Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 22. Государственное регулирование экономики




 

22.1. Необходимость государственного регулирования экономики в условиях рынка.

22.2. Понятие государственного регулирования экономики.

22.3. Объекты и субъекты государственного регулирования.

22.4. Основные модели государственного регулирования экономики.

 

Во всех странах с рыночной экономикой государство регулирует рынок. Это следует из того, что далеко не все экономические проблемы могут быть решены по принципу невидимой руки А.Смита. Существует немало социально-экономических проблем, решение которых просто неподвластно рынку. Например, рынок не способен сохранять невоспроизводимые ресурсы, не создает стимулы для производства общественных товаров и услуг, не обеспечивает фундаментальных научных исследований и т.д. Необходимость государственного регулирования фактически признается во всех современных экономических школах, и очень важно определить границы эффективного вмешательства государства в экономику, рассмотреть основные объекты и субъекты государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему правовых и организационно-экономических форм и методов воздействия государственных органов на хозяйственные процессы в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям, защиты прав и интересов населения и предпринимателей.

Государственное регулирование экономики возникло еще на домонополистической стадии, когда стало очевидным, что многие экономические проблемы не могут быть решены автоматически на базе частной собственности. В период возникновения монополий регулирование экономики нацеливалось на ускорение и усиление господства финансового капитала ведущих монополистических групп. Усиление экономических функций государства в этот период явилось одним из важнейших факторов, способствовавших в послевоенный период увеличению нормы накопления капитала и ускорению темпов роста производства. В 80-е годы большинство развитых стран, опираясь на консервативные идеи развития экономики, несколько сокращают масштабы прямого вмешательства государства в экономику, одновременно усиливая использование таких частнокапиталистических инструментов воздействия на экономику, как рынок, биржа, конкуренция. В этот период основными принципами государственного регулирования экономики становятся:

1) государство берет на себя лишь то, что не способен осуществлять частный бизнес;

2) государство не конкурирует с бизнесом, а только помогает ему;

3) государство берет на себя убытки, чтобы обеспечить прибыль монополиям.

Как показывает опыт государственного регулирования в развитых странах, наиболее глубокое вмешательство государства в экономические процессы осуществляется в странах Западной Европы (Франции, Германии, скандинавских странах), Японии, ряде стран Азии и Латинской Америки. Несколько слабее государственное регулирование экономики развито в США, Канаде и Австралии. Это объясняется тем, что здесь несколько иная социально-экономическая ситуация. Например, в отличие от Европы, здесь не было таких потрясений в социальной и экономической сферах, которые были вызваны последствиями второй мировой войны. Одновременно в этих странах частный капитал имел большие традиции, что также предопределило его ведущую роль в экономике.

Основными объектами государственного регулирования выступают: воспроизводственный цикл, отраслевая и территориальная структура хозяйства, научно-технический прогресс, занятость, денежное обращение, цены, условия конкуренции, внешнеэкономические связи, социальные отношения. Объекты государственного регулирования принято различать в зависимости от уровня решаемых ими задач:

1) фирма, регион, отрасль, сектор экономики;

2) хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, цены);

3) глобальный уровень (социальные отношения, экология);

4) национальный уровень (политико-экономические отношения с зарубежными странами и участие в мировых интеграционных процессах).

Субъектами государственного регулирования экономики выступают прежде всего носители хозяйственных интересов: различные социальные группы, наемные рабочие, хозяева предприятий, предприниматели, фермеры и земельные собственники, государственные служащие и т.д. У некоторых из названной категории имеется свой интерес, обусловленный различными факторами (социально-экономическое положение, вид деятельности, проживание в том или ином регионе и т.д.). При этом экономические интересы субъектов рынка могут быть достаточно противоречивыми, и государство в своем регулировании стремится к достижению консенсуса.

В экономической теории существуют следующие теоретические подходы к государственному регулированию в условиях рынка:

1) модель, отрицающая необходимость государственного регулирования, опирающаяся на принципы рыночной экономики (модель А.Смита);

2) кейнсианская модель, в которой ставка делается на активное вовлечение государства в экономику путем расширения государственных расходов и инвестиций, стимулирование эффективного спроса;

3) неоконсервативная модель «экономика предложения», которая ориентирует государство на минимизацию прямого участия в экономической деятельности и расширение использования косвенных методов регулирования (денежная, кредитная и фискальная политика государства);

4) монетаристская модель, которая основывает регулирование экономики со стороны государства путем изменения количества находящихся в обращении денег.

В практике государственного регулирования экономики в последние годы находят применение как идеи монетаристов (обеспечения устойчивого денежного обращения), так и кейнсианские концепции конъюнктурного регулирования экономики, стабильной занятости, перераспределения национального дохода в целях обеспечения социальной стабильности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.