Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материальная сущность мира




Понятие материи является одним из фундаментальных понятий философии и естествознания. Понятие материи имеет свою историю. А это значит, что в различные периоды развития общества, и прежде всего в науке, это понятие наполнялось разным содержанием. Так, первые представления о материи появились в глубокой древности. В частности, в Древней Греции философы рассматривали материю как неизменную и неуничтожимую вещественную субстанцию. За такую субстанцию вначале принималось «первовещество», из комбинации которого состоят все другие вещи. Древнегреческий философ Фалес считал таким «первовеществом» воду, Анаксимен – воздух, а Гераклит – огонь.

А философ Анаксогор впервые высказал мысль о неограниченной делимости материи. Он считал, что мир представляет собой совокупность бесконечного числа частиц, так называемых гомеомерий. И любая из этих частиц содержит в себе все свойства материального мира. Несколько позже Демокрит и Эпикур выдвигают идею атома /греч.– неделимый/. Атом есть как бы своеобразный первокирпичек мира. Атомы различаются по величине, форме, весу и положению. Они постоянно движутся в пространстве и тем самым образуют многообразные, конкретные вещества /тела/. А различие одного вещества от другого определяется количеством и различным сочетание /структурой/ атомов. При распаде же тела атомы бесследно не исчезают, а снова переходят на свободное существование, чтобы потом участвовать в образовании других тел. Получается такой своеобразный круговорот в существующем мире.

Несколько иное представление о материи было у Платона, который, по сути дела, был родоначальником философского направления, получившего в дальнейшем название объективного идеализма. Платон считал, что истинной субстанцией мира является «мир идей» как мировой разум – вечный и неизменный. А материя – «мир вещей» – это лишь отблеск этого «мира идей». Она не обладает самостоятельной сущностью и она преходяща, не вечна, т.е. конкретные материальные тела возникают и исчезают, а «мир идей» как бы постоянно воспроизводит новые тела, и так до бесконечности.

Попытку соединить так называемую «линию Демокрита» и «линию Платона» осуществил великий систематизатор древнегреческой философии Аристотель. Аристотель считает, что материя субстанциональна, т.е. она первична в своем природном выражении. Но самостоятельной сущностью она не обладает, те природа аморфна и она есть лишь потенциал вещей. И лишь форма придает материи актуальное состояние, т.е. создает ту или иную вещь, наделяет ее смыслом. Но форму вносит в природу субъект через свою деятельность. Тем самым сознание,мир идей субъекта/, оформляя материю, материализует себя в какой-то вещи. Например, скульптор, исходя из своего замысла, из аморфного природного вещества как мрамор, оформляя его, создает такую вещь как скульптора. А скульптора – это уже духовная ценность, которая существует в оформленной природе /мраморе/.

Следующий этап философского понимания материи связан с Новым временем, которое начинается с XYII века. В это время начинает развиваться научное знание и наиболее развитой наукой становится механика. Принципы механистического понимания мира переносятся и в философии. И материя определяется как совокупность объективно существующих, чувственно воспринимаемых тел, которые обладают такими свойствами, как протяженность, непроницаемость, масса, инерция и т.д. Подобной точки зрения придерживались такие философы как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк.

Естественно, что такое понятие материи было естественнонаучным, но никак не философским, ибо здесь прежде всего отсутствовало понятие всеобщности, как одного из краеугольных понятий философии. И лишь французскому философу XYIII века П. Гольбаху удалось преодолеть эту подмену понятия материи. И это стало возможным потому, что он подошел к пониманию материи через ее отношение к сознанию, т.е. в русле основного вопроса философии. По Гольбаху, «материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различных изменениях, производимых в нас этими веществами» /Гольбах П. Избр. Филос. Произведения: В 2т. М., 1963. Т.I, С.84-85/.

Но и гольбаховское определение материи отождествляет ее с веществом. Такая точка зрения господствовала вплоть до конца XIX века. И ее ограниченность стала очевидной, когда на рубеже XIX-XX веков началась революция в естествознании /прежде всего физике/. Открытие электрона, рентгеновских лучей, радиоактивности, разработка

А. Эйнштейном специальной теории относительности и другие открытия разрушили представление о материи как веществе, обладающем постоянными свойствами. В философии понятие материи должно отражать всеобщие черты всего существующего в мире. При этом материя не может существовать помимо конкретных предметов явлений, но не сводится к их сумме. Отсюда стало важным зафиксировать такие свойства материи, которые принципиально отличали бы ее в рамках основного вопроса философии от сознания как собственной противоположности. Подобное определение материи дал В.И. Ленин в книге «Материализм и эмпирио-критицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них» /Ленин В.И. Полн. Собр. Соч., Т.18, с.131/.

