Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации для подготовки к семинару




Информационные сетевые ресурсы

1. Архивные материалы, мемуары и др. работы, имеющие отношение к русской революции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm Дата обращения: 02.02.2012. – Загл. с экрана

2. Декреты Советской власти 1917–1918 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/ Дата обращения: 09.02.2012. – Загл. с экрана

3. Документальный сайт «100 лет Первой Государственной Думе» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.agitclub.ru/vybory/duma100/1905manifest.htm Дата обращения: 02.02.2012. – Загл. с экрана

4. Горький, М. Несвоевременные мысли: заметки о революции и культуре [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/203851/read Дата обращения: 09.02.2012. – Загл. с экрана

5. Программа Российской социал-демократической рабочей партии (1903 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.agitclub.ru/center/comm/zin/1903project4.htm Дата обращения: 09.02.2012. – Загл. с экрана

6. Программа конституционно-демократической партии (1905 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://his95.narod.ru/party/kadet.htm Дата обращения: 09.02.2012. – Загл. с экрана

7. Программа партии «Союза 17 Октября» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://his95.narod.ru/party/octobr.htm Дата обращения: 09.02.2012. – Загл. с экрана

8. Программа партии социалистов-революционеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://his95.narod.ru/party/eser.htm Дата обращения: 10.02.2012. – Загл. с экрана

9. Программа партии «Союза русского народа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.history.ru/content/view/1156/87/ Дата обращения: 10.02.2012. – Загл. с экрана

«Революционный процесс в начале ХХ в.»

Изучение феномена революционного процесса в России студенту важно начать с определения причин первой русской революции. Что послужило поводом для ее возникновения? Какие противоречия существовали в российском обществе? Какое событие стало катализатором революции 1905–1907 гг.? Обозначьте этапы революционного движения и его кульминацию. Какой характер носила первая русская революция? Опираясь на текст документа «Из петиции рабочих и жителей Петербурга (9 января 1905 г.)» (1), скажите, в чем состояли основные требования петиции рабочих и жителей Петербурга царю Николаю II? Как они их аргументировали? Почему власти встретили мирную манифестацию пулями?

Нарастание революции заставило правительство пойти на уступки. Какие права были дарованы подданным Российской империи Манифестом 17 октября 1905 г. (2)? Изменилась ли политическая жизнь в России после Манифеста? Охарактеризуйте избирательную систему, созданную в России. Почему правительство Николая II отвергло идею введения всеобщего и равного избирательного права? Какими правами была наделена Государственная Дума и сравните их с полномочиями императора.

В процессе подготовки на первый вопрос студенту стоит уяснить, что Манифест 17 октября 1905 г. послужил легализации нескольких десятков политических партий. На какие основные группировки, течения можно их подразделить? Обсудите содержания партийных программ, обратив особое внимание на идеал государственного устройства, методы переустройства общества, отношение к самодержавию, аграрному вопросу. Сделайте вывод об их различиях (3–7). Почему правительство пошло на роспуск I и II Государственных Дум и изменение избирательных законов? При ответе используйте материалы собственной таблицы «Правые, центристские и левые партии России в начале ХХ в.». В конце обсуждения первого вопроса важно определить итоги и значение первой русской революции.

Выявление причин, породивших февральскую революцию 1917 г., приведут студента к ответам на следующие вопросы. Как Россия за несколько дней стала самой демократической страной мира? Чем завершилась вторая в истории России революция? Каковы были ее характер и особенности? Какие задачи она решила? Почему результаты революции февраля 1917 г. привели к размежеванию политических сил, и какие пути развития России они выявили?

Внимание студентов следует обратить на текст Декларации Временного правительства (8). Проанализируйте его и дайте общую оценку политической программы правительства. Какие политические свободы провозглашались в этой Декларации? Как решались вопросы о гражданских правах, об отмене сословий и национальном равноправии? Как в документе предлагалось решить вопрос о государственном устройстве, конституции, выборах? Какое значение имело требование о созыве Учредительного собрания? Предлагала ли Декларация конкретные решения вопросов о мире, земле, форме правления? Почему в ней был включен пункт о невыводе и неразоружении войск Петроградского гарнизона, «принимавших участие в революционном движении»? Как это обещание правительства могло повлиять на ситуацию в столице? В. И. Ленин называл Россию весной 1917 г. одной из самых свободных стран. Подтверждает ли эту оценку текст Декларации? Какие возможности дальнейшего развития страны открывал это документ?

На основании фрагментов из «Апрельских тезисов» В. И. Ленина (9–10) проанализируйте тактику большевиков весной и летом 1917 г. Как В. И. Ленин охарактеризовал своеобразие текущего момента в России? Объясните, почему В. И. Ленин считал законченным первый этап революции и возможным переход к социалистической революции?

