит к радикальному выводу о необходимости изменить весь государственный строй во Франции.

По учению французских материалистов, истинно движущей силой человеческих поступков является разумный эгоизм, или частный интерес. Основную задачу этики философ-просветитель Клод Гельвеций (1715-1771) видел в определении условий, при которых будет преобладать правильно понятый личный интерес. В своем трактате “Об уме” он писал, что все люди стремятся к счастью, но самый верный путь к этому соединять личный интерес, личную выгоду с общественными”. В итоге Гельвеций приходит к выводам о том, что в основе личного интереса людей лежат разнообразные потребности (материальные и духовные).

В социально-философских взглядах французских мыслителей четко прослеживается принцип детерминизма, признания причинно-следственных связей, обуславливающих все человеческие действия. Они пришли к выводу о важной роли внешней среды в формировании интеллектуального и морального облика людей, и создали концепцию т.н. географического детерминизма. Формируя основные положения натуралистической теории истории Шарль Монтескье (1689-1755) главную роль в формировании характера и нравов людей отводил природно-климатическим факторам. По его мнению, климат Севера делает людей крепкими физически и нравственными, трудолюбивыми, энергичными и любознательными. По мере приближения к Югу происходит ослабление моральных устоев, люди становятся более изнеженными и ленивыми, привыкшими к рабству, наделенными многими пороками. В противовес Монтескье, Руссо видит в природе великого учителя людей. Все положительные качества “естественный человек”, по убеждению Руссо, может приобрести только уйдя от развращающего влияния цивилизации на лоно природы, добившись единения с ней.

Французские мыслители XVIII века выработали классическую форму просветительской идеологии, послужившей образцом и примером для родственных им по духу мыслителей в Северной Америке, Германии, России, Польше и других странах, где также сложились, хотя и по-разному, условия для социальных преобразований.

Вершиной культурно-философского просветительского течения стало творчество гениального немецкого поэта и философа Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832), стремившегося в своем творчестве освободиться от религиозных пут, глубоко проникнуть в природу, в смысл бытия. В своем “Фаусте” он устами персонажей высказывает идеи о диалектике добра и зла, бытия и небытия, утверждение отрицания.

В России М.В.Ломоносов (1711-1765), синтезируя знания своего времени, заложил основы материалистической традиции в русской науке и сформулировал “всеобщий естественный закон” сохранения материи и движения в природе, разработал атомно-корпускулярную теорию строения материи, механическую теорию теплоты. Он рассматривал движение как нечто неотделимое от материи и считал, что первичное движение никогда не может иметь начала, но должно длиться вечно. Горячим сторонником просветителя был русский ученый-материалист, убежденный противник самодержавия, глашатай и защитник прав человека А.Н.Радищев (1749-1802), он своеобразно рассматривал человека как высшее проявление телесности и силы разума.

Развивая прогрессивные тенденции своего времени русские просветители — Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский, Д.И. Фонвизин, П.С. Батурин, Н.И. Новиков и другие неутомимо пропагандировали идеи европейского и отечественного Просвещения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Антология мировой философии. М., 1972. Т 2.

2. Кузнецов В.Н. Мееровский Б.В. Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1988.

 

 

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.