Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 21. Социальная рыночная экономика




Год

Тема 20. Воспроизводство населения и рынок труда

 

20.1. Демографические процессы. Противоречивость проблемы.

20.2. Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов. Занятость и ее виды.

20.3. Социально-экономические факторы. Воспроизводство трудовых ресурсов.

 

Демография – наука о народонаселении. Впервые этот термин был использован французским ученым А.Гийаром в 1855 г. в его книге «Элемент статистики населения, или сравнительная демография». Демография – общественная наука, которая на основе социальных, экономических, биологических и географических факторов, причин и условий исследует закономерности процессов, происходящих в структуре размещений, перемещений и динамики народонаселения. Изучение демографических процессов в отдельной стране нельзя рассматривать в отрыве от демографической ситуации на всей земле, а также из учета фактора историчности данного процесса.

Проследим численность населения в исторически значимые периоды для нашего государства:

население мира – 275 млн. чел.

из них в Европе – 42 млн. чел.

Киевская Русь – 8 млн. чел.

1200 г. – 348 млн. чел.

из них в Европе – 100 млн. чел.

в Азии, Австралии и Океании – 203 млн. чел.

1800 г. – 906 млн. чел.

из них в Европе – 187 млн. чел.

1900 г. – 1608 млн. чел.

из них в Европе – 401 млн. чел.

в Африке – 120 млн. чел.

в Америке – 140 млн. чел.

 

В настоящее время в мире проживает более 6 млрд. чел, в Африке – 600 млн. чел., и при доминирующей роли традиционной экономики потребности людей уже превысили допустимую нагрузку на местные биологические системы.

По прогнозам, численность населения мира к 2025 г. составит 8 млрд. чел.

Демографические проблемы в нашей стране начали изучаться только с 60-х годов ХХ столетия, т.к. ранее считалось, что, покончив с безработицей к началу 30-х годов, организовав систему подготовки кадров, наша страна демографических проблем иметь не может.

Демографические проблемы в нашей стране были сложными и многообразными и в целом их можно было свести к двум основным составляющим:

1) два противоположных типа воспроизводства населения;

2) демографические последствия войны.

В бывшем СССР сложились 2 типа воспроизводства населения (Н:1.1) на основе низкой, контролируемой населением рождаемости, низкой смертности и высокой интенсивности миграции. Этот тип воспроизводства характерен для России, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии и Грузии, т.е. примерно для 80% населения бывшего Советского Союза. Для данного типа характерна система, которая не обеспечивает простого воспроизводства населения. По подсчетам демографов, от первоначальной численности населения в 1000 чел. через 30 лет остается 621 чел., через 98 лет – 386 чел., через 50 лет – 92 чел., через 300 лет – 8 чел., или менее 1% от первоначальной численности населения.

Тип воспроизводства на основе высокой рождаемости, низкой смертности и малой интенсивности миграции за пределы своих республик дает высокий процент (от 2,5 до 3%) ежегодно и характерен для коренного сельского населения республик Средней Азии. В результате наступает перенаселенность, отсутствие для избыточных трудовых ресурсов стабильных источников дохода, рост социально-экономической нестабильности и неблагоприятных экономических последствий. Если раньше, до распада СССР, можно было рассчитывать на миграцию молодежи из Азии в Россию, то теперь, в условиях образования СНГ, такой вариант практически исключается.

Демографические последствия войны делят на прямые и косвенные. Прямые – более 20 млн. чел. погибших, а косвенные – это неродившееся поколение в результате войны, снижение «качества» населения: уровень образования, состояние здоровья и пр.

Трудовые ресурсы государства представляют собой трудовой потенциал, т.е. являются интегральной характеристикой количества, качества и мерой совокупной способности к труду.

Современный рынок труда включает три основные категории лиц:

1) «синие вортонички» (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);

2) «серые воротнички» (рядовые работники – вспомогательный персонал);

3) «белые воротнички» (работники умственного труда: служащие, инженеры, административно-управленческий персонал и т.д.).