Для того чтобы обозначить альтернативы развития страны, студенту необходимо изучить и дать анализ мероприятиям Временного правительства, Петроградского Совета, А. Ф. Керенского, Л. Г. Корнилова? В чем их различия? Почему политические кризисы, разразившиеся в апреле, июле и августе 1917 г. повлияли на авторитет Временного правительства? Послужила ли февральская революция на возникновение такого своеобразного общественного движения, как анархизм? Каковы его основные идеи?

Анализ революционного процесса в октябре 1917 г. важно начать с характеристики положения России к осени 1917 г., обозначения проблем и противоречий, которые приобретали наибольшую остроту. Следует уяснить, почему партия большевиков стала единственной партией, укрепившей свое влияние в условиях углубляющегося кризиса. Чем была вызвана популярность лозунгов большевиков?

При подготовке к третьему вопросу следует также рассмотреть ход вооруженного восстания в Петрограде 24–26 октября 1917 г. Для определения его роли и значения студенту необходимо помнить, что оценка произошедших в октябре 1917 г. в России событий неоднократно пересматривалась в историографии. Безусловно, по форме это был переворот, приведший к власти партию большевиков, РСДРП (б). Однако поддержка II съезда Советов придала новой власти законность, тем более что в его решениях она характеризовалась как временная, существующая до созыва Учредительного собрания и утверждения им новой Конституции.

Необходимо отметить, что во время изучения темы «Революционный процесс России в начале ХХ в.» важно обратиться к документам и материалам эпохи революций и гражданской войны, которые помогут студенту преодолеть однозначность, односторонность трактовок и оценок основных событий, процессов. По многим вопросам в пособии приводятся документы, содержащие различные точки зрения на одно и то же событие. Существенное место занимают документы, характеризующие позиции эсеров, меньшевиков, кадетов и других партий по важнейшим вопросам и событиям, определившее остроту политических столкновений в эти годы. Источники демонстрируют не только реальность диктатуры пролетариата или военной диктатуры, но и возможность либерально-демократической альтернативы. Документальные материалы подтверждают, что революция в октябре 1917 г. стала возможной в результате резкого обострения различных спектров противоречий: между городом и деревней, центром и окраиной, государством и личностью, русскими и «инородцами», помещиками и крестьянами, продолжающей политикой войны и общенародным стремлением к миру.

Используя текст документов (11–14), дайте анализ первым преобразованиям нового правительства. Выскажите свою точку зрения о возможных перспективах политики большевиков. Как они намеревались решить наиболее сложные вопросы?

Во второй части занятия подводятся итоги революционного процесса начала ХХ в., дается компаративный анализ характеру и особенностям революций в России. Проследите возможные альтернативы разрешения противоречий в стране и дайте оценку масштабу борьбы общественных сил за выбор пути дальнейшего развития. Какие альтернативы были реальны? После прихода большевиков к власти были ли до конца исчерпаны все альтернативы?

Историю установления советской власти, внутренней и внешней политики правительства большевиков следует рассматривать в контексте документов (11–14), раскрывающих большевистские представления об однопартийном характере диктатуры пролетариата, о неизбежности быстрой победы мировой социалистической революции, о праве советской власти на «экспорт революции». О чем свидетельствуют данные документальные материалы? Появляются ли первые нарушения прав человека? Принципы какой экономической системы и идеологии воплощаются в этих текстах?

В заключительной части семинара важно определить значении Октябрьской революции, проанализировав фрагменты высказываний ее современников (В. Ленина, Л. Троцкого, А. Богданова, Р. Люксембург, М. Горького и др.) (15–19). Сравните позиции авторов. Чем Вы объясняете такой «разброс» мнений и оценок одного и того же периода и главного события года? Чьи позиции Вам покажутся более точными и объективными? Как последующая история советской страны за три четверти века подтвердила (или опровергла) оценки и прогнозы, содержащиеся в приводимых Вами документах? Приведите конкретные факты, подтверждающие Ваши рассуждения.

 

 

Тема 2. Россия нэповская (1921–1929 гг.)

Цель: изучить новую экономическую политику в эпицентре политической борьбы.

Задачи:

· обозначить причины введения новой экономической политики;

· определить цели, принципы нэпа;

· охарактеризовать содержание и методы проведения новой экономической политики;

· сравнить политику военного коммунизма и нэпа;

· обсудить причины свертывания новой экономической политики;

· рассмотреть предпосылки объединения советских республик;

· проследить механизм взаимодействия между центром и союзными республиками;

· сформировать представление о внутрипартийной борьбе за власть в СССР;

· определить истоки сталинизма.

Вопросы для обсуждения:

1. Новая экономическая политика: цели, принципы, содержание.

2. Создание СССР.

3. Внутрипартийная борьба и истоки сталинизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.