Итак, материя есть вся объективная реальность. Что это значит? Все что существует независимо от сознания человека /за его порогом/, причем не важно как это существует – в каком виде, в какой форме – квант ли света – фатон, или лягушка, или какое-либо государство – все это материя. При этом материя не сводится к какому-то одному началу – некому первокирпичику – элементарной ли частице, атому, молекуле и т.д. Далее, материя является основой самой себе, она никем не порождена, а существует и развивается на основе своих объективных законов. Материя есть то, что Б. Спиноза называл причиной самое себе.

Категория материи является также важнейшим методологическим регулятивом, поскольку материалистическое мировоззрение является основой всякого научного исследования. При этом не следует смешивать философское понятие материи с исторически меняющимися естественнонаучными концепциями строения и свойств тех или иных фрагментов обозримого мира. Последние могут с математической точностью отражать подробности строения и состояния материальных объектов. Философский же подход характеризуется тем, что он абстрагируется от свойств отдельных вещей и их совокупностей и в многообразии мира усматривает его материальное единство – мир един, потому что он материален.

Материя как объективная реальность включает в себя три сферы: неживую природу, живую природу и социально-организованную среду /общество/. Каждая из этих сфер имеет свою структуру, т.е. определенные уровни организации материи. Неживая природа включает в себя: элементарные частицы, атомное ядро, атомы, молекулы, макроскопические тала различного вида и космические образования различной сложности. Живая природа подразделяется на: молекулярный уровень жизни /белковые тела и нууклеиновые кислоты/, микроорганизмы /вирусы, бактерии, микробы/, органическая клетка, биологические виды /растительные – флора и животные – фауна/, биоценозы /степень, болото, лес, тундра, пустыня т.д./ и биосфера /вся совокупность флоры и фауны на Земле, а также условия их существования: атмосферный воздух, вода и почвенный слой земли/. Социально-организованная среда /социум/ имеет следующую структуру: индивид /отдельный человек/, семья, производственные и любые коллективы, социальные группы, государства, этносы, цивилизации или общественно-экономические формации и все совокупное человечество.

Важнейшим свойством материи и материальных образований является их системная организация. Система /от греч. – целое, составленное из частей/ - это комплекс взаимодействующих элементов, или что одно и тоже: отграниченное множество взаимодействующих элементов. Практически любой объект можно представить как систему, для этого необходимо выделить в нем его элементы /элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения/, выявить структуру объема /совокупность устойчивых отношений и связей между элементами /и зафиксировать его характеристику единого в своей основе образования. При таком подходе обнаруживается, что все системы делятся на целостные и суммарные. Целостная система – это такая, в которой все ее элементы не могут существовать изолированно друг от друга.

Утрата или изъятие хотя бы одного из элементов приводит к разрушению системы в целом. Целостными системами являются, например, солнечная система, симбиозы в органической природе, производственная кооперация в экономической сфере общественной жизни и т.п. Отличительной особенностью целостной системы является несводимость ее качества к простой сумме качеств составляющих ее элементов.

Суммарные системы – это системы, качество которых равно сумме свойств, составляющих ее элементов, взятых изолированно друг от друга. Во всех суммарных системах, составляющие ее части могут существовать сами по себе автономно. Примером таких систем могут быть: куча камней, скопление автомашин на улице, толпа людей. Понятно, что об этих совокупностях нельзя сказать, что они бессистемны, хотя их системность выражена слабо и близка к нулю, поскольку ее элементы обладают значительной независимостью по отношению друг к другу и к самой системе, да и связь этих элементов зачастую носит случайный характер.

Системный подход или системное исследование материальных объектов предполагает не только установление способов описания отношений, и связей /структуры/ этого множества элементов, но – что особенно важно – выделение тех из них, которые являются системообразующими, т.е. обеспечивают обособленное функционирование и развитие системы. Системный подход к материальным образованиям предполагает возможность понимания рассматриваемой системы как элемента системы более высокого уровня. Это означает, что любое отдельное системное представление всякого объекта является относительным. Например, человек может относиться и к иным системам.

Заключая разговор о материальной сущности мира, следует также отметить, что материя как объективная реальность выражает или проявляет себя в таких формах как движение, пространство и время к рассмотрению которых мы переходим.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.