Развитие научно-технического прогресса и переход к информационному обществу вызвал ряд качественных и количественных сдвигов в структуре рынка труда:

- наблюдается резкое снижение удельного веса, работников физического труда;

- значительно возросла доля работников умственного труда.

Характерной чертой качественной эволюции современной рабочей силы является рост ее образовательного уровня.

По показателям образования и квалификации рабочей силы Россия находится на одном из ведущих мест в мире. Так на начало 1998 г. высшее образование в стране имело более 19% всех занятых, а среднее (общее и специальное) – около 69%; вузами было выпущено около 46 тыс. специалистов, а в 1998 г. в России насчитывалось более 3 млн. студентов вузов (207 студентов на 10 тыс. населения. Уровень образования рабочей силы в целом населения является одним из важных сравнительных конкурентных преимуществ.

Ускоряющиеся процессы обновления научно-технических знаний повысили потребность в специалистах, умеющих на основе достижений информатики творчески использовать научные и инновационные подходы в совершенствовании технологий.

Современные условия и развитие информационного общества требуют от работников совершенные знания информатики, владение компьютерной техникой, требуется высокий уровень устной и письменной речью. Умение читать книги и литературные обзоры, научные и технические журналы, финансовые отчеты и юридические документы.

Высокий уровень динамики инновационных процессов в экономике вызвал необходимость создания на предприятиях, организациях, учреждениях системы непрерывного образования кадров. Регулярное обновление и пополнение профессиональных качеств работников в вузах, на факультетах и курсах повышения квалификации.

Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния нации. Этот показатель является оценкой благополучия страны, ее экономической и социальной стабильности. Занятость является составной частью социально-экономической политики.

В Законе «О занятости населения РФ» определены социально-экономическая структура занятости, где выделены основные ее виды. К ним относятся:

- работающие по найму;

- занимающиеся предпринимательской деятельностью;

- временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышение квалификации и т.д.;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой;

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие службу в рядах Российской армии и др. вооруженных структурах государства;

- обучающиеся в учебных заведениях.

Из многообразия видов деятельности можно выделить 3 группы занятых:

1) занятые в экономике оплачиваемой деятельностью;

2) служащие Российской Армии;

3) учащиеся с отрывом от производства.

Занятых в экономике по характеру участия в экономических процессах можно подразделить на три подгруппы:

1) наемные работники;

2) работодатели;

3) самозанятые.

Рынок труда, строящийся на законах спроса и предложения и функционирующий по определенным принципам и механизмам, является рынком особого рода и имеет ряд существенных отличий от других товарных рынков. На функционирование рынка труда существенное влияние оказывают экономические факторы, которыми можно считать:

- численность населения, находящегося в трудоспособном возрасте, т.е. число людей, которые могут быть задействованы в процессе производства;

- возрастную структуру населения, показывающую, какими трудовыми ресурсами располагает страна;

- уровень занятости и профессиональная структура занятых, что определяет эффективность использования трудового потенциала и пути увеличения объемов производства;

- переток трудовых ресурсов из одной производственной сферы в другую и процессы миграции населения;

- квалификационный уровень рабочей силы и уровень производственной культуры, как факторы, определяющие качество рабочей силы.

Российская экономика располагает значительными трудовыми ресурсами. Общая численность в 1997 г. составляла 147 137 тыс. человек, из них в трудоспособном возрасте находилось 84 337 тыс. человек, т.е. 57,3% населения. Наряду с этим за последние годы наблюдается ряд негативных тенденций, связанных с воспроизводством рабочей силы. К ним следует отнести старение населения, увеличение численности населения старше трудоспособного возраста, снижение численности населения моложе трудоспособного возраста за счет резкого сокращения рождаемости. Наблюдается естественная убыль населения, связанная со снижением рождаемости и уменьшением средней продолжительности жизни, что может отразиться в уменьшении численности трудоспособного населения в 2005-2010 гг.

Повышение эффективности воспроизводства трудовых ресурсов можно с помощью использования различных рыночных инструментов регулирования: повышение мобильности рабочей силы, стимулирования свободного перетока занятых между сферами производственной деятельности, ввода дифференцированной системы социальной помощи безработным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.