Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура финансовой системы




 

 


 

 

Рис. 52.

Государственный бюджет. Госбюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, которым располагает правительство для выполнения своих функций (содержание государственного аппарата, Вооруженных Сил, решение социально-экономических проблем).

Экономическая сущность бюджета в любом государстве определяется строем общества и соответствующими производственными отношениями. С развитием общества меняется экономическая сущность бюджета, характер его доходов и расходов.

Бюджет и бюджетная система являются совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода.

Развитие бюджета происходит на основе развития и совершенствования экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной формах доходов и расходов.

Государственная бюджетная система РФ. Государственная бюджетная система РФ – это совокупность всех бюджетов страны. В странах, имеющих федеративное устройство, имеются промежуточные бюджеты штатов, земель, регионов и соответствующих им административных образований. Свод федерального бюджета и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований образуют консолидированный бюджет.

В отличие от госбюджета консолидированный не утверждается ни на каком уровне, а представляет собой свод статистических показателей, используемых для расчетов и анализов.

Федеральный бюджет в РФ играет особую роль. В условиях перехода к рынку в нем концентрируется около 70% финансовых ресурсов бюджетной системы страны. Из федерального бюджета финансируются мероприятия общегосударственного характера (оборона и безопасность страны, государственное управление, внешнеэкономические связи), программы развития народного хозяйства и социальной сферы.

Региональные бюджеты формируются от поступлений в виде налогов на прибыль предприятий и организаций (полностью или частично), подоходного налога с физических лиц (полностью или частично), налогов за использование природных ресурсов, земли (полностью или частично), платежей за землю (частично) и других поступлений.

Местные бюджеты формируются за счет налогов с предприятий и организаций, подоходного налога, а также местных налогов и сборов за счет части госзаймов, проведения лотерей, доходов от приватизации и пр.

Местные бюджеты используются для финансирования расходов на образование (около 60%), на здравоохранение (около 80%) и почти полностью покрывают расходы на содержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства. Из региональных бюджетов финансируются выплата дотаций сельскому хозяйству, на содержание объектов социальной инфраструктуры села и другие расходы АПК, а также на приобретение автотранспорта для пассажиров и содержания некоторых служб МВД.

Финансовая политика. Финансовая политика – это система мер и действий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для развития национальной экономики. Экономическая наука выделяет 3 основных звена финансовой политики государства:

Выработка научно обоснованных концепций развития финансов.

Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период.

Осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей.

Финансовая политика – это политика использования финансов в системе стоимостной, денежной формы, реализации экономических законов товарного производства, перераспределение финансовых ресурсов в интересах создания условий для увеличения натуральной и денежной базы распределения.

Финансовая политика, проводимая государством, реализуется через финансовое регулирование экономики. Процесс финансового регулирования осуществляется через финансовые механизмы предоставления или изъятия финансовых ресурсов.

Финансовая политика складывается из основных направлений деятельности государства в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика государства) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

В процессе осуществления финансовой политики реализуется следующие основные функции.

Фискальная политика государства. Фискальная политика – это деятельность государства в области налогообложения с целью воздействия на национальную экономику. Реализуется фискальная политика посредством изменения налоговых ставок законодательными органами страны, контроля за взиманием налогов и расходованием собранных средств.

В мировой экономической практике широко применяется стимулирование экономического развития с помощью налогов и государственных расходов.

Кейнсианский подход к налоговым ставкам. Кейнс и его сторонники придавали фискальной политике основную роль в воздействии на экономический рост, уровень занятости и динамику цен. Они считали, что сокращение налогов приводит к росту совокупного спроса, одновременно с которым растет реальный ВНП. При этом будет повышение уровня цены, т.е. произойдет увеличение инфляции. Одновременно произойдет сокращение поступления в бюджет, вследствие чего возникнет дефицит бюджета. Данная модель может рассматриваться и применяться на практике с учетом определенных допущений:

- стабильность цен;

- сведение всех налогов к единому, индивидуальному, т.е. взятому в целом;

- отсутствие экспорта.

«Экономика предложения» о налоговых ставках. В отличие от кейнсианцев, сторонники теории «экономики предложения» считают, что предложение создает спрос, и утверждают, что кейнсианская теория не учитывает воздействия налоговых ставок на динамику совокупного предложения. Они считают, что снижение налоговых ставок может стимулировать совокупное предложение и увеличить налоговые поступления, т.е. сократить бюджетный дефицит. Большинство экономистов относится с осторожностью к предложению сторонников «экономики предложения», считая, что на практике сокращение налогов не окажет сильного стимулирующего воздействия на совокупное предложение.

Кроме того, изменение совокупного предложения происходит в течение длительного периода, в то время как величина совокупного спроса может быть изменена в более короткий срок. Экономическая теория допускает конкуренцию между собой школ и направлений. Применение той или иной концепции зависит от конкретной экономической ситуации и целей, поставленных перед национальной экономикой.

Теория и практика налогообложения. Налоги – это обязательные сборы с юридических и физических лиц, взимаемые государством на основе действующего законодательства и поступающие в госбюджет или во внебюджетные фонды в определенных размерах и в установленные сроки. Экономическая сущность налогов впервые была исследована Давидом Рикардо. Он писал: «Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или дохода страны».

Важным элементом теории налогов являются принципы налогообложения. Их классическую формулировку дал А.Смит:

Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства по возможности относительно своей платежеспособности, т.е. соразмерно доходу.

Налог должен быть точно определен, а не произвольно. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

Налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

Налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

В основе рекомендаций Смита лежит принцип определения налога в зависимости от получаемого дохода. Это положение является доминирующим почти во всех странах.

Система налогообложения и налоговая политика устанавливаются законодательством, которое определяет конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяет конкретный элемент налогов. К ним относятся:

- налогоплательщик (субъект налога), т.е. лицо, на которое законодательством возложено обязательство платить налог);

- носитель налогов, т.е. лицо, которое фактически уплачивает налог;

- объект налога – это доход или имущество, с которого начисляется налог (зарплата, прибыль, недвижимое имущество, добавленная стоимость и пр.);

- единица обложения – это часть объекта налогообложения, на который устанавливается ставка налога;

- срок уплаты налога – это срок, в который уплачивается налог согласно законодательству;

- льготы по налогам – это полное или частичное освобождение от налогообложения;

- ставка налога – это величина налоговых отчислений на единицу обложения; различают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения (на тонну газа, кубометр древесины и пр.).

Пропорциональные ставки действуют пропорционально к доходу без дальнейшей дифференциации от размера этого дохода.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки налога по мере роста дохода. Прогрессивные налоги превышают другие не только по сумме, но и по величине изымаемого дохода.

Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог не может во всех случаях приводить к росту абсолютных поступлений в бюджет при увеличении дохода.

Налоги призваны обеспечивать следующие функции:

- экономическая – это использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода;

- фискальная функция заключается в формировании денежных фондов, где определяется величина и структура государственных расходов, объем трансфертных выплат и определяется система налогообложения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.