Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение




Учебное пособие по философии


В университетских учебных занятиях философия представляет собой очень не простой для изучения предмет: высокий уровень обобщения, формулировки, разнящиеся от учебника к учебнику, дискуссионный характер обсуждения теоретических вопросов устройства мира, познания, места человека в природе и обществе — таков краткий перечень приоритетов философии.

Осуществляемое в доказательной и терминологически строгой форме, философское знание требует не только уяснения сущности рассматривае­мых процессов и явлении, но и овладения крайне специфическим философским языком, несущем в себе тонкие смыслы и фундаментальные значения, недоступные повседневному, обыденному мышлению.

Возьмем, к примеру, т.н. основной вопрос философии, вопрос об отношении духовного к материальному в мире. Его решение возможно лишь в альтернативных и всегда открытых переосмыслению формах материализма, идеализма или дуализма. Оно также включает в себя признание возможности или, напротив, принципиальный отказ от способности познания человечеством сущностных связей и отношений нашего бытия, называемый на философ­ском языке агностицизмом (от греч. -"недоступный познанию”).

Овладение терминами "материализм", "идеализм", "дуализм", “агности­цизм" и др., если оно не ограничивается игрой в слова, открывает перед нами возможность углубления в суть обозначенных ими проблем и, в дальнейшем, способность действовать на их основе в сложных ситуациях, требующих не однозначный, как в случае с агностицизмом, а многовариантный выход в практику. Агностицизм вовсе не враг познания вообще, он ориентирует своих последователей исключительно на познание конечного, отказывая в продуктивности любым попыткам прорыва в бесконечное, прикрываясь его отождествлением со сверхъестественным.

Такие претензии вовсе не мелочь, ограничивающая наш взор всего лишь очевидным, бесспорным и однозначным. Проведенные последовательно, они ликвидируют всю сферу гуманитарного знания вообще и, в первую очередь, мировоззренческую проблематику, собственно делающую философию жизненно необходимым для человечества знанием.

Философия — всегда общение, она диалогична по своей природе. Даже наедине с собой, размышляя, мы собеседуем с конкретными людьми, авторами книг и человечеством в лице культуры, к которой принадлежим. Сейчас у нас с вами, с помощью учебного пособия, написанного на кафедре философии и культурологии КГАУ, увеличились шансы быть понятыми друг другом и сделать философские обсуждения более плодотворными и запоминающимися.

Учебное пособие написано в соответствии с “Методическими рекомендациями по философии”, разработанными в Кубанском Государственном Аграрном Университете по российским вузовским стандартам.

Учебное пособие по философии для студентов КГАУ подготовили: Маковка Николай Михайлович, профессор, доктор филос.н., — Диалектика и ее альтернативы (Категории диалектики — Зинковым Евгением Геннадиевичем, препод. кафедры)

Скляр Василий Васильевич, профессор кафедры философии и культурологии КГАУ, к. филос. н., — Введение. Философия, ее специфика, проблемы и роль в обществе. Сознание. Личность и общество (в соавторстве с Янковской Людмилой Васильевной, аспирантом кафедры), Философский иррационализм как умонастроение и миропонимание. Русская философия XIX века. Особен­ности Философствования в XX веке. Экзистенциализм. Человек и человечество как развивающаяся духовность.

Ембулаева Людмила Сергеевна, доцент, канд. филос.н., — Философия Древнего востока. Средневековая философия (Русская философская мысль ХI-ХVII вв. — Комоедовым Юрием Викторовичем, аспирантом кафедры). Общественная жизнь: многообразие социального опыта. Неотомизм.

Толпыкина Тамара Васильевна, доцент, к. филос. н., — Античная филосо­фия, ее генезис и периодизация. Немецкая классическая философия. Русская немарксистская философия ХХ века.

Данилова Марина Ивановна, доцент, к. филос. н., — Философия Возрождения. Философия Нового времени. Аналитическая философия и герменевтика как альтернативные способы от­ношения к знанию. Учение о бытии. Материя. Теория познания.

Прасол Владимир Яковлевич, доцент, к. филос. н., — Философия эпохи Просвещения. Глобальные проблемы современности.

Толпыкин Виктор Егорович, доцент, к. филос. н., — Философия марксизма.

Крысов Владимир Александрович, ст.препод. кафедры. — Проблема человека.


"Удовлетворять всякой прихоти любозна­тельности и ограничивать нашу жажду познания только пределами наших спо­собностей, — вот стремление духа, ко­торое подобает учености. Но из всех бесчисленных задач, которые возникают сами собой, избрать именно те, разре­шение которых важно для человечества. — это заслуга мудрости." И. Кант.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.