Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философии ХХ века




ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ

Начало XX века для России было временем расцвета всех сторон духовной культуры: науки, искусства, философии. Основными направлениями русской философии этого времени были: религиозная философия, философия марксизма… Религиозная философия основывалась на идее соборности, т.е. единства людей на основе любви к богу и друг другу. Соборность проявляется в общности людей и не знает над собой никакого внешнего авторитета. Другой ведущей идеей религиозной философии была идея всеединства. Оно понималось в трех аспектах: гносеологическом – как единство трех видов знания: эмпирического /науки/, рационального /философии/ и мистического /религиозного созерцания/, которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией и верой; социально-практическом – единство государства, общества, церкви на основе слияния всех ветвей христианства; аксиологическом единство трех абсолютных ценностей: истины, добра и красоты, при условии примата доброты.

Среди целой плеяды философов этого направления – С. Булгакова, братьев Трубецких, С. Франка – следует выделить таких философов, как П. Флоренский и Н. Бердяев. Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому целостный мир антиномичен /соткан из противоречий/. А знание открывается разуму непосредственно. Кроме того, Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства. Эта идея Флоренского подтвердилась благодаря открытиям в области квантовой механики и теории относительности Эйнштейна и другим физическим открытиям, которые были сделаны в двадцатом веке.

Что касается философии Н. Бердяева, то она носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. По мнению философа, высшей ценностью в окружающем мире является свобода, которая составляет основу существования человека. Но свобода человека подвергается угрозе и прежде всего со стороны общества и государства, ибо они являются соответственно выражением всеобщей воли и механизмом подавления. Общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность, поэтому задача человека -–сохранить свою самобытность и индивидуальность, не дать обществу и государству ассимилировать себя. И для сохранения такой индивидуальности ключевую роль играет религия. Бог является нравственным символом, примером для человек, а поэтому отношения между Богом должны быть «на равных». Бог не должен выступать в роли Господа /господина/, а человек – в роли его раба. Человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

В своих социально-политических взглядах Бердяев отводил значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. Строящийся в Советской России коммунизм, считал Бердяев, явился извращением мессианской идеи, свойственной русскому национальному характеру. Одновременно он полагает, что в коммунизме есть своя правда и своя ложь. Правда – социальная, раскрытие возможности братства людей и народов, преодоление классовой ограниченности; ложь – в духовных основах, которые приводят к дегуманизации, к отрицанию ценности отдельного взятого человека, к сужению человеческого сознания, которое уже наблюдалось в русском нигилизме.

По-своему уникальной философией была философия, получившая в дальнейшем название Космизм. Русский космизм основывается на идее единства человека и космоса, представляющее нечто целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были В. Вернадский, К. Циолковский и А. Чижевский. Так, Вернадский был не только философом, но и крупным ученым. Он разработал теорию ноосферы /сферы разума/. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера – сфера разума, жизни человека, его культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области мира, а в будущем она станет ведущей на Земле и переместится в космос.

Другой представитель русского космизма – Э. Циолковский – был сторонником идеи вечности и неучтожимости материального мира, в том числе и жизни. Он исходил из того, что цивилизация Земли не является единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по сути своей живой и жизнь – неотъемлемая его черта. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации, а покоряя космос человек будет вступать в общение с другими межпланетными цивилизациями.

Что касается А. Чижевского, то он создал оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле /биосферы/ происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, а также человека и различного рода социальные катаклизмы, как-то войны и революции. Причем, что интересно, свои идеи Чижевский, как правило, выражал не понятиями, а стихами /художественными образами/.

Линию развития русской естественнонаучной философии представляли ученые-естествоиспытатели – И. Сеченов, Д. Менделеев, К. Тимирязев. Они рассматривали мир с точки зрения естественных наук – физики, химии, биологии. Естественно, они стояли на материалистических позициях, в том числе были сторонниками материалистического понимания сознания. Но в естественнонаучной философии было и направление социальное, которое представляли такие ученые как Мечников и Ковалевский. Они рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу, изучали факторы, воздействующие на общество /географические, экономические и т.д./.

Развитие марксизма в России в это время получает в трудах основателя большевизма В.И. Ленина. Теоретическая разработка В. Лениным проблем социального развития была неразрывно связана с практической революционной деятельностью. В его работах по социальным проблемам анализируются вопросы, связанные с пониманием роли народных масс и личности в истории, классов и классовой борьбы, сущности и роли государства как важнейшего политического элемента общества. Кроме того, Ленин обращается к решению философских проблем, имеющих отношение к диалектике природы, исследует причины философско-методологического кризиса в естествознании, возникшего на рубеже XIX-XX вв., с позиций диалектического материализма дает критику русских махистов, выдвигает положение о неисчерпаемости материи, исследует ряд проблем теории познания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.